Технологии Intel. Обучение в сотрудничестве

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии Intel. Обучение в сотрудничестве

«Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и замечательно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.»

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.

Корпорация Intel, один из крупнейших игроков на мировом рынке информационных технологий, известна также и тем, что является активным разработчиком, инициатором и участником разнообразных образовательных и других социальных программ. На подобные программы корпорация тратит более 100 млн. долл. в год, в том числе и на социальные инициативы в России.

Костяк образовательных программ для школ представляет программа «Intel® Обучение для будущего», самая первая в России и самая известная программа компании. Запущенная в 2002 году, программа только за 2008 год позволила обучить более 90 тыс. человек и провести около 700 методических семинаров. Программа состоит из учебных модулей, в течение которых учителя (а также будущие учителя - ныне студенты педагогических ВУЗов) усваивают навыки использования мультимедийных и сетевых ресурсов, проектно-исследовательскую методику, разработку проектов с использованием информационных технологий.

Одним из элементов программы «Intel® Обучение для будущего» является объединенность участников общим информационным пространством, в частности, в Интернете. Базой для подобного пространства служит вики-портал Letopisi.ru, на котором участники программы из различных городов и регионов делятся своим опытом и описывают свои достижения или учебный портал Intuit.ru.

  1. Intel® Обучение для будущего: обучение учителей (настоящих и будущих) технологии, которая сочетает органичное использование в предметном обучении проектной методики, информационных технологий и стратегий оценивания результатов деятельности учащихся в учебных проектах (500 тысяч слушателей, почти 100 образовательных учреждений);

  2. Intel® Путь к успеху: выравнивание стартовых возможностей для детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям и развитие у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях конкурентной экономики ХХI века (65 тысяч учащихся в 14 регионах);

  3. Создание электронной среды обучения «1 ученик : 1 компьютер»: установка персональных компьютеров и общая модернизация коммуникационной инфраструктуры школ (установлено более 3 тысяч ПК, открытие «цифрового городка» под Новосибирском);

  4. Поддержка конкурсов молодых изобретателей и рационализаторов, а также олимпиад по естественным наукам. В 2008 году уже в одиннадцатый раз команда российских школьников приняла участие в Международном Научно-Инженерном Конкурсе Intel (International Science and Engineering Fair - ISEF). Intel ISEF - единственный в своем роде ежегодный всемирный конкурс научных исследовательских проектов, который проводится в США для молодежи 13-18 лет уже более 50 лет. Куратором и генеральным спонсором конкурса выступает корпорация Intel. Ежегодно конкурс принимает около трех тысяч школьников всего мира, соревнующихся в 15 научных секциях. В мае 2008 года в США Россия представила 12 проектов. По традиции, наибольших успехов Российские участники Intel ISEF добились в конкурсах по математике, информатике и химии. Российская команда завоевала рекордное, за более чем десятилетнюю историю участия национальной сборной в конкурсе, число наград - две за первое, две за третье и одну награду за четвертое место, а также 3 проекта были отмечены международными судьями как значимые. Также в этом году четыре подшефных конкурса Intel: «Юниор», «Балтийский конкурс», «Шаг в будущее» и «Конкурс Вернадского» были включены в список олимпиад и конкурсов 3-го уровня, утвержденный Министерством образования и науки РФ на 2009 год и, соответственно их победители получают право поступления в высшие учебные заведения без конкурса. Более того, для участия в конкурсе ISEF 2009 года утвержден новый конкурс из Нижнего Новгорода «РОСТ».

  5. Intel «Разработка и внедрение учебных курсов»: возможности дополнительной профессиональной подготовки преподавателей в областях информационных и коммуникационных технологий и инновационного технологического предпринимательства (более 40 ведущих университетов, более 400 преподавателей);

  6. Студенческие программы Intel: предоставление студентам новых возможностей реализовать свой потенциал в направлениях научных исследований и разработок по информационно-коммуникационным технологиям, инновационному высокотехнологическому предпринимательству, а также развитию личностных навыков, необходимых для успешной работы в инновационной научно-технической сфере (за 2 года более 100 студентов - грантополучатели, более 400 студентов - участники образовательных школ и лабораторий).

У нас в стране технологии обучения Intel получили популярность благодаря используемым следующим стратегиям обучения: совместное обучение (обучение в сотрудничестве), обратная связь, признание (создание ситуации успеха учащегося), постановка вопросов (метод вопросов), моделирование (обучение на примерах и образцах), применение технологических средств.

Остановимся на описании технологии совместного обучения.

За последние годы в зарубежной школе большое внимание уделялось вопросам организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве (Сooperative Learning).

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Оно является одной из технологий гуманистического направления в педагогике. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

Опираясь на идеи конструктивистского подхода к организации учебного процесса, зарубежные педагоги разработали ряд методик по организации учебной деятельности учащихся, основной идеей которых является самостоятельная работа учащихся в малых группах.

На смену фронтальным видам работ все больше приходят индивидуальные, парные и групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов.

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении на базе компьютерных телекоммуникаций) классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Роль преподавателя также меняется. Он оказывается свободным, его функции сводятся к консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам или группе учащихся.

Многие учителя, учащиеся и родители опасаются, что в ситуации обучения в сотрудничестве часто бывает, что учащиеся с высокой успеваемостью берут на себя большую часть работы, в то время как остальные плетутся в хвосте. Чтобы обучение в группах было эффективным и позволяло с пользой использовать время, проведенное в классе, учащихся должны четко представлять распределение обязанностей, групповые цели и индивидуальную ответственность.

В классе групповое обучение дает учащимся возможность учиться друг у друга и обучать друг друга в условиях «реального» мира. «К 90-м годам 20 века исследования организаций по всему миру показали, что умение организовать работу в команде стало наиболее ценной характеристикой компетентности руководства» (Goleman 1998). Мы можем подготовить учащегося к его будущей профессии, если научим его работать в команде, создавать необходимые продукты и решать возникающие проблемы.

«Исследования показали, что обучение в сотрудничесте превосходит соревновательное и индивидуальное как в учебном, так и в социальном отношении, не зависимо от предмета изучения и возрастной группы». (Спенсер Каган 1997).

Существуют несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами.


1. Student Team Learning (STL, обучение в команде)

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Метод STL сводится к трем основным принципам:

  • «награды» (team rewards) - команды/группы могут получать в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение;

  • «индивидуальная» (персональная) ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

  • равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их) и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что (как показали исследования в J.Hopkins University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».


2. Jigsaw («Пила»)

Другая разновидность обучения в сотрудничестве разработана Elliot Aronson (Элиот Аронсон) в 1978 г. Стратегией пилы называется обучение в сотрудничестве, которое стимулирует познание, мотивацию учащихся, и позволяет учащимся в группе осваивать и обмениваться большими объемами информации. Техника пилы была впервые предложена Элиотом Аронсоном и его коллегами-учащимися. Эта техника способствует:

  • Эффективному освоению предмета

  • Повышению внимания, вовлеченности и эмпатии

  • Самостоятельной работе учащихся

  • Взаимодействию всех учащихся

Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который состоит из отдельных фрагментов. Например, тема «Биография» может быть разбита на: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся чрезвычайно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой.


3. Jigsaw-2 («Пила-2»)

В 1986 г. R.Slavin разработал модификацию метода Jigsaw, который предусматривал работу студентов группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

4. Learning Together (Учимся вместе)

Метод разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы. Основные принципы: награды команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу Cooperative Learning становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами как групповой самостоятельной работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым проектом/задачей/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями команды/группы, членом которой они являлись.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а, может быть, и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над проектом.

С первого взгляда может сложиться впечатление, что в основе метода обучения в сотрудничестве лежит хорошо известная в методике форма группового обучения. И все же можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

  1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

  2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

  3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу. Они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  1. Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

  2. Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи.

  3. Зависимость от формы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структурирования взаимозависимости по разным аспектам:


ЦЕЛИ:

  • единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, пр.);

  • подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы;

  • таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме с указанием, что требует дополнительной практики);

  • каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берет для анализа один/одну от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  • материалы по типу «Пилы»: каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;

  • письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;

  • распределение ролей;

  • ограничение материала.

ПООЩРЕНИЯ:

  • балльная оценка;

  • похвала учителя;

  • поощрение группы путем:
    а) выделения дополнительного времени для чтения;
    б) предоставления свободного времени; в) определенной атрибутикой;

  • запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учащимся группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

  • выделить одного из учащихся группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плане и т.д.;

  • распределить учебный материал, виды деятельности между учащимися по типу «пилы»;

  • оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый учащийся группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному, и пр.;

  • выбрать по одному учащемуся из каждой группы и предложить им небольшую контрольную, тест.

  1. Стратегия мозгового штурма

Стратегия совместного мозгового штурма представляет собой метод обучения, который предлагает учащимся высказывать свои мысли и развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству. Благодаря умелой группировке учащиеся получают возможность совместно работать и осваивать новый важный материал в одно и то же время. Доктор Спенсер Каган, специалист в области совместного обучения, предложил множество моделей группировки, которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов. Главные задачи применения этих моделей:

  • Участие в структурированном взаимодействии

  • Равное участие всех

  • Взаимодействие учащихся на всех учебных предметах

  • Эффективная коммуникация

  • Совместная работа в интересах совместного обучения

  • Совместное обучение как составляющая любого урока

За многие годы исследований и практики доктор Спенсер Каган предложил и усовершенствовал более 160 моделей. Каждая из них представляет собой хорошо спланированный способ разделения учащихся на группы и представления важного материала в интересном виде.



Источники Интернет

  1. educate.intel.com/ru/ProjectDesign/InstructionalStrategies/CooperativeLearning/

  2. intuit.ru/department/education/intelteach/class/free/status/

7

© 2010-2022