Урок Как образуются модели

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Как образуются понятия»

6 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;

  • закрепить умение строить таблицы и диаграммы на основе имеющейся информации средствами текстового процессора Word.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Ноутбуки;

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • Презентации «Как образуются понятия»;

  • учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;

  • рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;

  • файлы-заготовки для выполнения практической работы.

Основные понятия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • абстрагирование;

  • обобщение.


Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала


  1. Ученики отвечают на вопросы №№ 1-8 стр. 38 учебника:

  1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);

  2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

  3. Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.

  4. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.

  5. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

  6. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?

  7. Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).

  8. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.

2) Объяснение нового материала: Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 - 42).

(Сопровождается показом презентации «Как образуются понятия»)

В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего - нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ. (Слайд 3).

А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом. (Слайд 4).

«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. (Слайд 5).

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. (Слайд 6).

Обобщение - мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…). (Слайд 7).

Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов. (Слайд 8)

Демонстрируются слайды 9 - 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.

3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз. Слайды 11 - 12).

4) Практическая работа.

Практическая часть урока состоит из двух частей:

  1. Выполнение заданий №№ 2, 4, 5 (а, г, д), 6, 8, 10 учебника (стр. 40 - 42) с выводом ответов на экран (Слайды 13 - 17);

  2. Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 3, 4) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.

5) Домашнее задание

§ 2.3 (стр. 39 - 42); РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 208 с.

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 320 с.: ил.




© 2010-2022