Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления» 5 - 6 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности. Направление - общеинтеллектуальное. «Развитие логического мышления» Возрастная группа -  11-12 лет.   Срок реализации программы – 1 год   Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школы № 456

___________________/Гришина Л.А./



Рассмотрено и согласовано

на Педагогическом Совете

протокол № ____ от «___» _______ 201__ года


приказ № ____ от «____» __________ 201__ года

Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление - общеинтеллектуальное

«Развитие логического мышления»

Возрастная группа - 11-12 лет

Срок реализации программы - 1 год


Автор программы:

учитель информатики

Катасонова Т.Н.

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Актуальность

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Практическая значимость

Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.

Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

• формирование логического мышления;

• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • раскрытие общих закономерностей информационных процессов.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению материала;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;

  • обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Отличительные особенности

  • Переход от индустриального общества к информационному характеризуется увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.

Учебно - тематическое планирование.

Раздел

Тема

Часы

1

Задачи с отношениями

5

2

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

6

3

Задачи на переправу

6

4

Задачи, решаемые с помощью графов

5

5

Задачи на перебор возможных вариантов

4

6

Занимательные задачи

4

7

Задачи, решаемые по трафаретам

4

Итого

34

Содержание программы.

Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.

Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;

Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;

Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;

Развитие умения сравнивать и классифицировать;

Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;

Формирование операционного стиля мышления;

Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.

Ожидаемые результаты

1 уровень.

На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.

2 уровень.

Умение решать задачи по следующим направлениям:

  • Задачи с транзитивными отношениями

  • Задачи с некорректными условиями

  • Задачи с отношением равенства

  • Задачи с не транзитивными отношениями

  • Задачи с несколькими отношениями

  • Задачи на сравнение элементов в отношениях

  • Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

  • Задачи на переправу

  • Задачи, решаемые с помощью графов

  • Задачи на перебор возможных вариантов

Педагогические технологии используемые на занятии:

• Традиционное обучение;

• Развивающее обучение;

• Личностно-ориентированное обучение;

• Дифференцированное обучение;

• Дидактические игры;

• Проблемное обучение;

• Педагогики сотрудничества.

Форма и режим занятий.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части: 1 - теоретическая часть (25мин), 2 - часть практическая часть - работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.

Формы организации учебной деятельности на занятиях:

• Комбинированное занятие;

• Занятие - лекция;

• Занятие - демонстрация;

• Занятие - практикум;

• Творческая лаборатория;

• Занятие - демонстрация;

• Занятие - игра;

• Занятие - консультация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.



занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

(решение логических задач в различных компьютерных программах и играх)

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.


    Задачи с отношениями

    Знакомство и игрой «Мудры крот»

      Задачи найди лишнее

      Игра «Мудры крот»

        Задачи с транзитивными отношениями

        Игра «Мудры крот»

          Задачи с некорректными условиями

          Знако6мство и игрой «Тетрис»

            Задачи с отношением равенства

            Игра «Тетрис»

              Задачи с нетранзитивными отношениями

              Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                Задачи с несколькими отношениями

                Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                  Задачи с несколькими отношениями

                  Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                    Задачи на сравнение элементов в отношениях

                    Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                      Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

                      Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                        Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

                        Игры «Мудры крот», «Тетрис»

                          Конкурс «Самый находчивый»

                            Задачи на переправу

                            Решение задач в программе «Морской бой»

                              Задачи на переправу

                              Решение задач в программе «Морской бой»

                                Задачи на переправу

                                Решение задач в программе

                                «Пары»

                                  Задачи, решаемые с помощью графов

                                  Решение задач в программе «Пары»

                                    Задачи, решаемые с помощью графов

                                    Решение задач в программе «Пары»

                                      Задачи, решаемые с помощью графов

                                      Решение задач в программе «Пары»

                                        Конкурс «Самый внимательный»


                                          Задачи на перебор возможных вариантов

                                          Решение задач в программе «Переливание»

                                            Задачи на перебор возможных вариантов

                                            Решение задач в программе

                                            «Переливание»

                                              Задачи на перебор возможных вариантов

                                              Решение задач в программе

                                              «Переливание»

                                                Задачи на перебор возможных вариантов

                                                Решение задач в программе

                                                «Разъезды»

                                                  Задачи на перебор возможных вариантов

                                                  Решение задач в программе

                                                  «Разъезды»

                                                    Решение логических задач

                                                    «Задачи о переправах»

                                                      Решение логических задач

                                                      «Задачи о переправах»

                                                        Решение логических задач

                                                        Интерактивное задание «Ханойские башни»

                                                          Решение логических задач

                                                          Виртуальная лаборатория «Черные ящики»

                                                            Решение логических задач

                                                            Решение задач в виртуальной лаборатории

                                                              Решение логических задач

                                                              Решение задач в виртуальной лаборатории

                                                                Олимпиада «Логические задачи»

                                                                  Подведение итогов олимпиады, награждение победителей. Обобщающее занятие.

                                                                    Поведение итогов



                                                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                    1. Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. Лаборотория

                                                                    2. Гетманова А. Д. Занимательная логика. - М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.

                                                                    3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. - М.: Баласс, 2005. - С.35 - 58.

                                                                    4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл. - М.: Баласс, 2005. - С.30.

                                                                    © 2010-2022