- Преподавателю
- Информатика
- Тур С. Н. Программа Проектная деятельность по информатике во 2-4 классах
Тур С. Н. Программа Проектная деятельность по информатике во 2-4 классах
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тур С.Н. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тур С. Н.
Образовательная программа
Проектная деятельность
по информатике
для обучающихся начальной школы
Пояснительная записка
Требования стандартов к начальному общему образованию.
Общие положения1
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Проектная деятельность по информатике
В соответствии со Стандартами приемы работы с информацией формируются в каждой образовательной области; первоначальные компетенции по информатике и информационным технологиям целенаправленно формируются в образовательной области «Математика и информатика».
Базисный учебный план ОУ РФ (обязательная часть) предусматривает обеспечение формирования компьютерной грамотности учащихся за счет введения учебного модуля «Информатика» во 2 - 4 классах в предметной области «Математика».
Приобщению к информационно-коммуникационной деятельности, формированию компетенций работы с информацией, созданию условий для расширения первоначальных компетенций по информатике и информационным технологиям может способствовать проектная деятельность по информатике.
Цель и задачи программы
Цель программы: создать уникальную ситуацию приобщения к информационно-коммуникационной деятельности, формирование информационных компетенций, расширение первоначальных компетенций по информатике и информационным технологиям.
К основным задачам следует отнести:
освоение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной проектной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание интереса к информатике, информационной и коммуникативной деятельности, стремления использовать знаний из области информатики в повседневной жизни;
воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;
воспитание трудолюбия, самостоятельности и творческого отношения к учению и труду, ответственности к жизни и будущей профессиональной деятельности;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Содержание программы
Основные содержательные линии
2 класс
Информация
Объектное представление
Логика, моделирование, алгоритмизация и управление
Информация, человек, компьютер
Кодирование информации
Числовая информация и компьютер
Нечисловая информация и компьютер
3 класс
Информация. Действия с информацией
Объект
Свойства объектов
Отношения объектов
Электронный информационный объект
Информационный объект и компьютер.
4 класс
Информация. Действия с информацией
Объект. Информационный объект и компьютер
Знакомство с логикой
Модель и моделирование
Информационное моделирование
Алгоритмы и управление
Информационное управление
Алгоритмы и модели в управлении
2 класс
-
Тема 1: «Информация, человек, компьютер»
Проекты: Мир вкусов и ароматов; Мир звуков; Источники и приемники информации в природе; Компьютер - помощник человека; Важные технические изобретения; Носители информации; другое.
-
Тема 2: «Кодирование информации»
Проекты: Мир кодов; Языки людей и алфавиты; История славянской азбуки; История русского книгопечатания; Письменные источники информации; Информация и компьютер; другое.
-
Тема 3: «Числовая информация и компьютер»
Проекты: История счета на пальцах; Как считали в древности; Пословицы и поговорки о числах, счете, времени; Приборы и устройства для счета и представления времени; Числа и компьютер; Память компьютера; другое.
-
Тема 4: «Нечисловая информация и компьютер»
Проекты: Виды текстов; Текстовая информация и компьютер; Как передавали информацию в старину. История почты; Современные способы передачи разных видов информации; Графическая информация и компьютер; Звуковая информация и компьютер; другое.
3 класс
-
Тема 1: «Компьютер и деятельность человека»
Проекты: Компьютер - инструмент математика; Компьютер - инструмент художника; Компьютер - помощник музыканта; Компьютер как инструмент обработки текстов; Компьютер - помощник школьника; Компьютер - инструмент библиотекаря.
-
Тема 2: «Действия с информацией»
Проекты: Поиск и отбор информации; Обработка информации; Кодирование информации; Упорядочение информации; Хранение информации; Передача информации.
-
Тема 3: «Объекты»
Проекты: Виды объектов; Свойства объектов; Элементный состав объектов; Отношения между объектами; Действия объектов; Электронные объекты.
-
Тема 4: «Электронные документы»
Проекты: Текст; Числа; Изображения (рисунки, схемы, фотографии, карты, диаграммы); Электронные таблицы; Звук; Видео.
4 класс
-
Тема 1: «Компьютер и деятельность человека»
Проекты: Виды информационной деятельности человека; Компьютер и другие технические средства; Профессии людей, связанных с компьютерной деятельностью; Образовательные информационные ресурсы; Информационная безопасность; Информационная этика и культура поведения.
-
Тема 2: «Знакомство с логикой»
Проекты: Познание. Формы познания; Понятие. Виды понятий; Суждения; Высказывания истинные и ложные; Отрицания; Умозаключение и его виды; Аналогии и закономерности.
-
Тема 3: «Модель и моделирование»
Проекты: Модель и моделирование; Материальные модели; Информационные модели; Математические модели; Учебные и игровые модели; Компьютерные модели.
-
Тема 4: «Алгоритмы и управление»
Проекты: Алгоритм. Свойства алгоритмов; Виды алгоритмов; Представление алгоритмов; Исполнители алгоритмов; Алгоритм и компьютерная программа; Алгоритмы и управление.
Планируемые результаты обучения
Проектная деятельность по информатике, являясь эффективным способом реализации обобщенных способов действий, системно-деятельностного подхода и формирования метаумений, обеспечивает условия для достижения обучающимися на первой ступени школьного обучения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:2
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных задач могут быть им успешно реализованы с помощью информационных технологий; познавательный интерес к информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию и устанавливать информационные отношения и связи объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания об информации, видах информации, источниках, приемниках и носителях информации; естественных и искусственных языках, кодировании и представлении разных видов информации в компьютере; действиях с информацией; объекте, создании и обработке электронных информационных объектов; о логике: истине и лжи, отрицаниях, утверждениях и выводах, высказываниях, суждении и умозаключении; модели и моделировании; алгоритмах и управлении, средствах коммуникации; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы и таблицы; умения использовать алгоритмы в учебной и повседневной деятельности; практические навыки работы на компьютере: соблюдение безопасных приемов труда, бережное отношение к техническим устройствам, включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, использование клавиатуры и мыши; работа с цифровыми образовательными ресурсами, обработка (создание, редактирование, сохранение и удаление) простых и мультимедийных информационных документов: текстов, рисунков, схем, таблиц и презентаций; простые приемы поиска информации в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях.
Пути реализации программы
Проектная деятельность по информатике может быть реализована по общеинтеллектуальному направлению развития личности во внеурочной деятельности в части Базисного учебного плана ОУ РФ, формируемой участниками образовательного процесса.
Класс
Место в БУП
Формы
реализации
Количество
часов
2
Внеурочная деятельность
Кружки, факультативы, проектная деятельность
34 часа
(1 час в неделю)
3
Внеурочная деятельность
Кружки, факультативы, проектная деятельность
34 часа
(1 час в неделю)
4
Внеурочная деятельность
Кружки, факультативы, проектная деятельность
34 часа
(1 час в неделю)
Примерное распределение учебного времени на ведение проектной деятельности по каждому проекту
-
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой) - 1 ч.
-
Проектирование. Постановка проблемы. Планирование действий - 1 ч.
-
Поиск информации - 1 ч.
-
Создание продукта проектной деятельности - 2 ч.
-
Контроль и корректировка проектной деятельности - 1 ч.
-
Самоанализ и презентация проекта - 1 ч.
-
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта - 1 ч.
Примерное объединение в группы по интересам с одноклассниками
Группа «Исследователи»;
Группа «Мыслители»;
Группа «Теоретики»;
Группа «Открыватели» и так далее.
Примерное планирование
2 класс
№ п/п
Вид деятельности
К-во
час.
Учебная неделя
1. Введение
1
Знакомство с проектной деятельностью
1
1
2. Тема: «Информация, человек, компьютер»
(Проекты: Мир вкусов и ароматов; Мир звуков; Источники и приемники информации в природе; Компьютер - помощник человека; Важные технические изобретения; Носители информации; по собственному замыслу).
2.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
2
2.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
3
2.3
Поиск информации
1
4
2.4
Создание продукта проектной деятельности
2
5, 6
2.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
7
2.6
Самоанализ и презентация проекта
1
8
2.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
9
3. Тема: «Кодирование информации»
(Проекты: Мир кодов; Языки людей и алфавиты; История славянской азбуки; История русского книгопечатания; Письменные источники информации; Информация и компьютер; по собственному замыслу).
3.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
10
3.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
11
3.3
Поиск информации
1
12
3.4
Создание продукта проектной деятельности
2
13, 14
3.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
15
3.6
Самоанализ и презентация проекта
1
16
3.7
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта
1
17
4. Тема: «Числовая информация и компьютер»
(Проекты: История счета на пальцах; Как считали в древности; Пословицы и поговорки о числах, счете, времени; Приборы и устройства для счета и представления времени; Числа и компьютер; Память компьютера;
по собственному замыслу).
4.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
18
4.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
19
4.3
Поиск информации
1
20
4.4
Создание продукта проектной деятельности
2
21, 22
4.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
23
4.6
Самоанализ и презентация проекта
1
24
4.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
25
5. Тема: «Нечисловая информация и компьютер»
(Проекты: Виды текстов; Текстовая информация и компьютер; Как передавали информацию в старину. История почты; Современные способы передачи разных видов информации; Графическая информация и компьютер; Звуковая информация и компьютер; по собственному замыслу).
5.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
26
5.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
27
5.3
Поиск информации
1
28
5.4
Создание продукта проектной деятельности
2
29, 30
5.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
31
5.6
Самоанализ и презентация проекта
1
32
5.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
33
6
Годовой резерв времени
1
34
3 класс
№ п/п
Вид деятельности
К-во
час.
Учебная неделя
1. Повторение
1
Что такое проектная деятельность
1
1
2. Тема: «Компьютер и деятельность человека»
(Проекты: Компьютер - инструмент математика; Компьютер - инструмент художника; Компьютер - помощник музыканта; Компьютер как инструмент обработки текстов; Компьютер - помощник школьника; Компьютер - инструмент библиотекаря; по собственному замыслу).
2.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
2
2.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
3
2.3
Поиск информации
1
4
2.4
Создание продукта проектной деятельности
2
5, 6
2.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
7
2.6
Самоанализ и презентация проекта
1
8
2.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
9
3. Тема: «Действия с информацией»
(Проекты: Поиск и отбор информации; Обработка информации; Кодирование информации; Упорядочение информации; Хранение информации; Передача информации; по собственному замыслу).
3.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
10
3.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
11
3.3
Поиск информации
1
12
3.4
Создание продукта проектной деятельности
2
13, 14
3.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
15
3.6
Самоанализ и презентация проекта
1
16
3.7
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта
1
17
4. Тема: «Объекты»
(Проекты: Виды объектов; Свойства объектов; Элементный состав объектов; Отношения между объектами; Действия объектов; Электронные объекты; по собственному замыслу).
4.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
18
4.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
19
4.3
Поиск информации
1
20
4.4
Создание продукта проектной деятельности
2
21, 22
4.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
23
4.6
Самоанализ и презентация проекта
1
24
4.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
25
5. Тема: «Электронные документы»
(Проекты: Текст; Числа; Изображения (рисунки, схемы, фотографии, карты, диаграммы); Электронные таблицы; Звук; Видео; по собственному замыслу).
5.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
26
5.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
27
5.3
Поиск информации
1
28
5.4
Создание продукта проектной деятельности
2
29, 30
5.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
31
5.6
Самоанализ и презентация проекта
1
32
5.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
33
6
Годовой резерв времени
1
34
4 класс
№ п/п
Вид деятельности
К-во
час.
Учебная неделя
1. Повторение
1
Что такое проектная деятельность
1
1
2. Тема: «Компьютер и деятельность человека»
(Проекты: Виды информационной деятельности человека; Компьютер и другие технические средства; Профессии людей, связанных с компьютерной деятельностью; Образовательные информационные ресурсы; Информационная безопасность; Информационная этика и культура поведения; по собственному замыслу).
2.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
2
2.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
3
2.3
Поиск информации
1
4
2.4
Создание продукта проектной деятельности
2
5, 6
2.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
7
2.6
Самоанализ и презентация проекта
1
8
2.7
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта
1
9
3. Тема: «Знакомство с логикой»
(Проекты: Познание. Формы познания; Понятие. Виды понятий; Суждения; Высказывания истинные и ложные; Отрицания; Умозаключение и его виды; Аналогии и закономерности; по собственному замыслу).
3.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
10
3.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
11
3.3
Поиск информации
1
12
3.4
Создание продукта проектной деятельности
2
13, 14
3.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
15
3.6
Самоанализ и презентация проекта
1
16
3.7
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта
1
17
4. Тема: «Модель и моделирование»
(Проекты: Модель и моделирование; Материальные модели; Информационные модели; Математические модели; Учебные и игровые модели; Компьютерные модели; по собственному замыслу).
4.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
18
4.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
19
4.3
Поиск информации
1
20
4.4
Создание продукта проектной деятельности
2
21, 22
4.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
23
4.6
Самоанализ и презентация проекта
1
24
4.7
Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта
1
25
5. Тема: «Алгоритмы и управление»
(Проекты: Алгоритм. Свойства алгоритмов; Виды алгоритмов; Представление алгоритмов; Исполнители алгоритмов; Алгоритм и компьютерная программа; Алгоритмы и управление по собственному замыслу).
5.1
Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой)
1
26
5.2
Проектирование. Постановка проблемы.
Планирование действий
1
27
5.3
Поиск информации
1
28
5.4
Создание продукта проектной деятельности
2
29, 30
5.5
Контроль и корректировка проектной деятельности
1
31
5.6
Самоанализ и презентация проекта
1
32
5.7
Оценивание. Подведение итогов.
Портфолио проекта
1
33
6
Годовой резерв времени
1
34
Характеристики деятельности учащихся в ходе проектной деятельности
- чтение текста, формулирование вопросов, ответов;
- ориентировка в задании; анализ задания (понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного);
- определение логики выполнения поставленной задачи;
- использование знаково-символических средств (модели, схемы или таблицы);
- планирование, контроль и корректировка хода проектной деятельности;
- планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной проектной деятельности;
- поиск и исправление ошибок в своей практической работе;
- поиск, анализ, отбор и использование необходимой информации (в том числе - в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях) для выполнения поставленной задачи;
- построение алгоритма поиска необходимой информации;
- работа с информацией (осуществление передачи, хранения, преобразования и поиска);
- организация своей деятельности: подготовка своего рабочего места, соблюдение приемов безопасного и рационального труда;
- коммуникативная деятельность: работа в малых группах, осуществление сотрудничества, исполнение разных социальных ролей (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми);
- исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) материальных и информационных объектов;
- проектирование, создание и обработка информационных объектов ( в том числе электронных);
- обобщение (осознание, структурирование и формулирование) того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности;
- осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, корректировка.
Особенности оценочной деятельности
В проектной деятельности в данной программе используется накопительная и критериальная система оценки, которая является объективным способом оценивания результатов обучения. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях3.
В портфолио проекта вкладываются фото- и видео-изображения продуктов проектной деятельности, а также отрезные Листы индивидуальных достижений, заполняемые по итогам работы в ученической тетради проектов.
Лист индивидуальных достижений
Ученик(ца) ________________________, Класс: ____ Учитель: _________________
№ п/п
Формируемые навыки и умения
Тема проекта
Информация, человек, компьютер
Знакомство с логикой
Модель и моделирование
Алгоритмы и управление
Дополнительный проект (по желанию ученика)
Средний балл
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Формулирование вопросов
2
Анализ задания
3
Определение логики выполнения проекта
4
Планирование выполнения проекта
Контроль выполнения проекта
Корректировка выполнения проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
5
Планирование действий
Прогнозирование результатов собственной проектной деятельности
Прогнозирование результатов коллективной проектной деятельности
6
Построение алгоритма поиска необходимой информации
7
Поиск информации
Анализ и отбор информации
Использование информации
8
Работа с информацией (осуществление передачи, хранения, обработки)
9
Использование знаково-символических средств (модели, схемы или таблицы)
10
Поиск и исправление ошибок в своей проектной деятельности,
11
Организация своей деятельности
12
Коммуникативная деятельность
13
Наблюдение мира образов на экране компьютера
14
Исследование материальных и информационных объектов
15
Проектирование, создание и обработка электронных информационных объектов
16
Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности
17
Осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, корректировка
При заполнении Листа индивидуальных достижений используется количественный балл («3», «2», «1» и «0»), отражающий уровень учебной деятельности ребенка:
1 уровень - общекультурный - демонстрирует обучающийся, который понимает основные этапы проектной деятельности, принимает участие в коллективной деятельности, ищет информацию в заданных источниках, выполняет задание и обрабатывает материальные или информационные объекты по заданному плану или образцу; осознает то новое, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности; осуществляет самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
2 уровень - прикладной - требует от обучающегося, кроме перечисленного, участия в формулировании вопросов, анализе задания, планировании хода выполнения проекта, построении плана (алгоритма) поиска необходимой информации, использовании информации, а также в работе с информацией (поиске, передаче, хранении и преобразовании); использования знаково-символических средств (моделей, схем или таблиц); прогнозирования результатов собственной проектной деятельности; участия в коллективном проектировании, создании и обработке материальных и информационных объектов; умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) этапов проектной деятельности в рамках выполняемого проекта; обобщения (осознания, структурирования и формулирования) того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности; осуществления объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
3 уровень - креативный - демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки прикладного уровня и способные анализировать информацию, прогнозировать результаты собственной и коллективной проектной деятельности, организовывать коммуникативную деятельность, осуществлять корректировку хода выполнения проекта, искать и исправлять ошибки в собственном плане действий и плане действий своих товарищей; вносить корректировки в оценку собственной деятельности и деятельность своих товарищей.
По итогам оценивания всех проектов выводится средний балл.
Для самооценивания проектной деятельности на разных этапах используются авторские приемы: «градусник настроения» и «лесенка успеха».
Градусник настроения
Лесенка успеха
Для самооценивания проектной деятельности на разных этапах с успехом может быть использован прием: «волшебные линеечки», описанный Г.А. Цукерман.
Например, при самооценивании первого этапа проектной деятельности «Поиск информации» учащиеся отвечают на вопросы:
1. Сколько письменных источников информации (энциклопедии, справочники, словари, учебная, научно-популярная или занимательная литература) ты использовал в ходе проектной деятельности?
2. Сколько цифровых источников информации (электронные энциклопедии, справочники, словари, учебные видеофильмы, виртуальные экскурсии и другое) ты использовал в ходе проектной деятельности?
3. Сколько других источников информации (беседы, интервью, экскурсии и другие) ты использовал в ходе проектной деятельности?
Отвечая на вопросы, учащиеся на трех «волшебных линеечках», соответствующих порядку вопросов, должны поставить крестики следующим образом:
- если ты использовал только один источник информации (или ни одного), то поставь крестик внизу линеечки;
- если ты использовал два или три источника информации, то поставь крестик в середине линеечки;
- если использовал больше трех источников информации, то поставь крестик вверху линеечки.
Таким образом, «волшебные линеечки», могут выглядеть следующим образом:
Такой подход ведет к повышению интереса к обучению, снижению психологического дискомфорта учащегося в обучении и его тревожности.
Формы работы с родителями для осуществления проектной деятельности
При работе над проектом необходимо опираться на помощь родителей (законных представителей) обучающихся. Чем же может помочь взрослый? Помочь выбрать тему проекта, сформулировать вопросы, предположение, цель и задачи, направить или подсказать направление поиска информации, а также оказать помощь в создании продукта проектной деятельности - материального или информационного (в том числе электронного) объекта; помочь в обобщении того нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности, а также оказать помощь в подготовке к презентации проекта. Поэтому, возможны следующие формы работы с родителями:
-
Общие родительские собрания;
-
Заседания активной группы;
-
Работа с малых группах;
-
«Мозговой штурм»;
-
«Копилка идей»;
-
«Круглые столы» и так далее.
Обеспечение реализации программы4
Нормативно правовая база
Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Учебная литература
-
Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 2 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
-
Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 3 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
-
Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 4 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
Тетради проектов содержат все научно-выверенные этапы:
- тема проекта, источники информации, виды проектов;
- карта и эмблема проекта;
- план работы над проектом;
- этапы работы над проектом;
- корректировка деятельности;
- приемы оценивания проектов;
- приемы самооценивания;
- приемы взаимооценивания;
- отрезные листы результатов работы над проектами (для обязательного портфолио ученика);
- краткие методические рекомендации по созданию проектов.
1 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки 6 октября 2009 г. №373. Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования».
2 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки 6 октября 2009 г. №373.
3 Письмо МО РФ. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003.
Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2009.
4 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО» и приложение «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»