Презентация и конспект урока по теме Файл и файловые структуры

Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Файлы и файловые структуры»

Тип урока: Введение нового материала и его закрепление

Цели:

- сформировать понятия «файл», «файловая система», «документ», «приложение», «имя и расширение файла», «каталог», «корневой каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла», «маска»;

- рассмотреть записи имени файла, его расширения, ознакомиться с некоторыми типами файлов и их расширениями;

- изучить простую и сложную файловые структуры, отметить их сходство и различие;

- рассмотреть формирование пути к файлу и полного имени файла;

- научить записывать путь к файлу и полное имя файла по имеющемуся дереву и наоборот;

- изучить основные операции с файлами;

- научить использовать маску при поиске файла;

- развитие аналитического мышления учащихся в целом.

Учащиеся должны знать:

- что такое «файл», «файловая система», «документ», «приложение», «имя и расширение файла», «каталог», «корневой каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла», «маска»;

- какие расширения соответствуют каким типам файлов;

- чем различаются простая и сложная файловые структуры;

- как формируется путь к файлу и полное имя файла по имеющемуся дереву и наоборот;

- каковы основные операции с файлами.

Учащиеся должны уметь:

- записывать путь к файлу и полное имя файла по имеющемуся дереву и наоборот;

- использовать основные операции с файлами;

- использовать маску при поиске файла.

1. Оргмомент - 2 минуты (приветствие, отмечание отсутствующих)

2. Изложение нового материала и его закрепление - 38 минут

На экран выводится тема урока: «Файлы и файловые структуры» (1 слайд)

Открывается 2 слайд: «Логические имена устройств внешней памяти».

Учитель: «Скажите, кто-нибудь знает, сколько жестких дисков можно установить - один или больше?»

Учащиеся: «На компьютере может быть установлен как один, так и несколько жестких дисков».

Учитель: «А может быть так, что в системном блоке находится один жесткий диск, а мы видим диск С, диск D и т.д.»?

Учащиеся должны ответить, что это возможно; тогда учитель открывает остальную информацию на слайде: «Основным устройством внешней памяти ПК является жесткий диск. Если он имеет большую емкость, его делят на несколько логических разделов. Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти и каждый раздел логического диска имеют логическое имя». Поясняется, что С и D могут быть логическими именами разделов одного логического диска.

Открывается 3 слайд: «Файл. Файл - это поименованная область внешней памяти. Файловая система - это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации. Документы - это файлы, содержащие данные. Приложения - файлы, содержащие прикладные программы».

Учитель: «Попробуйте привести примеры документов и приложений».

Учащиеся приводят примеры (в качестве документа можно привести в пример любой текстовый файл, в качестве приложения - файл запуска любой игры).

Ученики записывают выведенную на слайд информацию.

Открывается 4 слайд. Схема «Имя файла: собственно имя файла и расширение».

Учитель: «Как вы думаете, откуда берется имя файла?»

Учащиеся должны сказать, что имя файла либо дается пользователем, либо задается автоматически программой (Документ 1 и т.д.).

Учитель должен напомнить ученикам, что при сохранении последним способом они рискуют заменить один файл другим, что может вести к безвозвратной потере информации.

Открывается запись: «Имя файлу дает пользователь. Оно может включать в себя до 255 символов».

Учитель спрашивает у учащихся, случалось ли им попадать в ситуацию, когда они не могли сохранить файл под желаемым именем, и если да, то какие символы не принимались компьютером. Получив ответы, учитель выводит на экран надпись: «Запрещено использовать символы |, \, /, :, *, ", <, >, ?».

Учащиеся записывают содержимое слайда.

Открывается 5 слайд: «Расширение файла обычно задается программой автоматически при создании файла. Оно позволяет пользователю, не открывая файла, определить вид хранящейся в нем информации, а операционной системе - автоматически открывать файл.

Расширение обычно записывается после имени файла и отделяется от него точкой. Содержит 3-4 символа».

Учитель может упомянуть про ситуацию, в которую наверняка попадал кто-то из учащихся - когда при переименовании файла стирают прежнее имя вместе с расширением и забывают задать расширение перед сохранением нового имени файла. Складывается ситуация, когда переименованный файл не открывается более без совершения дополнительных действий.

Открывается 6 слайд.

Тип файла

Примеры расширений

Системный файл

drv, sys

Текстовый файл

txt, rtf, doc, docx, odt

Графический файл

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Web-страница

htm, html

Звуковой файл

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайл

avi, mpeg

Архив

zip, rar

Электронная таблица

xcl, ods

Код (текст) программы

bas, pas

После вывода на экран таблицы учитель спрашивает учащихся, какая из известных им программ соответствует какому из приведенных расширений.

Слайд 7. «Каталоги. Каталог - это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог = папка. Корневой каталог - это каталог самого верхнего уровня. Любой информационный носитель имеет корневой каталог, который создается ОС без участия пользователя: А:/, С:/ и т.д.».

То, что каталог - это то же самое, что и папка, нужно подчеркнуть отдельно, зачастую возникает недопонимание этого учащимися.

Слайд 8. «Файловая структура диска».

«Это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Корневой каталог - это каталог самого верхнего уровня».

Учитель спрашивает, сколько верхних каталогов может быть - один или несколько (несколько), а также могут ли корневые каталоги быть вложенными в другие каталоги (не могут).

Далее высвечивается надпись «Простая файловая структура» и ее схема.

Учитель: «В простой файловой структуре есть 1 уровень (корневой каталог) и 2 уровень (все остальное). Эта структура используется в том случае, если имеется небольшое количество файлов (исчисляемое в десятках)».

Слайд 9.

«Сложная файловая структура. В отличие от простой используется для хранения большого количества файлов. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня».

Учитель: «Именно эта структура чаще всего используется нами при работе с компьютером, поскольку любой пользователь обычно работает с большим количеством файлов; кроме того, она значительно удобнее. Ведь редко кто хранит файлы вперемешку, когда их можно распределить по папкам - в одной рисунки, в другой - тексты, в третьей - игры».

Слайд 10. «Иерархия - это расположения частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшему. Дерево - это графическое изображение иерархической файловой структуры».

Далее на слайде появляется схема-пример. Учитель может напомнить ученикам известное из истории построение генеалогического древа.

Слайд 11. «Полное имя файла. Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в которой находится файл».

Учителю следует подчеркнуть, что начинается путь именно с корневого каталога.

«Полное имя файла - последовательно записанные путь к файлу и имя файла».

Учитель может нарисовать на доске какую-либо иерархическую структуру или вернуться к схеме на предыдущем слайде и предложить учащимся выписать пути к файлам и их имена.

Слайд 12. Операции с файлами.

Учитель: «Как вы думаете, какие операции чаще всего производят над файлами? Кроме создания?»

Учащиеся предлагают свои варианты, затем учитель открывает материал слайда «Копирование - создается копия файла в другом каталоге или на другом носителе. Перемещение - перенос файла в другой каталог или на другой носитель с уничтожением исходного файла. Переименование - изменение собственно имени файла. Удаление - уничтожение файла в исходном каталоге».

Слайд 13. «Поиск файла. Маска».

«Если имя файла известно неточно, то для его поиска используется маска. Маска - это последовательность символов, где встречаются

? - ровно один произвольный символ

* - любая, в том числе и пустая, последовательность символов произвольной длины».

Учитель уточняет, что под пустой последовательностью символов подразумевается фактически их отсутствие. Можно задать каверзный вопрос: «Сколько символов должно быть в пустой последовательности?» правильный ответ: «Ноль».

Далее учащимся предлагается подумать. какого вида файлы могут быть найдены по запросу А?.* По истечении времени, отведенного на обдумывание, и получения ответов учащихся, учитель открывает оставшееся на слайде: «А?.* - файлы, имеющие один символ в имени после А и любое расширение».

3. Подведение итогов урока - 5 минут

Учитель задает вопросы:

1. Что называют файлом? Файловой системой?

2. Что такое документ? Приложение?

3. Из чего состоит полное имя файла?

4. Для чего нужно расширение файла? Какие расширения файлов вы знаете? К какому ПО они относятся?

5. Что такое каталог и корневой каталог?

6. Как формируется путь к файлу? Чем отличается путь к файлу от полного имени файла?

7. Чем отличаются простая и сложная файловые структуры?

8. Какие операции с файлами вам известны?

9. Что такое маска и зачем она нужна?

Учащиеся отвечают на эти вопросы, учитель выявляет те из них, которые вызывают некоторые затруднения (если таковые имеются) и еще раз проговаривает ответы на них (по материалу, представленному в пункте «Изложение нового материала и его закрепление»).


© 2010-2022