- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Секретева Т.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобращзовательное учреждение
Архиповская средняя общеобразовательная школа
Сакмарского района
-
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ Власова Л.В.
«___» ___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
____________ Жук О.Л. _
"____"____________2015г
«Утверждено»
Директор ОУ
__________ Конобевцева А.В.
«___» ______________ 2015 г.
Рабочая программа
по «Информатике и ИКТ»
9 класс
Секретевой Татьяны Анатольевны
учителя математики
2015-2016 учебные годы
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
-
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312» от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373», от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013г. №0121/1061 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
-
Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Архиповская СОШ».
-
Образовательная программа МБОУ «Архиповская СОШ».
-
Положение МБОУ «Архиповская СОШ» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
-
Учебный план МБОУ «Архиповская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Содержание курса информатики и ИКТ для 9 класса (68 ч)
-
Передача информации в компьютерных сетях - 7 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
Информационное моделирование - 6 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 11 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
Табличные вычисления на компьютере - 11 час.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
Управление и алгоритмы - 13 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
-
Программное управление работой компьютера - 15 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
-
Информационные технологии и общество 5 час.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Календарно-тематическое планирование
по информатике
9 класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п.
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Передача информации в компьютерных сетях.
1
1
Компьютерные сети.
1
2
2
Типы компьютерных сетей.
1
3
3
Электронная почта.
1
4
4
Другие услуги компьютерных сетей.
5
5
Интернет и всемирная паутина.
1
6
6
Практическая работа «Создание почтового ящика»
1
7
7
Способы поиска в Интернете.
1
Информационное моделирование.
8
1
Что такое моделирование.
1
9
2
Графические информационные модели.
1
10
3
Табличные модели.
1
11
4
Информационное моделирование на компьютере.
1
12
5
Системы, модели, графы.
1
13
6
Объектно-информационные модели. Тест.
1
Хранение и обработка информации в базах данных.
14
1
Основные понятия баз данных.
1
15
2
Система управления базами данных. Создание базы данных.
1
16
3
Практическая работа «Создание базы данных».
1
17
4
Практическая работа.
1
18
5
Условия выбора и простые логические выражения.
1
19
6
Составление простых запросов.
20
7
Составление логических выражений.
1
21
8
Логические операции
1
22
9
Сложные логические выражения.
1
23
10
Сортировка записей.
1
24
11
Удаление записей.
1
Табличные вычисления на компьютере.
25
1
Двоичная система счисления.
1
26
2
Числа в памяти компьютера.
1
27
3
Электронная таблица.
1
28
4
Правила заполнения таблицы.
1
29
5
Работа с диапазонами.
1
30
6
Относительная адресация.
1
31
7
Деловая графика.
1
32
8
Условная функция.
1
33
9
Логические функции и абсолютные адреса.
1
34
10
Математическое моделирование.
1
35
11
Имитационное моделирование в ЭТ.
1
Управление и алгоритмы.
36
1
Управление и кибернетика.
1
37
2
Управление с обратной связью.
1
38
3
Автоматизированные и автоматические системы управления.
1
39
4
Определение и свойства алгоритма.
1
40
5
ГРИС и его система команд.
1
41
6
Алгоритмы для ГРИС
1
42
7
Непосредственный режим работы ГРИС.
1
43
8
Косвенный режим работы ГРИС.
1
44
9
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
1
45
10
Циклические алгоритмы.
1
46
11
Ветвления и последовательная детализация алгоритмов.
1
47
12
Практическая работа
1
48
13
Практическая работа
1
Программное управление работой компьютера.
49
1
Что такое программирование.
1
50
2
Алгоритмы работы с величинами.
1
51
3
Линейные вычислительные алгоритмы.
1
52
4
Знакомство с языком BASIC.
1
53
5
Алгоритмы с ветвящейся структурой.
1
54
6
Программирование ветвлений.
1
55
7
Программирование диалога с компьютером.
1
56
8
Программирование циклов.
1
57
9
Алгоритм Евклида.
1
58
10
Таблицы и массивы.
1
59
11
Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива.
1
60
12
Сортировка массива.
1
61
13
Массивы в BASIC.
1
62
14
Одна задача обработки массива.
1
63
15
О языках программирования и трансляторах.
1
Информационные технологии и общество.
64
1
Предыстория информатики.
1
65
2
История чисел и систем счисления.
1
66
3
История ПО и ИКТ.
1
67
4
Информационные ресурсы современного общества.
1
68
5
История языков программирования.
1