Программа по внеурочной деятельности Волшебный компьютер третий класс

Основанием для разработки программы по спецкурсу (информатика) «Волшебный компьютер» - 2-3 класс, явилась Комплексная образовательная программа «Волшебный компьютер учебная программа под редакцией Т.Б.Корнеевой –Томск: НОУ «Открытый молодежный университет», ОЦ «Школьный университет», 2010 г. Программа «Информатика и ИКТ»- 3 класс, Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова, М:-Академкниг/2012. Примерная программа курса «Мой инструмент компютер» - 3 класс, А.В.Горячев, М:Баласс/2010г.. Рабочая программа соответс...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»



Рассмотрено на ШМС

Протокол № ____

от «___» ___________2014г.

Руководитель ШМС

________________________

Рекомендовано НМС

Протокол №____

от «___» ___________2014г.

Зам. директора по НМР

Феодосова Т.Н. _________

Утверждено приказ №_____

от «___» ____________ 2014 г.

директор МБОУ «СОШ №12»

Н.И.Проскурякова ________


Рабочая программа по спецкурсу

«Волшебный компьютер»

третий год обучения

Разработана на основе программ: 1) «Информатика и ИКТ» - 3 класс, Е.П. Бененсон, А.Г.Паутова, М:-Академкнига/2012г. 2) «Логика и алгоритмы» - 3класс, А.В.Горяев, Н.И.Суворова, М:-Баласс/2010г. 3) «Информатика в играх и задачах» - 3класс, А.В.Горяев, К.И.Говорина, Н.И.Суворова - М:Баласс/2010г. 4) «Мой инструмент компьютер» - 3 класс, А.В.Горячев, М:Баласс/2010г.


Автор разработки:

Метляева Анна Валентиновна

учитель информатики МБОУ «СОШ №12»








2014г.

г.Братск


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный компьютер» - третий год обучения разработана на основе авторских программ:

  1. «Логика и алгоритмы» - 3класс, А.В.Горяев, Н.И.Суворова, М:-Баласс/2010г.

  2. «Информатика в играх и задачах» - 3класс, А.В.Горяев, К.И.Говорина, Н.И.Суворова - М:Баласс/2010г.

  3. «Мой инструмент компьютер» - 3 класс, А.В.Горячев, М:Баласс/2010г.

  4. ЦОР «Юный программисти»

Программа рассчитана на 17 часов, в том числе на контрольные и практические работы.

Цель программы:

  • Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • Углубленное изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «команда», «система исполнителя», «исполнитель», «среда исполнителя», «алгоритм»;

  • Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • Умение выбирать наиболее оптимальное решение для решения поставленной цели;

  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управление объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • Создать условия для овладения основными навыками работы со средой исполнителя алгоритмов «Робот», организовывать работу с исполнителями для построения простых алгоритмических задач;

Общая характеристика учебного предмета

Признание того, что информационная компетентность является базовой, ключевой компетентностью для компонентов образовательного процесса, определяет е уникальную роль в школьном образовании.

Понимание информатики, как предмета, способного помочь учащимся в овладении этой ключевой компетенцией, ориентирует школу не на выработку у школьников только технологического умения работать на компьютере, а на формирование новых способов мышления, а, следовательно, понимания, рефлексии и последующей деятельности.

Известно, что мышление учащихся эффективно развивается в условиях самоорганизации и саморазвития личности. Выдвигая личностно значимые цели и определяя пути их достижения в определенном виде деятельности , школьники без особых усилий преодолевают интеллектуальные трудности, демонстрируя «всплеск» мышления. Иными словами, учащиеся могут развиваться в процессе обучения, если оно личностно значимо.

Программа курса «Волшебный компьютер» отвечает образовательным запросам учащихся начального звена и ориентирована на деятельностный операционный подход при освоении фундаментальных понятий информатики и информационно- коммуникационных технологий. Обучение, основанное на компетентностном подходе, затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствуют активному освоению основных понятий и принципов информатики, что, в свою очередь, способствует формированию информационной компетентности.

Такой подход нацеливает учащихся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению освоенных приемов работы с информацией в других учебных курсах. Формирование информационной компетентности способствует возникновению положительной мотивации, направленной на освоение, изучение и деятельности в других предметных и межпредметных сферах.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 17 учебных часов

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве приоритетного направления современного общего образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В начальной школе происходит формирование системы универсальных учебных действий (цель - учить ученика учиться); в основной - развитие (цель - учить ученика учиться в общении); в старшей - совершенствование (цель - учить ученика учиться самостоятельно).

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности. В структуре УУД принято выделять четыре блока:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный

аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:

1) действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию

учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2) планирование - определение последовательности промежуточных целей с

учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются на группы:

  1. общеучебные универсальные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • структурирование знаний;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели;

2) логические действия

  • выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

  • синтез как составление целого из частей;

  • подведение под понятия, распознавание объектов;

  • выявление родо-видовых и ситуативно-существенных признаков;

  • выдвижение гипотез и их доказательство;

3) действия постановки и решения проблемы

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Эффективное формирование УУД предполагает построение учебного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий - чередование деятельности учащегося теоретического материала с практическими занятиями с электронно-образовательными ресурсами. Большинство заданий программы выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Компьютеры должны иметь выход в Интернет.

Каждая тема программы начинается с постановки учебно-познавательной задачи, которую необходимо решить учащемуся в ходе выполнения заданий.

В ходе обучения школьникам до начала выполнения урока предлагаются непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут работы для проверки уровня освоения изученных способов действий или повторения актуального для новой темы материала. Кроме, того проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать собственную деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Индивидуальная учебная деятельности сочетается с проектными формами работы, включающей в себя поиск, анализ, представление и передачу информации с помощью информационных и сетевых коммуникационных технологий. Защита проектов создает благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

Содержание учебного предмета

Урок №1. Введение

  • Алгоритм и программа;

  • Исполнитель алгоритма;

  • Система команд исполнителя;

  • Язык описания алгоритма и программа;

  • Практическое задание (компьютерный практикум).

Урок №2. Виды алгоритмов

  • Виды алгоритмов и свойство алгоритмов;

  • Способы представления алгоритмов;

  • Блок схемы;

  • Практическое задание (составление блок-схем).

Урок №3. Знакомство со средой Исполнителя

  • Исполнитель Робот;

  • Язык программирования Робота;

  • Практическое задание.

Урок №4. Особенности интерфейса системы исполнителя Робот




Цели обучения по программе


В современных условиях на первый план выдвигаются задачи воспитания личности, формирование личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда. Таких, как:

  1. Умение работать самостоятельно и в группе;

  2. Осуществление поиска и систематизации информации;

  3. Умение быстро и качественно обрабатывать и демонстрировать информацию;

  4. Умение ответственно решать текущие, в том числе нестандартные задачи;

  5. Способность проявлять инициативу и креативный подход при решении задачи.

Исходя из этого, целью изучения фундаментальных понятий информатики и информационных технологий в рамках программы, является формирование информационной компетентности при поиске, анализе, обработке, передаче и представлении информации.

Для достижения цели, необходима решить следующие задачи:

  • Формирование процессов в системах различной природы, определение вклада информатики в формирование современной научной картины мира;

  • Формирование информационной грамотности, то есть умений работать с различными источниками информации, умения не только находить, но и критически оценивать достоверность той или иной информации; ориентироваться в среде информационных технологий;

  • Использование учащимися элементов ИКТ- компетентности во внутришкольной и внешкольной социальной практике;

  • Реализация творческих способностей учащихся в процессе применения информационных технологий, при эффективном использовании программного обеспечения компьютера для решения учебных задач и реальных задачи из жизни человека;

  • Приобретение опыта применения информационно-коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.



Планируемые результаты программы


В рамках программы «Волшебный компьютер» учащиеся третьих классов могут овладеть следующими ключевыми компетенциями:

  1. Уметь фиксировать (записывать), искать воспринимать текстовую и мультимедийную информацию, создавать ее, обрабатывать, оценивать, организовывать, сохранять, анализировать, представлять, передавать;

  2. Ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе - учения, управления, взаимодействия с другими людьми с использованием современных общедоступных ИКТ;

  3. Усваивать знания более глубоко и прочно, самостоятельно продвигаться в изучаемой предметной области;

  4. Владеть способами работы с изученными программами:

  • Уметь создавать, сохранять, открывать, редактировать документы (таблицы, рисунки, презентации);

  • Уметь найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

  • Использовать знания принципиального устройства персонального компьютера, назначения и характеристик его устройств.

  1. Владеть приемами организации и самоорганизации учебной деятельности;

  2. Передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет.

Состав учебно-методического комплекта


Программа «Волшебный компьютер» обеспечивается электронными образовательными ресурсами, контрольно-измерительными материалами для проведения текущего и итогового контроля.

В качестве дополнительных источников информации для освоения материала программы рекомендуется использовать справочники, дополнительную литературу с описанием новых программных средств.

Аппаратное обеспечение:

1)Процессор не ниже Pentium III;

2)Оперативная память не меньше 128 Мб;

3)Дисковое пространство не менее 50 Мб;

4)Монитор с 16-битной видекартой;

5)Подключение к сети Интернет.

Программное обеспечение:

1)Операционная система: Windows/XP/;

2)Windows- приложения,MS Office, MS Power Point, Paint;

3) ЭОР конструктор мультиков «Мульти-Пульти»;

4)Браузеры Internet Explorer, Google Chrome, Opera и т.д

5) Компьютерная программа обучающая основам программирования

для младших школьников.







Учебно-тематическое планирование «Волшебный компьютер» -второй год обучения

Календарные сроки

уроков

Тема (раздел), кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля, творческой исследовательской, проектной деятельности

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия


Компьютер вокруг нас. Повторение (2 часа).

1.

Что мы знаем об информации. Решение логических задач.


Компьютерный практикум.

2.

Что мы знаем о компьютере. Решение логических задач. Решение анаграмм.

Компьютерный практикум.

3.

Зачетное занятие.


Зачетная контрольная работа №1.

Введение в алгоритмизацию.

4.

Алгоритм. Решение логических задач.

Компьютерный практикум.

5.

Ветвление.

Компьютерный практикум.

6.

Цикл.

Компьютерный практикум.

7.

Множество и подмножество. Пересечение подмножеств. Решение логических задач.

Компьютерный практикум.

9

10

Высказывание. Истина и Ложь. Отрицание.

Компьютерный практикум.

Высказывание со словами «И» «ИЛИ» «НЕ».

Компьютерный практикум.

12

Граф. Вершины и ребра графа. Решение логических задач.


Компьютерный практикум.

13

Зачетное занятие.

Контрольная работа№2.

Создание мультфильмов и живых картинок с помощью программного обеспечения WS Power Point.

14-15

Изучение основ работы с программой Power Point.

Компьютерный практикум.

16-17

Первая презентация «Под Новый год сбываются мечты».

Компьютерный практикум.







© 2010-2022