Конспект интегрированного урока по теме Перевод десятичных чисел в двоичный код

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по математике и информатике

в 6 классе по теме:

«Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».

Цели:

  • обобщить и закрепить знания об основных понятиях позиционных систем счисления на примере двоичной системы счисления;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • показать применение игровых ситуаций на уроке;

Тип урока: урок-презентация получение новых знаний.

Оборудование:

-проектор для демонстрации презентации.

Ход урока.

1. Повторение и обобщение предыдущих знаний.

Учитель математики:

Какие числа называются натуральными? Сколько цифр вы знаете? Назовите их.

Система счисления, которой мы пользуемся на уроках математики и в жизни, называется десятичной, так как мы применяем десять цифр. Попробуйте сосчитать до десяти, применяя шесть цифр, четыре цифры. Существуют различные системы счисления, сегодня речь пойдет о двоичной системе.

Как мы читаем многозначные числа? Какие классы чисел вы знаете? Какие разряды присутствуют в каждом классе?

Задание №1. Разложить на разрядные слагаемые числа: 45609807, 3030303.

Что называется квадратом, кубом числа, степенью числа?

Задание №2. Вычислить: 3²; 5³; 2⁴; (5³-4³)·10,

Задание №3. Разложить на простые множители следующие числа:148, 931.

Задание №4. Вычислить значение степеней числа2.

(Записать : 2ⁱ=2; 2²=4; 2³=8; 2⁴=16;…….2ⁱ⁰=1024.)

2. Мотивация рассмотрения двоичной системы счисления

Учитель информатики.

Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.

Десятичная система счисления пришла к нам из Индии.

Но не всегда и везде используют десятичную систему счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления.

Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

  • Какие же цифры используют в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной) системе счисления?

  • Как формируется натуральный ряд?

  • Как записываются и читаются числа, и какие разряды чисел существуют в двоичной системе счисления?

Все это мы узнаем с вами на уроке, а помощницей нам будет известная десятичная система счисления.

3. Попробуем составить таблицу первых 10 двоичных чисел.

Учитель

: Сколько потребуется разрядов для записи цифры десятичного числа?

Ученики вычисляют: 23 = 8, 24 = 16. Значит для записи цифры десятичного числа достаточно 4разрядов.

Учитель

: составим таблицу первых десятичных чисел

При наличии времени (и более сильным учащимся) можно предложить продолжить данную таблицу, формируя натуральный ряд чисел двоичной системы счисления.

Вывод: недостаток двоичной системы - это быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел.

Учитель

: оказывается, что мы с вами повторили открытие одного немецкого ученого математика Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716

4. Физкультминутка.

Учитель: постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку для рук. Будем показывать числа, которые мы только что перевели в двоичную систему счисления.

Если 0- загибаем палец, если 1 - оттопыриваем. Учитель сначала последовательно, затем в разбивку говорит числа в десятичной системе счисления, а учащиеся показывают их в двоичной системе на пальцах, и наоборот. Данное упражнение вносит эмоциональный характер, но требует внимания от учащихся.

5. Демонстрация презентации.

Затем предлагается самостоятельно перевести числа из десятичной системы в двоичную.

Например, перевести числа 18; 36; 47; 235 и др. из десятичной системы счисления в двоичную систему с помощью алгоритма (с записью в тетрадях).

6. Подведение итогов и задание на дом.

Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение (приведите аргументы в защиту).





© 2010-2022