- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 5 класс
Рабочая программа по информатике 5 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранова Т.Н. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
Рассмотрено и согласовано на заседании
Методического совета
Заместитель директора по УВР
_______________ Ю.Ю. Кулакова
протокол № ____ от ____________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
_______________ В.А. Воронова
приказ № ____ от ____________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
5 класс
составили: Баранова Т.Н., Яковлева И.В.,
учителя информатики
Юрга
2014
Содержание
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе сборника программ «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы» (М., «Бином» 2011 г.), составитель М.Н. Бородин, авторской программы Л.Л. Босовой, с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования и БУП 2004г.
Важнейшая цель образования в основной школе как фундамента последующего образования - сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества.
Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).
Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
-
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
-
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Основная цель - научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.
В соответствие с учебным планом ООО и учебным планом школы на предмет «Информатика и ИКТ» в 5 классе отводится 34 часа с учётом 1 час в неделю. Длительность практических занятий 15 минут. Занятия планируются проводить в форме уроков и нестандартных форм организации обучения.
2. Требования к результатам освоения учебного предмета
В результате изучения курса информатики в 5 классе учащиеся должны:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
-
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
иметь представление о способах кодирования информации;
-
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
-
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
-
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
-
запускать программы из меню Пуск;
-
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
-
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
-
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
-
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
3. Основное содержание программы
Компьютер для начинающих - 8 часов
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация - Компьютер - Информатика. Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Информация вокруг нас - 16 часов
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Форматирование - изменение формы представления информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Информационные технологии - 10 часов
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка графической информации. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
4. Учебно-тематический план
№ раздела
Название раздела
Количество
часов
Практические работы
Контрольные работы
1.
Компьютер для начинающих
8
4
1
2.
Информация вокруг нас
16
5
1
3.
Информационные технологии
10
6
1
ИТОГО:
34
15
3
5. Календарно-тематическое планирование
(34 часа, из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Виды контроля
Примечание
Компьютер для начинающих
8
1
Информация - Компьютер - Информатика.
Техника безопасности и организация рабочего места.
1
2
Как устроен компьютер
1
3
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш
1
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой»
4
Основная позиция пальцев на клавиатуре
1
5
Рабочий стол. Управление мышью
1
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»
6
Программы и файлы
1
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»
7
Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню
1
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»
8
Контрольная работа по теме: «Информация и компьютер. Управление компьютером»
1
Письменная контрольная работа
Информация вокруг нас
16
9
Действия с информацией. Хранение информации
1
10
Носители информации
1
11
Передача информации
1
12
Кодирование информации
1
13
Формы представления информации. Метод координат
1
14
Текст как форма представления информации
1
15
Табличная форма представления информации
1
16
Наглядные формы представления информации.
Проверочная работа по теме «Информационные процессы. Представление информации»
1
17 | Обработка информации | 1 | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)» |
|
18 | Обработка текстовой информации | 1 | Практическая работа №6 «Вводим текст» |
|
19 | Обработка текстовой информации | 1 | Практическая работа №7 «Редактируем текст» |
|
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами | 1 | Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1-5)» |
|
21 | Редактирование текста. Поиск информации | 1 | Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6-7)» |
|
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 |
|
|
23 | Форматирование - изменение формы представления информации | 1 | Практическая работа №9 «Форматируем текст» |
|
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика | 1 | Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора» |
|
| Информационные технологии | 10 |
|
|
25 | Инструменты графического редактора | 1 | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 1, 4, 5)» |
|
26 | Обработка графической информации | 1 | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 2, 3)» |
|
27 | Обработка текстовой и графической информации | 1 | Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы» |
|
28 | Преобразование информации по заданным правилам | 1 | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)» |
|
29 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» |
|
30 | Разработка плана действий и его запись | 1 |
|
|
31 | Создание движущихся изображений | 1 | Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» |
|
32 | Контрольная работа по теме: «Обработка информации» | 1 | Письменная контрольная работа |
|
33 | Создание движущихся изображений | 1 | Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» |
|
34 | Итоговый мини-проект | 1 | Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему» |
|
6. Список литературы
Литература для учителя
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Литература для учащихся
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.