Интегрированный урок (география. информатика) Тема урока Средства анализа и визуализация данных

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (география .информатика)

Тема урока

Средства анализа и визуализация данных.

Класс 9

Цель урока: повторение построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Задачи урока:

Образовательная:, совершенствование умений работать с справочными материалами, сформировать у учащихся навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Развивающая: учить анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитать творческие и исследовательские качества учащихся, бережное отношение к природе, отработать коммуникативные навыки.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Добрый день уважаемые коллеги, здравствуйте ребята! Разрешите представиться: мы учителя МБОУ «Стемасская ООШ», Алатырского района.- учитель географии Волкова Е.В и учитель информатики Сидорова Н.М.

Учитель информатики.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Средства анализа и визуализация данных»

Эйнштейн сказал:

«Знание есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили». А эпиграфом к уроку будут слова Аристотеля, «,,,Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле…» И сегодня на уроке мы проверим ваши знания и умения эти знания применять.

Ребята, помните, в начале изучения программы Excel, вам говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы показать, как можно применять электронные таблицы при обработке статистических данных.

Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.

  • Что понимают под электронными таблицами?(это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере)

  • Из чего состоит адрес ячейки электронной таблицы?(состоит из имени столбца и номера строки)

  • Что такое диапазон?(идущие подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике образуют диапазон)

  • Какие данные можно занести в ячейку электронной таблицы? ( текст, число, формулу)

Выполните задание №1 на карточках: Выделите диапазон D5:D13 и диапазон F9:M9 и прочитайте, что у вас получилось («Построение диаграмм»)

-С чего начинают построение диаграммы?( с построения таблицы)

Верно, но чтобы заполнить таблицу, нам нужны данные. А вот с какими данными мы будем сегодня работать, что мы будем анализировать, в процессе построения диаграмм расскажет учитель географии Волкова Елена Викторовна

(Презентация «Лес» ) при просмотре презентации звучит стихотворение.

Учитель географии


Весною лес проснется,
Подернется листвою
И соками нальется,
Готовясь будто к зною.

А летом всею мощью
Распустит кроны дерев,
Свою лесную рощу
Малиною измерив.

Но осень подкрадется…
Меняя одеянье,
Лес златом обернется…
Сплошное обаянье…

И белым одеялом
Укрывшийся зимою,
Задремлет лес устало,
Проснуться чтоб весною…

Учитель информатики

Ребята, о чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? Верно, сегодня мы выполняем практическое задание по построению графиков и диаграмм в электронных таблицах. Для построения наших графиков и диаграмм мы будем использовать данные о лесах Чувашской Республики. И так, тема нашего урока «Средства анализа и визуализация данных».

Учитель географии. Леса представляют собой один из главных компонентов природы Чувашской Республики и занимают площадь более 622 тыс.га (32,1% от общей площади ЧР).

-Какую роль играют леса?

В обострившейся экологической обстановке леса становятся средством сохранения окружающей среды, выполняют средообразующие, климаторегулирующие, почвозащитные, санитарно-гигиенические и другие полезные функции.

Территория Чувашской республики разделяется на шесть лесорастительных районов: Заволжский хвойный; Приволжский дубравно-лесостепной; Присурский хвойный; Присурский дубравный; Юго-восточный; Юго-западный степной. Леса на территории Чувашской Республики расположены весьма неравномерно: в северной части представлены в виде отдельных куртин, а к юго-западу переходят в сплошные лесные массивы.

Для того, что бы более полно представить картину о лесистости в разрезе административных районов Чувашской Республики вы сейчас поработаете со статистическими данными и изученную информацию представите НАГЛЯДНО.

Учитель информатики:

Умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

- Что такое диаграмма? (средство наглядного графического представления количественных данных)

-Назовите основные типы диаграмм. (график, круговая диаграмма, гистограмма)

Давайте с вами вспомним алгоритм построения диаграммы

  1. Создать таблицу и заполнить данными

  2. Выделить необходимый диапазон данных

  3. Перейти во вкладку «Вставка» и выбрать тип диаграммы

  4. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы

На ваших рабочих местах подготовлено тексты, которые содержат соответствующие данные по лесному массиву Чувашии.

Переходим на рабочие места. Ваша задача построить диаграмму по данным текста используя задание №2.

Задание№2

Используя данные карточки №2 составьте круговую диаграмму и проанализируйте полученный результат.

В связи с этим лесистость в разрезе административных районов Чувашской Республики колеблется от 4,3 % в Яльчикском районе до 67,0 % в Ибресинском районе. В целом по республике лесистость составляет 32,1 %.

-Какой вывод вы можете сделать по полученной диаграмме?

- В Чувашской Республике низкая лесистость в Яльчикском районе, а высокая в Ибресинском районе. В целом по республике лесистость составляет 32,1 %.

Учитель географии

Общая площадь лесов республики составляет 632,3 тыс. га и находится в ведении: Федерального агентства лесного хозяйства (земли особо охраняемых природных территорий), из них:

Национальный парк «Чăваш вăрманĕ»( "Чaваш вaрманe"), Расположен на территории Шемуршинcкого района Чувашской Республики.

Государственный природный заповедник «Присурский» ( Алатырский, Батыревский, Яльчикский р-оны)

Используя данные задания №3 проанализируйте столбчатую гистограмму и сделайте вывод.

Федерального агентства лесного хозяйства (земли лесного фонда) - 596,3 тыс. га (94,4 %);

Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (земли особо охраняемых природных территорий) - 34,4 тыс. га (5,3 %), из них:

Национальный парк «Чăваш вăрманĕ» - 25,2 тыс. га;

Государственный природный заповедник «Присурский» - 9,2 тыс. га;

на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, - 1,3 тыс. га (0,2 %);

на землях иных категорий, на которых расположены леса, - 0,9 тыс. га (0,1 %).

Учитель географии

Лесистость республики - 32,1 процента, что превышает среднемировой показатель (27%) и соответствует лесистости США (32%). Это свидетельствует о большой экономической и экологической ценности чувашских лесов. Они выполняют важные противоэрозионные, почвозащитные и водоохранные функции и служат источником древесины и недревесных лесных ресурсов.

Покрытые лесной растительностью земли представлены сосновыми, еловыми, дубовыми, березовыми, липовыми и осиновыми насаждениями.

Учитель информатики

Используя данные карточки №4 составьте диаграмму и высчитайте средней возраст лесных насаждений( составляет 42 года). Вид диаграммы определите сами, аргументируйте сделанный вами выбор.

сосны - 34 года;

дуба высокоствольного - 53 года;

дуба низкоствольного - 55 лет;

березы - 31 год;

осины - 27 лет;

липы - 53 года.

Учитель географии

Итак, средний возраст деревьев Чувашии составляет 42 года, но в лесах встречаются деревья-старожилы. Например, Чувашский дуб. Самый крупный дуб в Чувашской республике. Другое название - "Старейшина Чувашских дубрав". Возраст 470 лет, диаметр ствола 180 см, окружность - 565 см. Высота до повреждения молнией достигала 26 м, а объем - 34 м. Является памятником природы как объект, имеющий культурно-историческое и научное значение.

За последние десятилетия наблюдается повсеместное засыхание вершин дубов. Причина этого явления до конца не выяснена, наиболее вероятная - загрязнение атмосферы. Лесоводы республики уделяют первостепенное внимание своевременному восстановлению хозяйственно-ценных лесов на вырубках, гарях, участках погибших насаждений, сокращению земель, непокрытых лесной растительностью. После вырубок и лесных пожаров лес возобновляется большей частью березой и осиной, реже - липой и сосной.

Физкультминутка.

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  • Быстро моргать в течение 10-12 секунд .открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

  • Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

Учитель географии.

В этом году наша страна отмечает замечательную дату 70 лет Победы. В память о погибших в годы войны люди разбивают скверы, парки, сажают Аллеи Славы. Сажая деревья, люди оставляют память о себе.

Аллея Славы - это память, боль утраты…
Войны былой не возвращенные солдаты,
Страны защитники - по списку имена…
И даты две, а между ними - кровь, война…

Учитель информатики

Мы предлагаем посадить аллею памяти к юбилею Победы на территории вашего города.
Если бы мы с вами участвовали в проекте «Зелёная аллея памяти», итогом которого была бы посадка деревьев, то какие бы пароды деревьев мы выбрали? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разбиться на 4 группы. В группах обсудить вид растения и аргументировать свой выбор.

(учащиеся обсуждают в группах и предлагают своё растение)

Учитель географии.

При выборе породы деревьев для нашей аллеи мы должны учесть не только красоту дерева, но и его роль в природе и жизни человека, и какое дерево будет лучше расти в условиях нашей местности.

-(дети предлагают варианты деревьев, в ходе обсуждения приходят к выводу, что лучшим вариантов для посадки аллеи является берёза).

-Да, выбранное дерево, является символом России. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива в сочетании белых стволов , золотой листвы и голубого неба.

-(учащиеся читают стихотворение)

С.Васильев. Белая берёза

1.Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

2.За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

3.И рано -раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

4.И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую березу

В обиду больше не дадим!»

VII. Итог урока

Учитель географии

Рефлексия

Игра «Незаконченное предложение…»

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Сегодня я научился…..

  • Теперь я могу…

Самооценка своей работы на уроке.

На доске дерево березы, которое нужно будет одеть в красные, желтые, зеленые листья.

У. Покажите, как вы сегодня поработали на уроке:

Красный цвет - только часть заданий получилась
Желтый - хорошо
Зеленый -отлично

Учитель географии

Лес - это добрый огромный гигант,
Дарящий много прекрасных чудес.
Так проявите же ум и талант,
Чтоб защитить этот сказочный лес!

Подведение итогов.

Учитель информатики: Все хорошо справились с практическим заданием.

Спасибо вам за хорошую работу! Урок окончен.

© 2010-2022