Рабочая программа по ИКТ 3 класс

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; требования к материально-техническому оснащению образовате...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по информатике составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования по информатике МОУ СОШ №***, с использованием УМК «Гармония», учебника для 3 класса «Информатика и ИКТ»: Нателаури Н.К., Маранин С.С. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса.

Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» является приобретение учащимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающих продолжение образования в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики, как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Определение структуры содержания пропедевтического курса информатики, на основе выделяемых в настоящее время трех основных направлений, определяющих содержание курса информатики: информация и информационные процессы, моделирование и информационные модели, области применения методов и средств информатики - позволяет в дальнейшем построить непрерывный курс информатики.

Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что информатика имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности.

Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим, часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметными понятиями, входят в структуру предметных результатов курса информатики.

Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребенка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяет оказать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся.

Предлагаемые ссылки на электронные образовательные ресурсы, будут способствовать: получению начальных представлений о возможностях ИКТ; формированию познавательной потребности, повышению мотивации учащихся начальной школы; формированию первоначального умения работы на компьютере; стимуляции познавательной активности учащихся, формированию проектных начал за счет создания условий для реализации новых видов деятельности, связанных с созданием моделей, проведением экспериментов.

Все вышесказанное позволяет при изучении предмета «Информатика и ИКТ» способствовать реализации основной цели начального образования - развитие умения учиться.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МОУ СОШ № *** на изучение предмета «Информатика и ИКТ» отводится в 3 классе 34 ч (1 ч. в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Основными задачами курса информатики в начальной школе являются:

  • формирование представлений об информационной картине мира;

  • формирование логического и алгоритмического мышления;

  • обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

  • обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» направлена на достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у третьеклассников будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;

  • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;

  • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • установка на здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий третьеклассник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

Ученик получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий третьеклассник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;

  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов.

Учащийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.

В сфере коммуникативных универсальных учебных умений третьеклассник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Ученик получит возможность научиться: с учетом целей коммуникации остаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология».

Ученик научится:

  • устанавливать истинность утверждений;

  • читать и заполнять несложные готовые таблицы;

  • читать несложные диаграммы;

  • соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;

  • использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

  • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Ученик получит возможность научиться: сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать, и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

Содержание предмета в 3 классе

Основные изучаемые темы:

# Информация, человек и компьютер (информационные процессы, в которых участвует человек; возможности компьютера по обработке информации; компьютерные программы и работа с ними);

# Учимся создавать мультфильмы (программы для создания мультфильмов; типовые этапы создания мультфильма);

# Создание рисунков (графический редактор, основные инструменты рисования и работа с ними; пиксель и растровая графика);

# Объекты. Свойства и действия объектов (понятие объекта и его свойств; действия объектов; работа со звуком);

# Алгоритмизация и программирование (алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов; среда программы Scratch; линейные, циклические, разветвляющиеся алгоритмы);

# Множества и операции (понятие множества; равные множества; пересечение и объединение множеств; высказывания; истинность высказываний; информационные модели).

Интересной особенностью учебника информатики и ИКТ для 3 класса является то, что темы, связанные с компьютерной графикой, обработкой звука, а также объектами, их свойствами и действиями, изложены в рамках сквозного проекта по созданию мультфильма в среде программирования Scratch, которая используется в качестве визуального конструктора спрайтовой графики, а далее тема «Алгоритмика и программирование» органично продолжает изучение среды Scratch уже на новом уровне - как среды программирования. Подобный подход к преподаванию курса информатики и ИКТ позволяет существенно облегчить понимание учебного материала младшими школьниками за счёт повышения наглядности и большего смещения учебной деятельности в плоскость самостоятельной практической работы. Способствует этому и удачный выбор самой среды программирования: Scratch сочетает в себе свойства системы программирования (в которой вместо написания программы выполняется её конструирование из элементарных «алгоритмических блоков» с настраиваемыми параметрами) и визуального графического конструктора (своего рода простейшей системы визуального объектно-ориентированного программирования, специально адаптированной для детей и рассчитанной на создание программно-управляемых спрайтовых мультфильмов). При этом среда Scratch распространяется бесплатно, и в Интернете доступны её версии для всех основных операционных систем: Windows (2000/XP/Vista/7), Linux (Debian/Ubuntu) и Maс OS X (см., например, info.scratch.mit.edu/






Тематическое планирование 3 класс


Название раздела

Характеристика деятельности учащихся

Информация, человек и компьютер.

(5часов)

Выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача).

Приводить примеры информационных процессов, в которых участвует человек.

Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей. Перечислять, что можно делать с информацией с помощью компьютера (собирать, хранить, обрабатывать, передавать).

Приводить примеры, как и для чего компьютер может быть использован, в том числе в школе.

Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей.

Перечислять информационные задачи, которые могут стоять перед пользователем

Запускать/ завершать работу программы.

Выделять смысловые зоны окна программы.

Перечислять шаги, которые необходимо выполнить для создания мультфильма.

Анализировать информацию.

Представлять текстовую информацию в графической форме.

Создание рисунков.

(3 часа)


Выделять смысловые зоны окна графического редактора.

Определять назначение основных инструментов графического редактора.

Использовать инструменты: кисть, карандаш, линия, заливка и др. для создания изображения.

Создавать изображение в графическом реакторе.

Кодировать/декодировать информацию

Объекты. Свойств и действия объектов.

(8 часов)

Называть объект и его свойства.

Анализировать свойства объектов.

Выявлять общие свойства множества объектов.

Создавать копию объекта.

Анализировать свойства объектов (в том числе - размер).

Выделять свойства объекта, существенные для решения задачи. Определять характер закономерности в ряду объектов и строить ряд других объектов с аналогичной закономерностью.

Осуществлять поиск информации (необходимых объектов).

Называть объект и действия, которые он может выполнить

Выделять действия объектов на основе имеющейся информации.

Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом.

Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом.

Использовать команды для задания действия объектам в соответствующей среде.

Определять действия, которые совершает объект по данным командам.

Осуществлять поиск необходимых команд.

Добавлять действия объектам.

Называть устройства ввода/вывода звуковой информации.

Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом.

Осуществлять поиск информации (звуковой).

Записывать и воспроизводить звуковые фрагменты с помощью программы «Запись звука».

Добавлять звук объектам

Вводить текст с помощью клавиатуры в графическом редакторе.

Определять событие, по которому начинают выполняться действия в конкретных примерах


Алгоритмизация и программирование.

(10 часов)

Выполнять действия в соответствии с предложенным алгоритмом.

Составлять алгоритм рисования фигуры по клеткам.

Определять исполнителя алгоритма.

Определять, является ли последовательность действий алгоритмом.

Составлять и записывать алгоритмы решения информационных задач

Выделять смысловые зоны окна программы.

Приводить примеры, когда исполнитель выполняет команды в режиме управления компьютером в режим ручного управления.

Составлять и записывать линейные алгоритмы решения информационных задач. Записывать алгоритм с помощью команд понятных исполнителю.

Запускать скрипт на выполнение. Отвечать на вопросы по приведенному алгоритму, скрипту.

Составлять и записывать циклические алгоритмы решения информационных задач с помощью учителя.

Восстанавливать построчную запись алгоритма из заданных команд. Записывать алгоритм с помощью команд понятных исполнителю. Запускать скрипт на выполнение.

Множества и операции.

(8 часов)

Называть множества.

Перечислять элементы множества.

Выделять подмножество множества.

Определять, равны ли множества.

Перечислять элементы множества, являющегося объединением (пересечением) двух данных множеств.

Использовать круги при решении логических задач (с помощью учителя).

Определять истинность высказываний.

Составлять истинные и ложные высказывания.

Определять истинность сложных высказываний.

Приводить примеры моделей.

Определять существенные свойства объекта.

Определять, какая модель предпочтительнее.

Использовать модели различного вида в учебной деятельности.



Требования к материально-техническому оснащению.


Для учащихся

  1. Каждый учащийся должен быть обеспечен учебником и рабочей тетрадью.

  2. У каждого ученика должно быть два учебных места:

  • за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора;

  • компьютерное рабочее место, оборудованное для ученика начальной школы.

  1. К компьютеру ученика должны быть подсоединены наушники и микрофон.

  2. У учащихся должна быть возможность работы в сети Интернет.

  3. На компьютерах ученика должно быть установлено:

  • графический редактор;

  • «Калькулятор»;

  • текстовый редактор;

  • визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch или ЛогоМиры;

  • редактор слайд-шоу;

  • ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, рекомендуемые в учебниках для 2, 3, 4 классов или их аналоги.

Для учителя

  1. Учитель должен иметь компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, сканером, принтером.

  2. Методические рекомендации к учебникам.

  3. Класс должен быть укомплектован проектором и экраном. Учитель должен иметь доступ со своего компьютера к проектору.


© 2010-2022