- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс (ФКГОС)
Рабочая программа по информатике 9 класс (ФКГОС)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сейтмамбетов Э.Э. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
-
Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
-
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Данная программа рассчитана на период интеграции преподавания информатики в систему образования Российской Федерации, действует только для 2014/2015 учебного года. В содержании программы учтено, что учащиеся не изучали информатику в 8 классе. Темы из 8 класса авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.) добавлены в содержание курса 9 класса.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Программа рассчитана на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2014-2015 учебном году ориентировано на использование учащимися учебников для 7 класса, для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.).
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 9 классе - в объеме 70 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитаны объемы учебников для 8 и 9 классов.
При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,
а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
Следует отметить, что все основные принципы, составляющие научно-методическую и дидактическую основу представленного УМК, полностью согласуются с Государственным образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В пояснительной записке к Примерной программе отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Соответствие образовательному стандарту и Примерной программе строго выдержано в содержании учебников и всего УМК.
Основная цель авторов - решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета, произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности. Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.
Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа - принципа системности. Как одно из средств этого, в конце каждой главы присутствуют логические схемы основных понятий изученной темы. В оформлении учебника в целом использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествия по Океану Информатики с посещением расположенных в нем материков и островов (тематические разделы предмета).
В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. Этому служат упомянутые выше логические схемы, разделы «Коротко о главном» в конце каждого параграфа; разделы «Чему вы должны научиться, изучив главу …» в конце каждой главы; глоссарий курса в конце книги.
В дополнение к учебникам рекомендуется использовать структурированный конспект (в настоящее время находится в редакционной подготовке). В нем содержится конспективное изложение разделов курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
В состоянии разработки находится электронное приложение к учебнику: полный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), создаваемый в рамках Федерального проекта ИСО НФПК. Набор включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнители алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ», ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФГОС ООО
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика и ИКТ» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя предметные, метапредметные и личностные. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, что служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
-
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
-
владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
-
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
-
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
-
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
-
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
-
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
-
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование результата деятельности и его характеристик;
-
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
-
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
-
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
-
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
-
выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
-
преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
-
представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
-
освоение основных понятий и методов информатики;
-
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
-
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
-
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
-
оценка информации с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
-
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
-
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
-
оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
-
осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
-
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
-
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
-
умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
-
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
-
вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
-
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
-
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
-
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
-
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
-
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
-
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
-
формулировка проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;
-
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
-
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
-
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;
-
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
-
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
-
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
-
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
-
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
-
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
-
рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
-
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
-
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
-
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
-
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
-
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
-
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
-
решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) путем использования существующих программных средств (специализированные расчетные системы, электронные таблицы) или путем составления моделирующего алгоритма;
-
создание редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видео- записей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
-
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
-
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
-
создание и наполнение собственных баз данных;
-
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера.
-
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
-
приобретение опыта создания эстетически-значимых объектов с помощью средств информационных технологий и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).
-
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
-
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информатизации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
9 класс (70 часов )
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.(3+7)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
Информационное моделирование - 5 час.(3+2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.(5+7)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
Табличные вычисления на компьютере - 10 час.(6+4)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
Управление и алгоритмы - 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
-
Программное управление работой компьютера - 14 час.(6+8)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
-
Информационные технологии и общество 6 час.(3+3)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
9 класс (68 часов)
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение,
ч.
Лабораторные и практические работы,
ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоятельная,
ч.
1
Введение в предмет
10
3
5
1
1
2
Человек и информация
5
3
1
1
-
3
Первое знакомство с компьютером
12
5
5
1
1
4
Текстовая информация и компьютер
10
6
3
1
-
5
Графическая информация и компьютер
11
5
4
1
1
6
Технология мультимедиа
14
6
7
1
-
7
Передача информации в компьютерных сетях
6
3
1
2
-
Итого
68
31
26
8
3
Календарно-тематический план
9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Планируемые результаты
Дата проведения занятия
Лабораторные и практические
Контрольная
Самостоятельная
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
план
факт
1
Передача информации в компьютерных сетях
10
5
1
1
1.1
Техника безопасности. Компьютерные сети
1
понятие компьютерной сети;
назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
назначение и принципы работы электронной почты;
основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;
создание простейших Web-страниц;
поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
1.2
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
1
1
1.3
Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети
1
1.4
Работа с электронной почтой
1
1
1.5
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.
1
1.6
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске
1
1
1.7
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
1
1
1.8
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
1
1
1.9
Итоговая работа по теме «Интернет»
1
1
1.10
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
1
1
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
2
Информационное моделирование
5
1
1
2.1
Понятие модели. Графические информационные модели
1
основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
выделение объекта управления и управляющего воздействия;
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
2.2
Табличные модели.
1
2.3
Информационное моделирование на компьютере
1
2.4
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
1
1
2.5
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
1
1
3
Хранение и обработка информации в базах данных
12
5
1
1
3.1
Базы данных. Назначение СУБД
1
понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
3.2
Работа с готовой базой данных
1
1
3.3
Создание и заполнение базы данных
1
3.4
Создание БД на компьютере
1
1
3.5
Условия выбора и простые логические выражения
1
3.6
Формирование простых запросов к готовой базе данных
1
1
3.7
Условия выбора и сложные логические выражения
1
3.8
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
1
1
3.9
Сортировка, удаление и добавление записей
1
3.10
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
1
1
3.11
Итоговая работа по базам данных
1
1
3.12
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
1
1
4
Табличные вычисления на компьютере
10
3
1
4.1
Двоичная система счисления
1
типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;
перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;
создание структуры ЭТ и заполнение её данными;
редактирование электронной таблицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редактирование диаграммы;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
4.2
Представление чисел в памяти компьютера
1
4.3
Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц
1
4.4
Работа с готовой электронной таблицей
1
1
4.5
Понятие диапазона. Относительная адресация
1
4.6
Использование встроенных математических и статистических функций
1
1
4.7
Деловая графика. Условная функция.
1
4.8
Построение графиков и диаграмм
1
1
4.9
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели
1
4.10
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
1
1
5
Управление и алгоритмы
11
4
1
1
5.1
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью
1
понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
структура замкнутой и разомкнутой систем управления;
назначение алгоритма и его определение;
структура основных алгоритмических конструкций;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алгоритма;
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;
работа в среде учебного исполнителя;
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
5.2
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов
1
5.3
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
1
1
5.4
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
1
5.5
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов
1
1
5.6
Циклические алгоритмы
1
5.7
Работа с циклами
1
1
5.8
Ветвления и последовательная детализация алгоритма
1
5.9
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
1
1
5.10
Зачётное задание по алгоритмизации
1
1
5.11
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
1
1
6
Программное управление работой компьютера
14
7
1
6.1
Алгоритмы работы с величинами.
1
назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
6.2
Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы
1
6.3
Разработка линейных алгоритмов
1
1
6.4
Программирование ветвлений
1
6.5
Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений
1
1
6.6
Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером
1
0,5
6.7
Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций
1
6.8
Программирование циклов
1
6.9
Разработка программ c использованием цикла с предусловием
1
1
6.10
Алгоритм Евклида
1
0,5
6.11
Одномерные массивы в Паскале
1
0,5
6.12
Разработка программ обработки одномерных массивов
1
1
6.13
Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве
1
0,5
6.14
Тест по теме «Программное управление работой компьютера».
1
1
7
Информационные технологии и общество
4
1
2
7.1
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления
1
характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;
проблемы информационной безопасности;
правовые аспекты охраны программ и данных;
умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;
умение определять основные компоненты информационной культуры человека;
умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;
7.2
История ЭВМ и ИКТ
1
7.3
Основы социальной информатики
1
7.4
Тест по теме «Информационные технологии и общество»
1
1
8
Итоговое повторение.
2
8.1
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса
1
1
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
8.2
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
1
1
Итого
68
26
8
3
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
I. Учебно-методический комплект
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов sc.edu.ru
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 25.08.14).
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту.
III. Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Цифровая фотокамера.
-
Цифровая видеокамера.
-
Модем ADSL
-
Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
-
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
-
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
-
Программа интерактивного общения ICQ.
29