Конспект урока деловой игры «Системы счисления»

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока деловая игра

Тема урока: Деловая игра «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Предмет: информатика

Класс: 9 класс

Цель урока:

  • Обучающая: повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления, перевод дробных и смешанных чисел, перевод целых и смешанных чисел из двоичной в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно; подготовить учащихся к итоговой контрольной работе по теме «Системы счисления»

  • Развивающая: развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач); коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.

  • Воспитательная: воспитать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий; творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников; дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала

Форма урока: индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод урока: деловая игра

Продолжительность урока: 45 минут

Учебник: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295с.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, раздаточный материал: жетончики с двоичными числами, решение заданий «Системы счисления» №1 - 6 (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2).

План урока:

Этапы урока

Время

I

Организационный момент

8 мин

II

Повтор и закрепление изученного материала

28 мин

III

Подведение итогов и рефлексия

7 мин

IV

Домашнее задание

2 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Здравствуйте ребята! Давайте проверим присутствующих.

Эпиграф к уроку: «Все есть число» - говорили Пифагорийцы. Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?



Цель урока: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача - показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий. Прежде чем начать игру, предлагаю вам разбиться 2 команды по 6 человек, судьи - 2 человека, которые проверяют правильность выполнения заданий, начисляют баллы за конкурсы и делают записи в специальной таблице.

При входе в кабинет каждый из вас получил номер в двоичной системе счисления, вам нужно, используя ваши знания, полученные на прошлых уроках, перевести числа в десятичную систему счисления и узнать, в какой группе вы будете работать. Учитель выводит слайд на экран с правильными ответами.

Приветствуют учителя и говорят, кто присутствует.

Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 - система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 - месяцы, 2 - компьютерная система счисления, 10 - арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…



Учащиеся, переводят номера, используя алгоритм перевода в десятичное число. Учащиеся знакомятся с составом команд. Команды представляют свое название и девиз в течение 3 мин.

II

«Все есть число», говорили пифагорийцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам это предстоит узнать.

Итак, начнем работу. Задание 1. Задача 1.1. За правильный ответ 2 балла. Необходимо решить задачу: В бумагах одного чудака - математика, найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.


Задача 1.2. За правильный ответ 2 балла. Решить задачу: Один мудрец писал «Мне 33 года, моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет?

Задача 1.3. За правильный ответ 2 балла. Решить задачу: Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?

Задание 2. Кроссворд «Основные понятия системы счисления». За правильный ответ 3 балла

Конспект урока деловой игры «Системы счисления»

По горизонтали:

  1. Система, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе (Непозиционная)

  2. Символы, при помощи которых записывается число (цифра)

  3. Самый яркий пример непозиционной системы счисления (римская)

По вертикали:

  1. Система, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе (позиционная)

  2. Как называется позиция цифры в числе (разряд)

  3. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел (алфавит)

Задание 3. Диктант. За все правильные ответы 7 баллов.

Учитель: Если утверждение верно, ученики ставят 1, если неверно - 0

  1. Система счисления - это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

  2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.

  3. В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.

  4. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

  5. В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.

  6. Римская система счисления - это позиционная система счисления.

  7. Непозиционной система счисления - это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе.

Задание 4. Решение неравенств. Задание оценивается 3-я баллами.

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

16 ? 1010012

5516 ? 1258

1111112 ? 11118

Задание 5. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания. Задание оценивается тремя баллами 3510, 368, 100011, 012, 3C16

Задание 6. Выполнить действия. Задание оценивается тремя баллами.

1011100 + 100101

10011101 - 11110

110101 . 1011


Обучающие отвечают на вопрос задачи: недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…». Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе (как 9 - в десятичной), а, следовательно, основанием системы является 5. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.

44 -> 24, 100 ->25, 34 - >19, 11 ->6, 10 ->5

Решение задачи 1.2:

33х + 124х + 131х = 343х
3х + 3 + х2 + 2х + 4 + х2 + 3х + 1 = 3х2 + 4х + 3
х2 - 4х - 5 = 0 х1 = 5, х2 = - 1 (не является решением)

Ответ: 335 = 18, 1245 = 39, 1315 = 41, 3435 = 98

Решение:

100х = 11х + 11х + 1
х2 - 2х - 3 = 0 х1 = 3, х2 = - 1 (не является решением)

Ответ: 1003 = 9, 113 = 4

По горизонтали:

1.Непозиционная

2. Цифра

3. Римская

По вертикали:

1.Позиционная

2. Разряд

3. Алфавит






Результат выполнения задания 3: 1001100






Учащиеся выполняют задание и получают результат. Ответ: 10810 > 4110

Ответ: 8510 = 8510

Ответ: 1111112 < 11118

Задание 5. Ответ: 368, 3510, 100011,012, 3C16

Задание 6. Ответ:=10000001 Ответ:=1111111 Ответ:=1111111

III

Учащиеся, вам необходимо подсчитать количество набранных вами баллов: максимальное количество баллов за урок - 25

«5» - 24 - 25 баллов

«4» - 18 - 23 баллов

«3» -11 - 18 баллов

Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе (или свой вклад в результат команды), ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами. Оценка урока: (5 - 101, 4 - 100, 3 - 11, 2 - 10). Можно оценки за урок в двоичной системе счисления записать на доске (или в электронных таблицах), после выставления их учащимися подсчитать количество и дать среднюю оценку уроку.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

В конце урока хочу задать вам несколько вопросов. Итак, где же применяются системы счисления в жизни? Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?

Рефлексия:

  1. Какое задание было самым интересным?

  2. Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

  3. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

  4. Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной теме?

Учащиеся подсчитывают свои результаты и сравнивают со шкалой баллов.

Оценивают урок по пятибалльной шкале и записывают в двоичной системе счисления.


Обучающие слушают внимательно учителя, который объявляет результаты работы на уроке.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя и отвечают на поставленные вопросы и делятся своими впечатления от прошедшего урока.

IV

Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение (приведите аргументы в защиту).

Решить задачу: Один шестиклассник о себе написал так: «Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12». Как это могло быть? (Ответ: восьмеричная система счисления)

Выполнить арифметические действия:

а) 1011100 + 100101

(= 10000001)

б) 10011101 - 11110

(= 1111111)

в) 110101 . 1011

(= 1001000111)

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь.


Приложение 1

Задание 1.1. (За правильный ответ 2 балла).

Решить задачу: В бумагах одного чудака - математика найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.

Задание 1.2. (За правильный ответ 2 балла).

Решить задачу: Один мудрец писал «мне 33 года, моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет.

Задание 1.3. (За правильный ответ 2 балла).

Решить задачу:Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?

Задание 2. (За правильный ответ 3 балла).

Кроссворд «Основные понятия системы счисления»

Конспект урока деловой игры «Системы счисления»


По горизонтали:

  1. Система, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе

  2. Символы, при помощи которых записывается число

  3. Самый яркий пример непозиционной системы счисления

По вертикали:

  1. Система, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе

  2. Как называется позиция цифры в числе

  3. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел

Задание 3. (За все правильные ответы 7 баллов).

Если утверждение верно, ученики ставят 1, если неверно - 0 . Диктант:

  1. Система счисления - это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

  2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.

  3. В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.

  4. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

  5. В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.

  6. Римская система счисления - это позиционная система счисления.

  7. Непозиционной система счисления - это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе.

Задание 4. Решение неравенств. (Задание оценивается 3-мя баллами)

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

  1. 16 ? 1010012

  2. 5516 ? 1258

  3. 1111112 ? 11118

Задание 5.

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания. (Задание оценивается 3-мя баллами)

3510, 368, 100011, 012, 3C16

Задание 6.

Выполнить действия. (Задание оценивается 3-мя баллами):

1011100 + 100101

10011101 - 11110

110101 * 1011

Приложение 2

Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе (или свой вклад в результат команды), ответ запишите в 2-й СС на обратной стороне листка с ответами.

Оценка урока:


© 2010-2022