Разработка занятия по курсу Основы информационной культуры Техника интеллектуального труда, 10 класс

Тема занятия: Техника интеллектуального труда Возраст: 10 класс Цель занятия: ознакомление с методикой работы с печатными изданиями. Задачи: 1.     Знакомство с основными принципами  интеллектуального труда 2.     Обучение рациональным приёмам работы с текстом Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe Power Point 2000-2003/2007 Программное обеспечение: книжная выставка, программа Microsoft Offiсe Power Point, программа Microsoft Office Word, браузер Internet Explorer. Форма проведения: урок-практикум.
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Техника интеллектуального труда

Возраст: 10 класс

Цель занятия: ознакомление с методикой работы с печатными изданиями.

Задачи:

  1. Знакомство с основными принципами интеллектуального труда

  2. Обучение рациональным приёмам работы с текстом

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe Power Point 2000-2003/2007

Программное обеспечение: книжная выставка, программа Microsoft Offiсe Power Point, программа Microsoft Office Word, браузер Internet Explorer.

Форма проведения: урок-практикум.

Ход урока:

№ этапа



Содержание

Задачи

I

Здравствуйте, ребята. В этом году вы пришли в 10 класс и у вас появились дополнительные - профильные предметы для изучения. Это значит, что увеличился объём информации, которую вам нужно переработать и запомнить. Это невозможно без определённой системы и без знания рациональных приёмов работы с текстом.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его совершения - важнейший принцип интеллектуального труда.

Можно сформулировать закон притяжения новой информации. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности:

1. При увеличении объёма накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать всё больше новой, тематически, идеологически или логически связанной с предыдущей. Информация как бы притягивает информацию.

2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто информация нового качественного уровня.

3. Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее. (слайды № 3,4)

Знакомство с основными принципами интеллектуального труда

Рациональные приёмы работы с текстом
Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра определили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?
Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сначала малозначимая информация окажется существенной, потянет за собой важную цепочку фактов или доказательств.

А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изучая публикации. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь информации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства использования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.

(слайд №5)

Всем перечисленным требованиям отвечают такие популярные приёмы работы с текстом, как:

  • составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;

  • подчёркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обязательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);

  • представление изучаемого текста в форме тезисов;

  • составление конспекта. (слайд №6)

План - это своеобразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого издания, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, - это эффективный способ свёртывания информации. (слайд №7)

Очень помогают в освоении материала выписки и подчёркивания. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркёров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книгами и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписывать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств.

(слайд №8)

Умение отбирать материал для выписок - важное подспорье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а стараться изложить его своими словами. Цифры, например, полезно свести в таблицы, диаграммы. То есть одновременно вы занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации. (слайд №9)

Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших помет.
Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные высказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки будем использовать в прямом цитировании, точно указывая источник вплоть до страницы. Вообще цитирование - сложное искусство. Назначение цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно относиться к чужому тексту. Не вырывать случайные полуфразы, а цитировать законченным отрывком, содержащим в идеале и тезис, и аргумент (т.е. утверждение и доказательство). Учитывать, в каком контексте употребил цитируемый автор то или иное выражение. Например, реплику, произнесённую в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично цитировать в качестве основательного аргумента или характеристики его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

(слайд №10)

Цита́та - дословная выдержка из какого-либо текста. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста). В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках (« », " ") или особым шрифтом (уменьшенным кеглем, со втяжкой, курсивом). В других языках способ оформления цитат и вид кавычек могут отличаться. (слайд №11)

Тезисы - это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Различают простые тезисы, содержащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных тезисах приводятся и доказательства, квинтэссенция (главное, основное) рассуждений.Тезисы - главные мысли курсовой или дипломной работы, которые излагаются в нескольких предложениях.

(слайд №12)

Конспект представляет собой краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры.

Под конспектом принято подразумевать систематизированный набор логически взаимосвязанных записей, основой для которых является какой-либо источник. Если вы прослушиваете лекционный материал, то таковым источником для вас будет лектор. Если вы работаете над печатным или сетевым источником информации, то основой для конспекта будут тезисы и выписки из материала, изложенного в этих изданиях. В идеале конспект объединяет в себе все записи, то есть и план и выписки из материала и тезисы. Однако ключевое понятие применимое к любому конспекту это систематически обработанная и логически связанная на всем протяжении конспектирования источника запись. По сути, систематизация и логика записей и будут основным требованием к конспекту. (слайд №13)

Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план-конспекты), текстуальные (составляются из цитат с логическими связками - переходами), свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоциациями. Эффективным бывает применение графических и цветовых выделений. (слайд №14)

ПЛАНОВЫЙ КОНСПЕКТ (или план-конспекты)

Структура планового конспекта очень проста. При написании конспекта старайтесь не допускать орфографических ошибок! Каждая глава или параграф конспекта соответствуют пункту из плана конспекта. В этом виде конспект наиболее близок к идеальному стилю этой работы и позволяет легко усвоить законспектированный материал. По сути, такой конспект это чрезвычайно сжатый пересказ источника. Таким стилем удобно конспектировать печатные издания и прочие большие текстовые массивы. Плановый конспект всегда может гарантировать высокий процент усвоения материала еще в процессе работы по его составлению. Причем, обладая развитыми навыками работы можно составить плановый конспект на основе довольно крупного по объему информации источника за сравнительно малое время.

Наиболее простой вид планового конспекта это работа, составленная в виде вопросов и ответов. Вопросы в таком случае выносятся в план, а ответы и составляют основную часть конспекта. (слайд №15)

ТЕКСТУАЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ (составляются из цитат с логическими связками - переходами)
Следующий вид конспектов - текстуальный конспект имеет несколько иную структуру. В основе конспекта такого типа лежат цитаты из источника. Однако даже в этом случае следует помнить о наличии логики в последовательности конспектирования. За логичность изложения в текстуальном конспекте отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана. Текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике и дословных цитат. В некоторых случаях текстуальный конспект может облегчить работу по анализу фактов приведенных в источнике, поскольку предлагает эти факты в дословном изложении и таком порядке, при котором будут наиболее заметны, как сильные, так и слабые стороны позиции изложенной в источнике конспекта.

Текстуальный конспект наиболее подходит для

долгосрочной консервации данных и фактов.

Такие работы - очень ценный источник информации для анализа и после нескольких лет с момента их написания. Однако составление текстуального конспекта довольно трудоемкая работа, которая требует определенного навыка.

Кроме этого основной недостаток текстуального конспекта это подмена напряжения памяти и внимания при составлении конспекта заурядным копированием цитат, что снижает усвоение и первичный анализ материала.

(слайд №16)

СВОБОДНЫЕ КОНСПЕКТЫ (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов)

Следующий тип конспекта это свободный конспект. В данном типе можно встретить элементы и планового конспекта и текстуального конспекта. Свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться приведением объемных цитат из источника. Для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса. Составляя этот конспект нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас. В итоге свободный конспект является сосредоточием всех положительных сторон процесса конспектирования. Безусловно, свободный конспект очень сложен в составлении, но и польза от него очень большая. Например, свободный конспект позволяет начать усвоение материала уже на стадии работы над конспектом, развивает способность к логическому мышлению, дает навыки работы с цитатами, выписками и планом конспекта. Правильно составленный конспект позволяет тренировать память. (слайд №17)

Выделяют также ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСПЕКТЫ, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоциациями. Эффективным бывает применение графических и цветовых выделений. (слайд №18)

Обучение рациональным приёмам работы с текстом

В заключение хотелось бы дать несколько практических советов по составлению конспекта на основе материала изложенного на лекции, поскольку именно с такими конспектами студенты встречаются наиболее часто в процессе своей учебы.

  • Первый совет очень прост - делайте как можно больше записей того, что излагает преподаватель. Нормой будет страница конспекта на каждую четверть часа лекции.

  • Совет второй - уделяйте внимание только тому, что говорит преподаватель, не заменяйте его мысли своими. Избавьте свой конспект от собственных выводов и размышлений, сосредоточьтесь на материале лекции.

  • Совет третий - совершенствуйте свою способность к продолжительной концентрации внимания. Лектор может излагать свою мысль в течение большего времени, чем вы привыкли.

  • Совет четвертый - старайтесь уделять особое внимание материалу в начале и конце лекции. Не отвлекайтесь в это время на ненужную суету. Вы можете упустить что-то важное.

Последний совет - конспектируйте ваши лекции самостоятельно. Сборник конспектов - не лучший источник информации. (слайд №19)

Практические советы по конспектированию


Разработка занятия по курсу Основы информационной культуры Техника интеллектуального труда, 10 класс

© 2010-2022