- Преподавателю
- Информатика
- УМК по дисциплине Мультимедиа и Интернет-технологии
УМК по дисциплине Мультимедиа и Интернет-технологии
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Магомадова З.С. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан физико-матем.факультета
доцент Э.М. Джамбетов
______________________
«_____»__________2014г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«мультимедиа ИНТЕРНЕТ-технологии»
Направление подготовки
230700- «Прикладная информатика»
Профиль подготовки
Прикладная информатика в экономике
Форма обучения
Очная
Составитель:
Магомадова З.С.
Грозный - 2014г.
УМК рекомендован на заседании кафедры информатики, «_1_» сентября 2014г.
Зав. кафедрой информатики,
________________________ /Хатаева Р.С./
Составитель: __________________________ Магомадова З.с.
СОДЕРЖАНИЕ
Программно-планирующий блок. Рабочая программа
-
Пояснительная записка.
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста………………………..………4
1.2. Цель и задачи………………………………………………………………………..5
1.3. Место дисциплины в структуре ООП…………………………………………….5
1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………..5
2. Тематический план
2.1. Объём дисциплины и виды учебной работы………………………………...…….6
2.2. Распределение учебного времени по разделам и темам ……………………….…9
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание лекций ………………………………………………………………....6
3.2. Содержание лабораторных занятий…………….. ………… …………………......7
3.3. Содержание самостоятельной работы студентов.………………………………..8
3.4. Вопросы для промежуточного и итогового контроля …………………..……….10
3.5. Критерий оценки знаний…………………………………………………………..11
3.6. Список основной и дополнительной литературы………………………………..12
Учебно-методический блок
4.1. Теоретическая часть………………………………………………………………….13
4.2. Лабораторный практикум. Тематика заданий……………………………………...53
4.3. Методические рекомендации для преподавателей..…………………………… ...68
4.4. Методические рекомендации для студентов……………………………………... 68
4.5. Глоссарий ……………………………………………………………………………70
Блок наглядно-дидактического материала
Лекции-презентации
-
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа дисциплины «Мультимедиа-технологии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) подготовки бакалавров по направлению 050100.62- «Педагогическое образование» профиль подготовки «Английский язык и информатика».
Целью изучения дисциплины «Мультимедиа-технологии» является формирование профессионально важных компетенций студента для будущей профессиональной деятельности в рамках и средствами изучаемой дисциплины. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: (1) сформировать у студентов представления об основных понятиях и фактах теории; (2) развить навыки использования методов теории изучаемого курса для решения профессиональных задач; (3) воспитать профессионально значимые личностные качества; (4) сформировать представление о важности учебной дисциплины для осуществления будущей профессиональной деятельности.
.
-
Цели и задачи дисциплины, и ее место в учебном процессе
Целью преподавания дисциплины "Мультимедиа технология" является изучение аппаратных и программных средств, использующих всевозможные аудио и видеоэффекты, различные среды представления информации, объединенные под общим названием мультимедиа.
В Основной образовательной программе (ООП) подготовки бакалавра по направлению 050100.62 - Педагогическое образование, определены учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения. В результате освоения базовой части Математического и естественнонаучного цикла обучающий должен знать:
-
основные способы математической обработки информации;
-
основы современных технологий сбора, обработки и представления информации,
уметь:
-
использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации;
-
оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач,
владеть:
-
навыками работы программными средствами общего и профессионального назначения;
-
базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.
В базовой части профессионального цикла прописаны следующие требования: уметь
-
проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
-
проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;
-
использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе и потенциал других учебных предметов;
владеть:
-
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.п.);
-
различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности
-
Место дисциплины в структуре ООП
-
Дисциплина «Мультимедиа-технологии» относится к вариативной (профильной) части (Б. В.3.03) профессионального цикла бакалавриата и изучается студентами направления 050100.62- «Педагогическое образование» профиль подготовки «Английский язык и информатика» в 5-м семестре. При этом используются знания и умения, приобретенные студентами при освоении дисциплин «Операционные системы», «Информатика», «Компьютерные сети. Интернет». В свою очередь, дисциплина «Мультимедиа-технологии» используется при изучении дисциплины «Программирование».
1.4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ:
-
понятие мультимедиа технологии и виртуальная реальность;
-
классификацию и области применения мультимедиа приложений;
-
этапы и технология создания мультимедиа продуктов;
-
аппаратные средства мультимедиа технологии;
-
типы и форматы файлов;
-
текстовые файлы; гипертекст;
-
основные сведения о цифровой обработке сигналов;
-
звуковые файлы; параметры качества звуковоспроизведения;
-
принципы работы и основные функции работы аудиоадаптера;
-
устройство компакт-дисков и принцип действия компакт-дисководов;
-
видео; основные сведения о видеосистеме мультимедиа-компьютера;
-
основные сведения о вводе, хранении, редактировании графической информации;
-
растровая и векторная графика; трехмерная графика и анимация;
-
системные программные средства поддержки средств мультимедиа;
-
примеры реализация статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологии.
УМЕТЬ:
-
устанавливать и использовать мультимедиа продукты учебного назначения;
-
осуществлять элементарную настройку аппаратных и программных средств мультимедиа;
-
работать с базовыми программными средствами управления мультимедиа и инструментальными интегрированными программными средами разработчика мультимедиа продуктов;
-
работать с пакетом 3D Studio MAX
-
работать с программными средствами для создания и редактирования элементов мультимедиа;
-
использовать инструментальные интегрированные программные среды разработчика мультимедиа продуктов;
-
использовать возможности управления мультимедиа, предоставленные языками программирования высокого уровня;
-
использовать поисковые машины и электронную почту для поиска и обмена мультимедиа информацией в сети Интернет.
Должен обладать следующими общекультурными компетенциями в области информационных технологий:
-
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
-
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
в области педагогической деятельности:
-
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
-
Тематический план
-
-
Объем дисциплины и виды учебной работы. Вего -180 час. - 5 З.Е.
-
Аудиторная нагрузка- 54 час./ 1,5 З.Е.
Самостоятельная работа студентов- 72час./2 З.Е.
Экзамен -54 час./1,5 ЗЕ
№ раздела
Объем работы студента (часов)
Форма
контроля
успеваемости
Темы дисциплины
Лек
ции
час/зе
Лабор.
зан.
час/зе
Практ
час/зе
Самост.
раб
час/зе
5 семестр
1. Понятие мультимедиа технологии
2/0,03
2/0,03
2/0,03
10/0,3
КО, КР, ТФП
2. Оптические носители информации, стандарты, защита контента
2/0,03
2/0,03
2/0,03
12/0,3
КО, КР, ТФП
3. Мультимедиа файлы, цифровое видео и телевидение
2/0,03
2/0,03
2/0,03
12/0,3
КО, КР, ТФП
4. Графика
2/0,03
2/0,03
2/0,03
11/0,3
КО, КР, ТФП
5. Виртуальная реальность
2/0,03
2/0,03
2/0,03
4/0,3
КО, КР, ТФП
6. Программные средства Мультимедиа
4/0,03
4/0,03
4/0,03
8/0,3
КО, КР, ТФП
7. Этапы и технология создания мультимедиа продуктов
4/0,03
4/0,03
4/0,03
6/0,3
КО, КР, ТФП
8. Подготовка к экзамену
КО, КР, ТФП
Всего:
18/0,5
18/0,5
18/0,5
72/3
Экзамен-54час
-
Содержание дисциплины
-
Содержание лекций
-
Тема 1. Понятие мультимедиа технологии
Классификация и области применения мультимедиа приложений. Цель и задачи курса «Мультимедиа технология». "Мультимедиа" как технология интеграции различных видов (сред) представления оцифрованной информации под управлением компьютера. Мультимедиа-компьютер. Сферы применения мультимедиа
Тема 2. Оптические носители информации, стандарты, защита контента
Накопители на оптических дисках CD-ROM, CD-R/RW. Устройство компакт-дисков. Основные типы компакт-дисков. Отличия способ записи.Организация информации на компьютерных компакт-дисках. Защита котента. Устройство и принцип действия компакт- дисководов. Особенности подключения компакт-дисководов, их интерфейсы. Типы и форматы файлов. DVD. Стандарты способы защиты Blu-ray, HD-DVD
Тема 3. Мультимедиа файлы, цифровое видео и телевидение
Звуковые файлы. Акустическая среда мультимедиа. Основные сведения о звуке. Параметры качества воспроизведения звука. Цифровая обработка звуковых сигналов. Звуковые процессоры. Видео (стандарты и методы сжатия). Видеосистема мультимедиакомпьютера. Способы представления графической информации в оцифрованном виде. Видеоадаптер и дисплей, графические режимы их работы. Локальные шины VESA и PCI. Видеоадаптеры на локальной шине. Графические ускорители и видеопроцессоры. Платы для работы с телевизионными сигналами (видеобластеры) TFT, Плазма и CRT мониторы и телевизоры
Тема 4. Графика
Растровая и векторная графика. Стандарты, использование графики в сети Интернет. Подготовка графических файлов. Ввод графической информации. Сканеры. Типы сканеров. Основные характеристики сканеров.
Тема 5. Виртуальная реальность
Аппаратные средства виртуальной реальности. Киберпространство, интерактивный режим, мультимедийные, интерактивные игры и тренажеры. Интернет: VRML, синтез речи, методы синтеза речи
Тема 6. Программные средства Мультимедиа
Программные средства для создания и редактирования элементов мультимедиа. Инструментальные интегрированные программные среды разработчика мультимедиа продуктов. Установка и настройка мультимедиа средств. Технология Plug and Play. Средства защиты информации Пакеты кодеков, Программы обработки видео. Морфинг. Создание анимации
Тема 7. Этапы и технология создания мультимедиа
Идея, концепция, проект, интерфейс, интеграция, тест, отладка, инсталляция, презентация, внедрение. Авторские системы. Примеры реализация статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологии. Законодательство по охране музыкальных произведений, видео и программного обеспеченья.
-
-
Содержание лабораторных работ (компьютерный практикум)
-
ЛР-1 Системы координат и использование плоскостей и фигур; ЛР-2 Метод создания объектов в пространстве Лофтинг;
ЛР-3 Анимация объектов сцены;
ЛР-4 Текстуры карты материалы наложение на объекты;
ЛР-5 Создание анимированных изображений в MacroMedia Flesh;
ЛР-6 разработка гипертекстовых страниц при помощи HTML;
ЛР-7 Изображение HTML-документе;
ЛР-8 Вложение списка. Форматный текст <PRE>;
ЛР-8 Работа в редакторе Fotoshop;
-
-
Самостоятельная работа и контроль успеваемости
-
Вид самостоятельной работы
Число
часов
Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспекту, учебной литературе и специализированным ресурсам Интернет
4
КР, ТФП Экзамен
2. Подготовка к лабораторным занятиям
4
КО, КР, ТФП
3. Проработка материала по темам, не рассмотренным на лекциях
8
КР, ТФП
4.Подготовка к промежуточной аттестации
10
КО, ТФП
5. Подготовка к экзамену
20
Экзамен
Всего:
46
3.4.Вопросы промежуточного и итогового контроля
Текущая успеваемость студентов контролируется выполнением, оформлением и защитой отчетов по лабораторным работам, промежуточной аттестацией в виде контрольной работы. Контрольные вопросы для аттестации включают: теоретический материал, пройденный на лекциях, практический материал по лабораторным работам.
Варианты контрольных заданий для промежуточного контроля
-
Описать форматы графических файлов, используемых в Интернет. Произвести анализ этих форматов.
-
Какие существовали стандарты на мультимедийный компьютер
-
Сравнить HD-DVD и Blu-Ray
-
Способы защиты мультимедийного контента на оптических дисках
-
Какие существуют стандарты для DVD. Принципиальные отличия стандартов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль включает экзамен.
Требования к экзамену:
-
Выполнение и защита лабораторных работ.
-
Положительная оценка за промежуточное тестирование.
-
Выполнение итоговой работы и ответ на вопросы в билете.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Мультимедиа технология»
-
Понятие Мультимедиа.
-
Аппаратные средства Мультимедиа.
-
Виртуальная реальность. Аппаратные средства виртуальной реальности.
-
Стандарты DVD.
-
Программные средства создания проектов.
-
Мультимедийный компьютер.
-
Работа с видеоданными.
-
Возможные пути развития DVD формата.
-
Этапы разработки мультимедийного проекта.
-
Стандарты мультимедийного компьютера.
-
Типы ЖК мониторов. Принцип формирования изображений. Программы тестирования работы монитора.
-
Оптимизация мультимедийных сайтов для поисковых систем.
-
Технологии MMX.
-
Синтез речи.
-
Методы синтеза речи.
-
Понятие кодека. Установка кодека. Пакеты кодека
-
Цифровое видео
-
Видео (стандарты и методы сжатия).
-
Виртуальная реальность (киберпространство, интерактивный режим, игры и тренажеры).
-
Гипертекст.
-
Звуковые файлы.
-
Инструментальные интегрированные программные среды разработчика мультимедиа продуктов.
-
Интернет (сервер, сайт, браузер, почта, поиск).
-
Классификация и области применения мультимедиа приложений.
-
Мультимедиа продукты учебного назначения (учебник, хрестоматия, энциклопедия, каталог, деловая игра, презентация).
-
Понятие мультимедиа технологии.
-
Примеры реализации статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологии.
-
Программные средства для создания и редактирования элементов мультимедиа.
-
Растровая и векторная графика.
-
Типы и форматы файлов.
-
Трехмерная графика и анимация.
-
Этапы и технология создания мультимедиа продуктов (идея, концепция, проект, интерфейс, интеграция, тест, отладка, инсталляция, презентация, внедрение).
3.5. Критерии оценки:
Оценка "отлично" выставляется студенту за:
а) глубокое усвоение программного материала по всем разделам курса, изложение его на высоком научно-техническом уровне.
б) ознакомление с дополнительной литературой и передовыми научно-техническими достижениями в области производства пищевой продукции;
в) умение творчески подтвердить теоретические положения процессов и расчета аппаратов соответствующими примерами, умелое применение теоретических знаний при решении практических задач.
Оценка "хорошо" выставляется студенту за:
а) полное усвоение программного материала в объеме обязательной литературы по курсу;
б) владение терминологией и символикой изучаемой дисциплины при изложении материала:
в) умение увязывать теоретические знания с решением практических задач;
г) наличие не искажающих существа ответа погрешностей и пробелов при изложении материала.
Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту за:
а) знание основных теоретических и практических вопросов программного материала;
б) допущение незначительных ошибок и неточностей, нарушение логической последовательности изложения материала, недостаточную аргументацию теоретических положений.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту за:
а) существенные пробелы в знаниях основного программного материала.
б) недостаточный объем знаний по дисциплине для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности
РЕЙТИНГ-ПЛАН
дисциплины
_____________________Мультимедиа-технологии __________________
(Название дисциплины согласно учебному плану)
Чеченский государственный педагогический институт
Курс _3_группа(ы)__АИ____, семестр _5, 2013/2014уч. г.
Ведущий преподаватель: _____Зенкина С.В. д.п.н., профессор ________________
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра: __________Информатики___________________
Объем дисциплины и виды учебной работы
Учебных недель: __18_
Лекций: __18_ часов
Лабораторных работ: _36_ часов
Практических занятий: _18__ часов
Курсовых проектов/работ: ___ проектов/работ
ИДЗ: ___ заданий
КР: _ работ
Аттестаций: 3 аттестации (2 текущие, 1 промежуточная)
Промежуточная аттестация: экзамен/зачет
Распределение баллов по видам учебных работ
-
№
п/п
Наименование работ
и посещаемость
Распределение баллов (всего баллов 100)
1-я
(текущая)
аттестация
до 30
баллов
( 8 недели)
2 -я
(текущая)
аттестация
до 30
баллов
(16 недели)
3-я
(промежуточная)
аттестация
до 30
баллов
1
Теоретический материал
10
10
-
2
Лабораторные работы
10
10
-
Практические занятия
10
10
Премиальные баллы
-
-
10
Экзамен/зачет
-
-
30
Итого
100
Ведущий преподаватель __________________
Зав. кафедрой ___________________
СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМОЙ
по курсу ________Мультимедиа-технологии____ (группа АИ )
Проводятся четыре аттестации студентов на 8-й, 16-й неделях и в сессионный период.
Максимальное количество баллов
1-я аттестация - 30 баллов
2-я аттестация - 30 баллов
3-я аттестация
премиальные баллы - 10 баллов
(экзамен/зачет) - 30 баллов
_______________________
Итого - 100 баллов
Содержание 1-й аттестации
Вид учебной работы
Контролируемые мероприятия
Максимальное количество баллов
примечание
Теоретический материал
Тестовые задания по блоку лекций: Лекция 1. Цель и задачи курса. Мультимедиа и ее компоненты. Лекция 2 Конфигурации мультимедиа: стандарты MPC, виды памяти Элементы мультимедиа. Адаптеры видео-дисплея: технология CRT, LCD, RGB. Лекция 3. Составляющие изображения, технология ускорения графики, технология графической памяти, цветовая глубина и разрешающая способность.
10
Лабораторные работы
выполнение лабораторных работ: Получение изображений с видеокамеры. Обработка изображения в пакете ADOBE PHOTOSHOP.
10
Практические занятия
Практические занятия №1-4
10
-
Курсовые проекты/работы
-
-
-
ИДЗ
-
-
-
Контрольные работы
Содержание 2-й аттестации
Вид учебной работы
Контролируемые мероприятия
Максимальное количество баллов
примечание
Теоретический материал
Тестовые задания по блоку лекций:
Раздел: Элементы мультимедиа.
Лекция 4, Лекция 5, Лекция 6, Лекция 7.
Раздел:Сети мультимедиа
10
Лабораторные работы
выполнение лабораторных работ: Создание мультимедийного приложения в среде MACROMEDIA FLASH, Организация сетевых конференций
10
Практические занятия
Практические занятия №4-8
10
-
Курсовые проекты/работы
-
-
-
ИДЗ
-
-
-
Контрольные работы
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой _________________
-
-
Список основной и дополнительной литературы
-
Основная учебная литература
-
Жук, Ю. А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов направлений бакалавриата 230200 "Информационные системы", 230400 "Информационные системы и технологии" и специальности 230201 "Информационные системы и технологии" всех форм обучения : самостоятельное электронное издание / Ю. А. Жук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С. М. Кирова, Каф. информационных систем. - Электрон. текстовые дан. (1 файл в формате pdf: 17,00 Мб). - Сыктывкар : СЛИ, 2012. - on-line. - Систем. требования: Acrobat Reader (любая версия). - Загл. с титул. экрана. - Режим доступа: lib.sfi.komi.com/ft/301-000285.pdf
Дополнительная учебная, учебно-методическая литература
-
Кертис, Х. Flash Web-дизайн. Опыт профессионалов [Электронный ресурс] : [практическое пособие] / Х. Кертис ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва : ДМК Пресс, 2008. - 257 с. - (Web-дизайн). - Режим доступа: biblioclub.ru/book/131743/.
-
Розенцвейг, Г. Adobe Flash Создание аркад, головоломок и других игр с помощью ActionScript [Электронный ресурс] : [практическое пособие] / Г. Розенцвейг ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва : ДМК Пресс, б.г. - 591 с. - Режим доступа: biblioclub.ru/book/86467/.
-
Федоренко, Т. Рекламные FLASH-игры. Экономическая эффективность применения [Электронный ресурс] : [практическое пособие] / Т. Федоренко ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва : Лаборатория книги, 2010. - 109 с. - Режим доступа: biblioclub.ru/book/96817/.
Дополнительная литература
-
Armstrong, Jay FLASH 8. Фирменное руководство от Macromedia [Текст] / Jay Armstrong. - Москва : Триумф, 2006. - 256 с. - (OFFICIAL Documentation).
-
Ульрих, К. Adobe Flash CS3 Professional для Windows и Macintosh [Электронный ресурс] : [руководство] / К. Ульрих ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва : ДМК Пресс, Б. г. - 568 с. - (Quick Start). - Режим доступа: biblioclub.ru/book/86311/.
-
Ульрих, К. Интерактивная Web-анимация во Flash [Электронный ресурс] : [руководство] / К. Ульрих ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва : ДМК Пресс, 2010. - 569 с. - Режим доступа: biblioclub.ru/book/130237/.
-
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
-
-
Компьютерный класс с современными компьютерами, имеющими приводы DVD, звуковые карты и микрофоны.
-
Операционная система семейства Windows NT.
-
Flash
-
Учебно-методический блок
4.1. Теоретическая часть
4.2. Лабораторный практикум. Тематика заданий.
Введение
Общая цель и задачи выполнения работ
Освоить практические умения использование и формирование видео, звука, технологии мультимедиа кодирование:
Работа с изображением растровая графика Работа со звуком микшеры, стерео системы
Типы кодирования графических изображений, звуковых диапазонов, видео сигналов Монтаж, изменение, очистка, оцифровка видео файлов и сигналов
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при выполнении работ
Студенты, получив знания в результате выполнения работ должны
Использовать и формировать графические изображения
Редактировать звуковые файлы
Оцифровывать видео и аудио записи
Кодировать и конвертировать аудио и видео данные
Знания и умения, полученные в данном курсе, понадобятся для изучения следующих спец. предметов и дисциплин:
Технологии Интернет Дипломное проектирование
Условия и особенности выполнения работ
Лабораторные работы выполняются в компьютерной лаборатории, На компьютерах с предустановленной операционной системой семейства NT, графическими редакторами аудио и видео кодаками программой для работы с видео и аудио сигналами, компьютеры должны иметь доступ к ЛВС и кафедральному учебно-методическому компьютеру. Необходимо наличие учебной базы, раздаточного материала и конспекта лекций по данной дисциплине.
Взаимосвязь с теоретическим материалом учебной дисциплины
Все лабораторные работы требуют у студентов теоретических знаний, полученных на лекциях по данной дисциплине
Форма отчетности студентов
По окончанию каждой лабораторной работы студент сдает отчет в виде оформленного файла в любом графическом исполнение. Выполнение всех лаб. работ и написание контрольной работы является допуском к экзамену.
Лабораторная работа №1
Растровая и векторная графика Цель работы:
Создание растровой и векторной графики, импорт и экспорт изображений Задачи работы
Научится создавать простейшие объекты графики Выполнять преобразования между типами изображения Изучить стандартную панель управления Размещение, выделение, перемещение объектов Вывод графического изображения на экран
Обеспечивающие средства:
Лабораторная работа выполняется в компьютерной лаборатории, на компьютерах с предустановленной операционной системой семейства NT, графическими редакторами аудио и видео кодаками программой для работы с видео и аудио сигналами.
Задание:
Создать указанные объекты разместить в пространстве
Требования к отчету:
По окончанию работ сдается файл проекта.
Технология работы: (* мультимедийные указания к работам размещены на сервере, в папке кафедры)
Разместить объекты Задать параметры объектов
Выровнять по отношению к проекциям и другим объектам Представить в форме графического изображения
Контрольные вопросы:
Принципиальная разница между растровой и векторной графикой Библиотека хранения
Способы использования и создания растрой и векторной графики Назначение и использования панели инструментов
Цель работы:
Освоение библиотеки загрузка в библиотеку Задачи работы
Создание объекта и сохранение в библиотеки Правила именования объектов создание указателей Использование объектов из библиотеки Иерархия объектов проекта
удаление копии объекта хранящихся в проекте и библиотеке Вывод графического изображения на экран
Обеспечивающие средства:
Лабораторная работа выполняется в компьютерной лаборатории, на компьютерах с предустановленной операционной системой семейства NT, графическими редакторами аудио и видео кодаками программой для работы с видео и аудио сигналами.
Задание:
Создать объекты, загрузить данные
Требования к отчету:
По окончанию работ сдается файл проекта.
Технология работы: (* мультимедийные указания к работам размещены на сервере, в папке кафедры)
Загрузить объект в библиотеку
Дать наименование создать указатель
Произвести загрузку изображения из библиотеке
Выгрузка и замена изображения для достижения требуемого эффекта
Представить в форме графического изображения
Контрольные вопросы:
Использование масок, правила создания Ошибки и способы их устранения.
Иерархия слоев деление на цветовые каналы
Методы использование кодеков
Линейное выполнение преимущества и недостатки
Цель работы:
Освоение методов анимации объектов простейшие методы перемещения Задачи работы
Создание начальных объектов для анимации
Технология записи перемещения вращения
Просчет анимации в кадровом режиме
Просчет в графическое изображение создание видео сигнала
Метод записи и кодирование сигнала
Обеспечивающие средства:
Лабораторная работа выполняется в компьютерной лаборатории, на компьютерах с предустановленной операционной системой семейства NT, графическими редакторами аудио и видео кодаками программой для работы с видео и аудио сигналами.
Задание:
Создание движения по указанной технологии
Требования к отчету:
По окончанию работ сдается файл проекта.
Технология работы: (* мультимедийные указания к работам размещены на сервере, в папке кафедры)
Создать объекты
Изучить предлагаемый метод анимации
Произвести соответствующие изменения для передвижения
Представить в форме графического изображения
Запись видео файла с использованием предлагаемой кодировкой
Контрольные вопросы:
Способы анимации, спецэффекты методы, типы
Фреймы, вложения фреймов способы управление, обработка событий Линейное и нелинейное выполнение анимации
Лабораторная работа №2
Алгоритмизация фреймов обработка пользовательских данных
Цель работы:
Использование готовых видео сигналов и графических изображений для использования в пространстве
Задачи работы
Подготовка необходимых объектов
Технология создания материалов используемых в сцене
Назначение объектам сцены материалов координатная привязка к кадрам
Настройка отображение кадров и фреймов
Создание готового приложения отвечающего на действия пользователя Обеспечивающие средства:
Лабораторная работа выполняется в компьютерной лаборатории, на компьютерах с предустановленной операционной системой семейства NT, графическими редакторами аудио и видео кодаками программой для работы с видео и аудио сигналами.
Задание:
Моделирование материалов объектам
Требования к отчету:
По окончанию работ сдается файл проекта.
Технология работы: (* мультимедийные указания к работам размещены на сервере, в папке кафедры)
Создать объекты для работы Формирование фреймов Назначение фреймов времени выполнения Настройка кадров для отображения Обработка событий пользователей Компилирование объекта выполнения
Контрольные вопросы:
Загрузка фреймов из библиотеки Обработка событий пользователей
Иерархия объектов проекта, методика обращения и управления объектами Частичный просчет сцены. Для чего может применятся и какие типы существуют?
Приложение
Примеры готовых проектов участвующих в лабораторных работах
Лабораторная работа №3 Объекты размещены и настроены слои карты кадры
Лабораторная работа №4 Настройка закрывающего панно для смены изображения.
Лабораторная работа №5 Создание меню проекта анимация спецэффектов.
Лабораторная работа №6 Создание полного интерактивного проекта с компиляцией в исполняемое независимое приложение.
Перечень тем практических занятий.
Практические занятия по дисциплине «Мультимедиа технологии» поводятся с целью освоения навыков поэтапной технологии создания проекта- мультимедиа.
Тема 1. Разработка мультимедийного проекта. Выбор аппаратно-программной платформы. Анализ инструментальных средств создания мультимедиа проекта.
Тема 2. Создание индивидуального сценария мультимедиа-приложения. Разработка структуры сценария и содержания его элементов.
Тема 3. Разработка сценария для статического проекта мультимедиа.
Тема 4. Разработка сценария для динамического проекта мультимедиа.
4.3. Методические рекомендации для преподавателей
Лекционные занятия проводятся преподавателем в течение двух академических часов. Для проведения лекций желательно использование проектора или интерактивной доски, поскольку комплекс снабжен системой презентационных слайдов, которые могут служить наглядной демонстрацией и дополнительной мотивацией.
Практические занятия данного курса проводятся в компьютерной лаборатории (кабинете) с установленным программным обеспечением:
к модулю1 - ОС WindowsXP/ OC Windows 2000 Server/ OC Windows 2003 Server;
к модулю2 - Microsoft FlashMX и Веб-Сервер Apache 2.0.55 (и выше)+ сервер управления базами данных MySQL 5.0 (и выше)+ РНР 5.1.2 (три последних пункта могут быть заменены на Denver).
В случае использования программных продуктов других версий возможны некоторые изменения в подаче материала и постановке задач.
В качестве промежуточного контроля используются контрольные вопросы к практическим заданиям, а также самостоятельные работы студентов. Письменные работы должны быть представлены в форме отчета, и проверены своевременно, т.е. после проведения практического занятия. В качестве итогового контроля используется представленный законченный вариант отчета, а также ответы на вопросы к зачету. Условием сдачи зачета является 80% ответов на заданные вопросы, также рассматривается полнота и исчерпываемость ответов
Изучение теоретического материала
Прежде чем приступить к практической работе необходимо изучить теоретический материал по лекциям
Лекция 1. Общие представления. Понятие мультимедийной презентации. Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов. Планирование презентации
Лекция 2. Понятие векторной и растровой графики. Цветовая палитра. Форматы графических файлов. Программное обеспечение для работы с компьютерной графикой.
К изучению лекции 2 необходимо приступить, после выполнения Раздела 1. Практической части, которые нужно правильно обработать в графических программах. Особое внимание нужно уделить различным форматам графических файлов, их качеству и объемам сохраненной информации.
4.4. Методические указания для студентов
Методические указания по самостоятельному изучению лекций
Самостоятельная работа студентов по изучению отдельных тем дисциплины включает поиск учебных пособий по данному материалу, проработку и анализ теоретического материала, самоконтроль знаний по данной теме с помощью нижеприведенных контрольных вопросов и заданий.
Темы дисциплины
Контрольные вопросы и задания
1. Понятие мультимедиа технологии
Знать:
-
Классификация и области применения мультимедиа приложений.
-
"Мультимедиа" как технология интеграции различных видов (сред) представления оцифрованной информации под управлением компьютера.
-
Мультимедиа-компьютер.
-
Сферы применения мультимедиа
2. Оптические носители информации, стандарты, защита контента
Знать:
-
Накопители на оптических дисках CD-ROM, CD-R/RW.
-
Устройство компакт-дисков.
-
Основные типы компакт-дисков.
-
Отличия
-
способ записи.
-
Организация информации на компьютерных компакт- дисках.
-
Защита котента.
-
Устройство и принцип действия компакт-дисководов.
-
Особенности подключения компакт-дисководов, их интерфейсы.
-
Типы и форматы файлов.
-
DVD: Стандарты способы защиты
-
Blu-ray
-
HD-DVD
3. Мультимедиа файлы, цифровое видео и телевидение
Знать:
-
Звуковые файлы: форматы
-
Акустическая среда мультимедиа
-
Основные сведения о звуке
-
Параметры качества воспроизведения звука
-
Цифровая обработка звуковых сигналов
-
Звуковые процессоры.
-
Видео (стандарты и методы сжатия)
-
Видеосистема мультимедиа-компьютера.
-
Способы представления графической информации в оцифрованном виде.
-
Видеоадаптер и дисплей, графические режимы их работы.
-
Локальные шины VESA и PCI
-
Видеоадаптеры на локальной шине.
-
Графические ускорители и видеопроцессоры.
-
Платы для работы с телевизионными сигналами
Темы дисциплины
Контрольные вопросы и задания
(видеобластеры)
■ TFT, Плазма и CRT мониторы и телевизоры.
4. Графика
Знать:
-
Растровая и векторная графика.
-
Стандарты, использование графики в сети Интернет.
-
Подготовка графических файлов.
-
Ввод графической информации.
-
Сканеры. Типы сканеров.
-
Основные характеристики сканеров
5. Виртуальная реальность
Знать:
-
Аппаратные средства виртуальной реальности.
-
Киберпространство: интерактивный режим, мультимедийные, интерактивные игры и тренажеры.
-
Интернет: VRML
-
синтез речи
-
методы синтеза речи
6. Программные средства Мультимедиа
Знать:
-
Программные средства для создания и редактирования элементов мультимедиа.
-
Инструментальные интегрированные программные среды разработчика мультимедиа продуктов.
-
Установка и настройка мультимедиа средств.
-
Технология Plug and Play.
-
Средства защиты информации
-
Пакеты кодеков
-
Программы обработки видео.
-
Морфинг.
-
Создание анимации
7. Этапы и технология создания мультимедиа продуктов
Знать:
-
Идея, концепция, проект, интерфейс, интеграция, тест, отладка, инсталляция, презентация, внедрение.
-
Авторские системы.
-
Примеры реализация статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологии.
-
Законодательство по охране музыкальных произведений, видео и программного обеспеченья
Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным работам
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением таблиц, запросов, а и также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью нижеприведенных контрольных вопросов и заданий.
Название лабораторной работы
Контрольные вопросы и задания
1. Растровая и векторная графика
-
Принципиальная разница между растровой и векторной графикой
-
Библиотека хранения
-
Способы использования и создания растрой и векторной графики
2. Маски и слой, линейное выполнение программ
-
Использование масок, правила создания Ошибки и способы их устранения.
-
Иерархия слоев деление на цветовые каналы
-
Методы использование кодеков
-
Линейное выполнение преимущества и недостатки
3. Анимация объектов сцены Фреймы
-
Способы анимации, спецэффекты методы, типы
-
Фреймы, вложения фреймов способы управление, обработка событий
4. Алгоритмизация фреймов обработка пользовательских данных
-
Загрузка фреймов из библиотеки
-
Обработка событий пользователей
-
Иерархия объектов проекта, методика обращения и управления объектами
.
ГЛОССАРИЙ
ActionScript - язык программирования, посредством которого во Flash осуществляется отправка команд и запросов о временных зависимостях, видеоклипах, кнопках и других запросов;
Видеоклип - самодостаточный мини-фильм; при необходимости для него можно задать собственную временную шкалу, не привязанную к основной;
Временная панель - позволяет управлять содержимым, отображаемым в течение определенного времени в различных кадрах и ключевых кадрах;
Кадры - представляют собой отдельные статические кванты, или моменты времени, которые комбинируются друг с другом для создания эффекта движения;
Ключевой кадр - критическое место стыковки при изменении содержимого рабочего поля;
Символы - представляют собой хранящиеся образцы, т.е. объекты, которые можно использовать нужное число раз;
Экземпляр - копия символа, не зависящая от своего исходного символа; экземпляр можно редактировать независимо от самого символа или других экземпляров этого же символа.
17