Интегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языке

Интегрированные уроки дают возможность показать детям практическую значимость изучаемого материала. Данный урок проводится в компьютерном классе. Предполагается присутствие как учителя русского языка, так и учителя информатики. Основной целью урока является формирование представления об основных способах образования новых слов, умение определять способы образования слов. Учащимся дается возможность поработать как в тетрадях, так и с компьютерным текстом, закрепить основные приемы работы с тексто...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе на тему «Способы образования слов в русском языке»

Цели:

  • формирование представления об основных способах образования новых слов, умение определять способы образования слов на основе знаний морфемного состава слова, составление словообразовательной модели;

  • формирование представления о компьютерном тексте,

  • развитие умения работать с фрагментами текста.

Задачи.

Образовательные:

- изучение морфемных способов образования слов;

- развитие навыков редактирования и форматирования компьютерного текста.

Развивающие:

- развитие умения применять свои знания на практике;

- развитие культуры речи учащихся;

- развитие умения выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитание любви к русскому языку;

- воспитание бережного отношения к труду людей.

Оборудование.

Урок проводится в компьютерном классе при наличии проектора и экрана.

Дидактический материал: памятки для учащихся.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

(учитель русского языка)

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с тем, как образуются слова в русском языке, а поможет нам в этом - компьютер. Как вы узнали, что начинается урок?

(прозвенел звонок)

2. Изучение нового материала.

- А вы знаете, что означал колокольный звон на Руси? Прочитайте внимательно текст.

(выводиться на экран)

«Любила Русь колокольный звон. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон ».

Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.

Трудное дело - отливка колоколов. Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение».

(Е. Осетров)

- Определите основную мысль и тип речи. Как бы вы озаглавили его?

- Вот какими чудесными свойствами обладал колокольный звон с древних времен.

(вопросы учащимся)

- Что объединяет слова «звон» и «звонок»? Как мы их можем назвать? Одинаково ли лексическое значение этих слов? А при помощи чего слово «звон» превращается в слово «звонок»? что такое морфема?

- Давайте разберем по составу слова: звон, перезвон, звонок, звоночек.

(учащиеся выполняют разбор слова у себя в тетрадях, один из учащихся вызывается к доске)

- Что общего у этих слов?

(корень)

- А при помощи чего образовались другие слова?

(приставка, суффикс)

- Попробуйте прочитать скороговорку

«Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Какие слова в ней образовались при помощи приставок? Разберите их по составу.

- Какой корень в слове «перелесок»? Попробуем получить новые слова при помощи корня -лес- и суффиксов ок-, очек-, ник-. Какие слова получились? Объясните значение этих слов.

- Найдите в стихотворение слова, которые образовались при помощи приставок.

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

- А при помощи чего образовалось слово «подснежник»? Разберите его по составу.

3. Практическая работа.

(учитель информатики)

- Ребята, смотрите какой сложный русский язык! Кто нам может прийти на помощь при его изучении? (компьютер)

- А представляете, как мучились писатели до разработки программ для работы с текстом! Замена слова, редактирование, уточнение - и опять переписывать! Современные программы позволяют нам проверять ошибки, вставлять и заменять фрагменты текста, оформлять текст, создавать издательские документы. Давайте попробуем!

(учащиеся рассаживаются за компьютеры)

Задание 1.

- Перед вами анаграммы. Давайте попробуем путем вырезания и вставки букв получить слово, имеющее смысл.

бриг

япнлао

оср

- Как мы будем выполнять задание? Какими способами мы можем вырезать букву?

Задание 2.

- Мы получили слова в первом задании. Составьте из них предложение путем копирования, вставки и редактирования. Какое предложение у вас получилось?

Задание 3.

- А теперь давайте добавим морфемы русского языка. Какие слова мы можем получить при помощи суффиксов -ок-, -к-, приставки -вы-? Давайте изменим текст. Какое предложение у вас получилось?

Задание 4.

- Давайте выделим суффиксы красным цветом, а приставки - зеленым. Как это сделать? Какой пункт меню мы используем?

Задание 5.

(используется заранее подготовленный шаблон)

- Перед вами текст.

Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники.

- Найдите в тексте слова образованные при помощи морфем и выделите их соответственным цветом

1) при помощи суффиксов - синим цветом;

2) при помощи приставок - зеленым цветом.

4. Подведение итогов, рефлексия.

- Сегодня на уроке мы познакомились с образованием слов при помощи морфем. Теперь вы знаете три способа образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

(детям раздаются памятки)

- Их необходимо запомнить. А еще мы сравнили работу с текстом на компьютере с тестом на бумаге. С каким текстом работать проще почему?

- Все ли вам было понятно? Что вызвало затруднение?

ОИнтегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языкебозначьте при помощи смайликов свою работу на уроке.

Интегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языке

Интегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языкеИнтегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языке

Объявляются оценки за урок и выдается домашнее задание.



Памятка для учащихся

Интегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языке

5

© 2010-2022