- Преподавателю
- Информатика
- Тема: Арифметические основы ПК. Системы счисления
Тема: Арифметические основы ПК. Системы счисления
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лупекина О.Л. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10
Тема урока: Арифметические основы ПК. Системы счисления.
Цель урока:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления;
-
указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления.
Воспитательные: повысить мотивацию познавания предмета.
Развивающие:
-
развивать умение выделять главное, существенное; 2. развивать умение работать самостоятельно;4. Развивать творческие способности; 3. Способность развивать память, речь.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: определение следующих понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления»; недостатки непозиционных систем счисления.
Учащиеся должны уметь: записывать числа в непозиционных системах счисления. Программно-дидактическое обеспечение: ПК, слайды, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Преподаватель заранее выбирает из группы двух помощников, которые активно помогают и участвуют на уроке (самостоятельно готовят презентацию на тему «Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления», «Римская система счисления»). При входе в аудиторию ребята делятся на две группы. На столах лежат заранее приготовленные вопросы, карточки.
Преподаватель приветствует учащихся, представляет своих помощников и объявляет их ведущими двух групп.
Преподаватель:
Прежде чем мы начнем знакомиться с историей возникновения и развития систем счисления, мы повторим материал прошлого урока. За правильный ответ вы получаете жетон, который послужит вам, как бонус к вашей оценке за урок.
II. Опрос учащихся по пройденной теме: История развития вычислительной техники.
Вопросы: По мере поступления вопросов, на экране появляются ответы.
-
На какие устройства подразделяются современные вычислительные устройства? (механические, аналоговые, цифровые.)
-
Какое вычислительное устройство вы не выпускаете из рук даже на уроке? (цифровое устройство - сотовый телефон)
-
В каком веке для облегчения вычислений стали использовать счеты? (IV в.)
-
Кто изобрел арифмометр, который выполняет четыре арифметических действия? (Готфильд Лейбниц)
-
Счетчик - кто это? (Это человек, который работает с арифмометром. Он придерживался четких, составленных инструкций, последовательности действий. В последствии такие инструкции стали называться программами).
-
Кем был и что разработал Джон фон Нейман. (Разработал основные принципы функционирования универсальных вычислительных машин. И при создании современных компьютеров используются эти принципы).
-
Кто создал на основе Нейманских принципов первый компьютер? (В 1949 г. английский исследователь Морис Уилкс создал первый компьютер).
-
Кто из русских ученых внес большой вклад в развитие вычислительной техники? (Сергей Алексеевич Лебедев основоположник отечественного компьютеростроения)
-
В какой стране появились первые персональные компьютеры? (Персональные компьютеры появились в начале 80-х гг. в США. В результате существовало несколько заметных фирм производителей ПЭВМ, из которых выделялась IBM.)
-
Что изучает научная дисциплина кибернетика? (Кибернетика - научная дисциплина, изучающая общие закономерности процессов управления в системах любой природы, отталкиваясь от конкретного вида и их специфики).
III. Постановка целей урока
Преподаватель:
Мы с вами уже знаем, что вся информация в персональном компьютере закодирована в виде цифр и букв. Чтобы понять и представить, как это выглядит нам необходимо изучить такой раздел информатики, как арифметические основы компьютера. Тема нашего урока «Арифметические основы ПК. Системы счисления» - слайд №1. Перед нами встанут такие вопросы, как:
-
«Все есть число». Что имели в виду древние пифагорейцы?
-
Сколько существует систем счисления? Какая была самой первой и почему?
-
Римское число СХХVII. Какую величину оно выражает?
IV. Изложение нового материала
Учащиеся выписывают определения и ведущие фразы в тетрадь.
1. Системы счисления
Лозунг «Все есть число» - слайд № 2
Преподаватель:
Так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т.д. и т.п. Числа, цифры... они с нами везде.
Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые называются цифрами.
Цифры - это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит. Что же такое тогда число? - слайд №3
Первоначально число было привязано к тем предметам, которые пересчитывались. Но с появлением письменности число отделилось от предметов пересчета и появилось понятие натурального числа. Дробные числа появились в связи с тем, что человеку потребовалось что-то измерять и единица измерения (эталон) не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Далее понятие числа развивалось в математике, и сегодня считается фундаментальным понятием не только математики, но и информатики.
Число - это некоторая величина. - слайд № 4
Числа складываются из цифр по особым правилам. На разных этапах развития человечества, у разных народов эти правила были различны и сегодня мы их называем системами счисления.
Система счисления - это способ записи чисел с помощью цифр. - слайд №5
Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные. Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных. Последние являются в свою очередь результатом длительного исторического развития непозиционных систем счисления.
Непозиционной называется такая система счисления, у которой количественный эквивалент («вес») цифры не зависит от ее местоположения в записи числа. - слайд №6
Например, рассмотрим римское число VVV. В десятичной системе счисления это число 15. При записи числа VVV использовались одинаковые «цифры» - V. И если сравнить их между собой, то получим абсолютное равенство. Т.е. на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, ее «вес» всегда один и тот же. В данном примере он равен 5.
2. Непозиционные системы счисления - слайд №7
1. Единичная система счисления.
В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов, например, мешков, изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще очень далеко). Каждому мешку в такой записи соответствовала одна черточка. Археологами найдены такие «записи» при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10-11 тысяч лет до н.э.).
Ученые назвали этот способ записи чисел единичной или унарной системой счисления. Неудобства такой системы счисления очевидны: чем большее число надо записать, тем больше палочек. При записи большого числа легко ошибиться - нанести лишнее количество палочек или, наоборот, не дописать палочки.
Поэтому позже эти значки стали объединять в группы по 3,5 и 10 палочек. Таким образом, возникали уже более удобные системы счисления. Отголоски единичной системы счисления встречаются и сегодня. Например, сами того не осознавая, малыши на пальцах показывают свой возраст, а счетные палочки использовали для обучения счету учеников I класса.
Сегодня мои помощники приготовили презентации о древнеегипетской десятичной непозиционной системе и римской системе счисления.
V. Просмотр презентаций учащихся
Помощники по очереди рассказывают и показывают свои презентации.
2. Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления.(на экране презентация)
Древнеегипетская десятичная непозиционная система возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Бумагу заменяла глиняная дощечка, и именно поэтому цифры имеют такое начертание.
В этой системе счисления использовали в качестве цифр ключевые числа 1, 10, 100, 1000 и т.д. и записывались они при помощи специальных иероглифов.
Именно из комбинации таких «цифр» записывались числа и каждая «цифра» повторялась не более десяти раз.
- Почему? (Так как десять подряд идущих одинаковых цифр можно заменить одним числом, но на разряд старше. Например: |||||||||| = ∩.)
Пример 1
Число 2342 «рисовалось» так:
- два цветка лотоса (две тысячи);
- три свернутых пальмовых листа (три сотни);
- четыре дуги (четыре десятка);
- два шеста (две единицы).
Умножение и деление египтяне производили путем последовательного удвоения чисел - особая роль отвадилась двойке.
Пример 2
Египтяне вычисляли 19∙31 так: они последовательно удваивали число 31.
В правом столбце записывали число удвоения, а в левом - соответствующую степень двойки.
1
2
4
8
16
31
62
124
248
496
Затем отмечали вертикальными черточками строки левого столбца, из которых можно было сложить множитель (19 = 1+2+16), и складывали числа, стоящие в отмеченных строках справа (31+62+496=589)
3. Римская система счисления
Знакомая нам римская система принципиально не намного отличается от египетской. Но она более распространена в наши дни: в книгах, в фильмах.
В ней для обозначения чисел используются знаки I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для 10, а для чисел 50,100,500 и 1000 используются заглавные латинские буквы соответствующих латинских слов (Centum - сто, Demimille - половина тысячи, Mille - тысяча) V, X, L, C, D и M (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления. Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр».
В римской системе счисления для обозначения цифр использовались следующие латинские буквы:
I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000
Правила составления чисел в римской системе счисления:
Число равно:
-
Сумме значений идущих подряд нескольких одинаковых «цифр (назовем их группой первого вида) - VVV=15;
-
Разности значений двух «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая. В этом случае от значения большей «цифры» отнимается значение меньшей «цифры». Вместе они образуют группу второго вида. Заметим, что левая «цифра» может быть меньше правой максимум на один порядок: так перед L(50) и С(100) из «младших» может стоять только Х(10), перед D(500) и М(1000) - только С(100), перед V(5) - только 1(1) - IV=4;
-
Сумме значений групп и «цифр», не вошедших в группы первого или второго вида.
Пример 3
Записать число 444 в римской системе счисления.
444
400 + 40+4
(D-C) (L-X) (V-I)
группы второго вида
CDXLIV
Пояснение: обратите внимание учеников на то, что в десятичной записи числа используются 3 одинаковые цифры, а в римской системе счисления - разные.
Пример 4
Записать число 1986 в римской системе счисления.
1986
1000+900+50+30+6
M+(M-C) + L+ (X+X+X) +V+I
отдельные цифры
MCMLXXXVI
группы
второго вида
группы
первого вида
Преподаватель:
Спасибо моим помощникам за приготовленные презентации. А вы знаете ребята, что кроме единичных систем счисления существовали алфавитные системы счисления?
4. Алфавитные системы
Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. К числу таких систем счисления относились славянская, ионийская (греческая), финикийская и другие. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита.
Алфавитная система была принята и в древней Руси. До конца XVII века (до реформы Петра I) в ней в качестве «цифр» использовали 27 букв кириллицы.
Чтобы отличать буквы от цифр над буквами ставился специальный знак титло.
Это делалось для того, чтобы отличить числа от обычных слов:
Интересно, что числа от 11 (один - на десять) до 19 (девять -на десять) записывали так же, как говорили, то есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков. Если число не содержало десятков, то «цифру» десятков не писали.
Удобны ли алфавитные системы?
Пример 5 (все вместе). Запишем числа 23 и 444 в славянской системе счисления.
(23= ; 444= )
Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей десятичной. Это объясняется тем, что в алфавитных системах использовалось, по крайней мере, 27 «цифр». Но эти системы были удобны только для записи чисел до 1000.
Такой способ записи чисел, как в алфавитной системе, можно рассматривать как зачатки позиционной системы, так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда.
Алфавитные системы счисления были мало пригодны для оперирования с большими числами. В ходе развития человеческого общества эти системы уступили место позиционным системам.
VI. Закрепление изученного
Преподаватель:
Ребята давайте еще раз повторим все то, что мы сегодня узнали с вами и ответим на такие вопросы:
-
«Все есть число». Что имели в виду древние пифагорейцы? (Число - это некоторая величина. Цифры - это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит.
-
Сколько существует систем счисления? Какая была самой первой и почему? (Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные. Система счисления - это способ записи чисел с помощью цифр. Самой первой непозиционной системой счисления считается унарная (единичная). В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов, например, мешков, изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще очень далеко). Каждому мешку в такой записи соответствовала одна черточка. Археологами найдены такие «записи» при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10-11 тысяч лет до н.э.).
-
Римское число СХХVII. Какую величину оно выражает? (127)
Решите задачи:
Учащиеся решают задачи совместно по подгруппам. Помощники активно помогают своей группе. Группа работает на время. Учитывается время и количество выполненных заданий.
№1
Какие числа записаны с помощью римских цифр: MMIV, LXV, CMLXIV
Ответ: 2004, 65, 964
№2
Запишите число 555:
А) в древнеегипетской системе счисления;
Б) в римской системе счисления.
Ответ:
А)
Б) DLV
№3
Запишите в римской системе счисления год своего рождения.
№4
По принципу древнеегипетской системы счисления придумайте свою систему счисления. Придумайте число.
VII. - Подведение итогов урока
Преподаватель оценивает работу учащихся индивидуально, по количеству жетончиков и работу группы. Задает вопросы:
-
С какими трудностями встретились?
-
Что понравилось?
Домашнее задание
Уровень знания: по материалу урока заполните таблицу:
Название системы счисления
Цифры данной системы счисления
Десятичное число
Запись числа в данной системе счисления
12
17
21
Уровень понимания: запишите с помощью известных вам непозиционных систем счисления дату своего рождения.
Уровень применения:
Некоторые римские цифры легко изобразить с помощью палочек. Исправьте неверные равенства, переложив с одного места на другое только одну палочку.
VII + V= XII
VI - I= III
IX - V=VI
Творческий уровень: напишите свою биографию, используя римскую систему счисления. Используйте для этого свой домашний компьютер.
Библиографический список
-
Информатика. Серия «Учебники, учебные пособия». И 57 //Под ред. П.П. Беленького. - Ростов - н/Д: Феникс, 2004. - 448с. (10 учебников);
-
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Информатика», Л.З. Шауцукова, М.: «Просвещение», 2000г.;
-
Проектирование учебного занятия (методические рекомендации)/ Сергеева Т.А., Уварова Н.М. - М.: «Интелект центр», 2003. - 84 стр.;
-
Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс./ Соколова О.Л. , М.: ВАКО, 2006. - 400с. - (В помощь школьному учителю);
-
Анализ современного урока: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ.- ростов н/Д: Изд-во «Учитель, 2003 - 224 с.