- Преподавателю
- Информатика
- Конспект интегрированного урока по теме Перевод десятичных чисел в двоичный код
Конспект интегрированного урока по теме Перевод десятичных чисел в двоичный код
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова А.С. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по математике и информатике
в 6 классе по теме:
«Перевод целых десятичных чисел в двоичный код».
Цели:
-
обобщить и закрепить знания об основных понятиях позиционных систем счисления на примере двоичной системы счисления;
-
активизировать познавательную деятельность учащихся;
-
показать применение игровых ситуаций на уроке;
Тип урока: урок-презентация получение новых знаний.
Оборудование:
-проектор для демонстрации презентации.
Ход урока.
1. Повторение и обобщение предыдущих знаний.
Учитель математики:
Какие числа называются натуральными? Сколько цифр вы знаете? Назовите их.
Система счисления, которой мы пользуемся на уроках математики и в жизни, называется десятичной, так как мы применяем десять цифр. Попробуйте сосчитать до десяти, применяя шесть цифр, четыре цифры. Существуют различные системы счисления, сегодня речь пойдет о двоичной системе.
Как мы читаем многозначные числа? Какие классы чисел вы знаете? Какие разряды присутствуют в каждом классе?
Задание №1. Разложить на разрядные слагаемые числа: 45609807, 3030303.
Что называется квадратом, кубом числа, степенью числа?
Задание №2. Вычислить: 3²; 5³; 2⁴; (5³-4³)·10,
Задание №3. Разложить на простые множители следующие числа:148, 931.
Задание №4. Вычислить значение степеней числа2.
(Записать : 2ⁱ=2; 2²=4; 2³=8; 2⁴=16;…….2ⁱ⁰=1024.)
2. Мотивация рассмотрения двоичной системы счисления
Учитель информатики.
Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.
Десятичная система счисления пришла к нам из Индии.
Но не всегда и везде используют десятичную систему счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления.
Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
-
Какие же цифры используют в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной) системе счисления?
-
Как формируется натуральный ряд?
-
Как записываются и читаются числа, и какие разряды чисел существуют в двоичной системе счисления?
Все это мы узнаем с вами на уроке, а помощницей нам будет известная десятичная система счисления.
3. Попробуем составить таблицу первых 10 двоичных чисел.
Учитель
: Сколько потребуется разрядов для записи цифры десятичного числа?
Ученики вычисляют: 23 = 8, 24 = 16. Значит для записи цифры десятичного числа достаточно 4разрядов.
Учитель
: составим таблицу первых десятичных чисел
При наличии времени (и более сильным учащимся) можно предложить продолжить данную таблицу, формируя натуральный ряд чисел двоичной системы счисления.
Вывод: недостаток двоичной системы - это быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел.
Учитель
: оказывается, что мы с вами повторили открытие одного немецкого ученого математика Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716
4. Физкультминутка.
Учитель: постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку для рук. Будем показывать числа, которые мы только что перевели в двоичную систему счисления.
Если 0- загибаем палец, если 1 - оттопыриваем. Учитель сначала последовательно, затем в разбивку говорит числа в десятичной системе счисления, а учащиеся показывают их в двоичной системе на пальцах, и наоборот. Данное упражнение вносит эмоциональный характер, но требует внимания от учащихся.
5. Демонстрация презентации.
Затем предлагается самостоятельно перевести числа из десятичной системы в двоичную.
Например, перевести числа 18; 36; 47; 235 и др. из десятичной системы счисления в двоичную систему с помощью алгоритма (с записью в тетрадях).
6. Подведение итогов и задание на дом.
Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение (приведите аргументы в защиту).