Рабочая программа. Информатика. 3 класс

         Рабочая программа по информатике для 3 класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам начального общего образованияпо информатике, на основе авторской программы «Информатика» для 3 класса. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа 2100»/Авт. – сост. Горячев А. В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М.: Баласс, 2012. Рабочая программа разработана без изменений относительно авторс...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г. ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА


Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов.

Протокол №1 от 26.08.2014г.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 27.08.2014г.

«Утверждаю»______________

Директор МБОУ СОШ №33 г.Липецка

И.В.Знаменщикова

Приказ № 191 от 27.08.2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 3 Г КЛАССА











Составители:

Суворова Т.Н. ,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №33 г. Липецка















2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 3 класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам начального общего образованияпо информатике, на основе авторской программы «Информатика» для 3 класса. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа 2100»/Авт. - сост. Горячев А. В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М.: Баласс, 2012.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373»;

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);

  7. Письмо начальника управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  9. Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);

  10. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 33 г. Липецка на период 2011- 2015г.г.;

  11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учащихся МБОУ СОШ №33 г. Липецка имени П.Н. Шубина, осваивающих ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО;

  12. Учебный план для учащихся МБОУ СОШ № 33 г. Липецка им. П.Н. Шубина, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО на 2014-2015 учебный год;

  13. Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа разработана без изменений относительно авторской программы «Информатика» для 3 класса и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №33 в рамках учебного предмета «Информатика» для 3 классов.

Используемый учебник: Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник в 2- х частях. /Горячев А. В., Горина К.И., Суворова Н.И. - 3-е изд. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. - 64 с.: ил.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный курс помогает выявить и развить математические и творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета «Информатика».

Главная цель данного курса информатики и ИКТ - развивть логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Общая характеристика учебного предмета.

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

−освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

−овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

−развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

−воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

−приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Описание ценностных ориентиров содержания «Информатики».

1. Технологическийкомпонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

−основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

−ценностей семьи и общества и их уважение,

−чувства прекрасного и эстетических чувств,

−способности к организации своей учебной деятельности,

−самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

−целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

−готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмическийкомпонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, созданиепредпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом ОУ учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика» и в 3 классе на его изучение отводится 35 часов за учебный год 1 часов в неделю.













СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Алгоритмы (9 часов)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

2. Группы (классы) объектов (8 часов)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Именаобъектов.

3. Логическиерассуждения (11часов)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичныезакономерности.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ № п/п

Тема

Кол-во

час

Контрольные мероприятия

Основные виды учебной деятельности учащихся

11

Алгоритмы

9

1

Учиться определять правильность выполнения шагов.

22

Группы (классы) объектов

8

1

Выделять и описывать общие свойства группы.

33

Логические рассуждения

11

1

Определение приналежности элементов множества.

44

Применение моделей (схем) для решения задач

7

1

Находить закономерности во взаимном расположении объектов.

Всего:

35

4
















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

−критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

−уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

−осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

−начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: универсальные учебные действия:

−освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

−формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

Познавательные УУД: универсальные учебные действия:

−поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

−использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач

Коммуникативные УУД: универсальные учебные действия:

−создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

−подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в пределах 1000;

  • единицы измерения длины;

  • пользоваться изученной математической терминалогии;

  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму.

Учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображатьграфы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Повышенный уровень

  • формулу объёма прямоугольного параллелепипеда;

  • формулу пути;

  • находить долю от числа, чило по доле;

  • решать арифметические ребусы и математические головоломки.

Максимальный уровень

  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существованя;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

  • составлять алгоритм одной фальшиивой монеты на чашечных весах без гирь;

  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.



















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектори др.).

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Информатика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала.

Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

В ходе изучения курса «Информатика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.











ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

Дополнительная литература

1. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. :Баллас, 2006. - 144 с.;








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ИНФОРМАТИКА

№ п/п

Название темы

Дата

УУД

Алгоритмы (9 ч)

1

Алгоритм (делай - раз, делай два).

01.09

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

2

Схема алгоритма (стрелки вместо номеров).

08.09

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

3

Ветвление в алгоритме (стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»).

15.09

1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

4

Цикл в алгоритме (Повтори еще раз).

22.09

1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

29.09

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

6

Подготовка к контрольной работе.

13.10

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

7

Контрольнаяработа № 1.

20.10

1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

8

Итоги работы. Работа над ошибками.

27.10

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

9

Повторение пройденного.

10.11

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

Группы (классы) объектов (8 ч)

10

Состав и действия объекта (Из чего состоит? Что умеет?)

17.11

1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

11

Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?)

24.11

1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

12

Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?). Особенные свойства объектов подгруппы (Что еще есть? Что еще умеют?)

01.12

1.2.;2.2.;3.1.5.;4.1

13

Единичное имя объекта (Имя для всех. Имя для каждого). Отличительные признаки объектов (Чем отличаются?)

08.12

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

14

Подготовка к контрольнойработе.

15.12

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

15

Контрольнаяработа № 2

22.12

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

16

Итоги работы. Работа над ошибками.

29.12

1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество.


1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

Логическиерассуждения (11 ч)

18

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).


1.2.;2.2.;3.1.5.;4.1

19

Пересечение и объединение множеств (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

20

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ» («ДА» или «НЕТ»)


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

21

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

22

Граф. Вершины и ребра графа (Какие точки соединить?)


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

23

Граф с направленными ребрами (Когда помогут стрелки?)


1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

24

Подготовка к контрольнойработе.


1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

25

Контрольнаяработа № 3.


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

26

Итоги работы. Работа над ошибками.


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

27

Аналогия (Начтопохоже?)


1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

28

Закономерность. (Покакомуправилу?)


1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

29

Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило)


1.2.;2.2.;3.1.5.;4.1

30

Подготовка к контрольнойработе


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

31

Контрольнаяработа № 4


1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

32

Итоги работ. Работа над ошибками


1.2.;2.2.;3.1.1.;4.6

33

Выигрышнаястратегия (Ктовыигрывает?)


1.2.;2.1.;3.2.6.;4.6

34

Резервный урок по теме «Применение моделей (схем) для решения задач».

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1

35

Резервный урок по теме «Применение моделей (схем) для решения задач».

1.2.;2.1.;3.1.1.;4.1


© 2010-2022