- Преподавателю
- Информатика
- 1. Рабочая программа по информатике для 10 класса, на основе программы К. Ю. Полякова, из расчета 1 час в неделю
1. Рабочая программа по информатике для 10 класса, на основе программы К. Ю. Полякова, из расчета 1 час в неделю
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белова Н.Г. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
-
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе:
-
ФГОС С(П)ОО (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);
-
Примерной программы ООП;
-
Авторской программы К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, программа рассчитана на 69 часов (по 1 часу в неделю);
-
учебного плана ГБОУ Гимназии № 1748 «Вертикаль».
-
Программа реализуется УМК:
-
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013;
-
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс, ч. 1. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013.
-
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс, ч. 2. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013.
-
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 11 класс, ч. 1. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013;
-
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 11 класс, ч. 2. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013;
-
Электронные задачники: informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666;
-
Электронные тесты: kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm;
-
книги для учителя:
-
Бородин М.Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Данный УМК соответствует содержанию предмета и планируемым результатам.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Тем не менее, предусмотрена возможность использования учебника для изучения курса информатики на базовом уровне.
-
Общая характеристика учебного предмета
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, по возможности в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
-
Цели курса:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи курса:
-
изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных;
-
расширение возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами;
-
формирование методологии использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов;
-
обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.
-
Место изучаемого предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 1748 «Вертикаль» программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю, из них 27 тестов, 19 практических работ, 2 самостоятельные работы.
При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
-
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
-
Содержание курса.
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10-11 классов может быть выделено три крупных раздела:
Раздел 1. Основы информатики.(28 час.)
-
Техника безопасности. Организация рабочего места.
-
Информация и информационные процессы.
-
Кодирование информации.
-
Логические основы компьютеров.
-
Компьютерная арифметика .
-
Устройство компьютера.
-
Программное обеспечение.
-
Компьютерные сети.
-
Информационная безопасность.
Раздел 2. Алгоритмы и программирование.(18 час.)
-
Алгоритмизация и программирование.
-
Решение вычислительных задач.
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии.(19 час.)
-
Моделирование.
-
Базы данных.
-
Создание веб-сайтов.
-
Графика и анимация.
-
3D-моделирование и анимация.
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
-
изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
-
раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
-
сокращен объем изучения остальных разделов.
Тематическое планирование учебного материала с.
Учащимся предлагается проект «Создание и размещение персонального сайта».
-
Планируемые результаты освоения курса
-
Основы информатики.
Выпускник научится:
-
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
понимать значение терминов: информация, данные, знания, сигнал, информационный процесс, бит, «список», «дерево», «граф»;
-
понимать основные единицы количества информации;
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
дискретному принципу кодирования данных в современных компьютерах;
-
принципу дискретизации;
-
кодировать и декодировать информацию при известной кодовой таблице;
-
принципам кодирования графических данных, звука и видеоданных;
-
использовать основные способы графического представления числовой информации;
-
правилам преобразования логических выражений;
-
принципы построения и адресацию в сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
-
переводить количество информации из одних единиц в другие;
-
структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
-
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
-
познакомиться с двоичной системой счисления и наиболее употребительными современными кодами;
-
записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
-
определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.
-
Алгоритмы и программирование.
Выпускник научится:
-
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
-
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
-
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
-
составлять ветвящиеся, линейные и циклические алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
создавать алгоритмы для решения сложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов, файлов и с простейшими операциями с этими структурами;
-
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
-
Использование программных систем и сервисов.
Выпускник научится:
-
базовым навыкам работы с компьютером;
-
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
-
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
-
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
-
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
-
Работа в информационном пространстве.
Выпускник научится:
-
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
-
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
-
сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
-
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
-
узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
-
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
-
Используемые технологии
-
игровые технологии;
-
элементы проблемного обучения;
-
технология развития критического мышления;
-
технологии уровневой дифференциации;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
информационно-коммуникационные технологии.
-
Формы контроля
-
административный (стартовый, промежуточный, итоговый);
-
тематический (ответ на проблемный вопрос, тестирование, практическая работа);
-
текущий контроль в инновационной форме (дифференцированная проверочная работа, творческая работа, публичное выступление по общественно-важным проблемам);
-
самостоятельная работа (КСО, фронтальная, групповая, индивидуальная).
-
Основной формой контроля является практическая работа за компьютером.
-
Тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности, направленные на достижение результатов
1.
Тема 1.
Основы информатики.
22 час.
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры информационных процессов;
-
решать задачи на измерение количества информации;
-
структуризация информации (графы, деревья);
-
кодирование звуковой и видеоинформации, декодирование;
-
знать системы счисления и особенности представления чисел в компьютере;
-
принципы устройства компьютера;
-
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
-
логические операции;
-
основные понятия структуры локальной сети и сети Интернет.
Практическая деятельность:
-
уметь оформлять документ;
-
кодировать и декодировать информацию: звуковую, графическую, текстовую;
-
осуществлять поиск информации в сети Интернет;
-
исследовать запросы поисковых систем;
-
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
-
систематизировать файлы и папки;
-
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений.
2.
Тема 2.
Алгоритмы и программирование.
11 час.
Аналитическая деятельность:
-
знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
-
составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
-
уметь составлять программы на Алгоритмическом языке, на языке Паскаль.
Резерв учебного времени в 10 классах: 2 часа
-
Учебно-методическое обеспечение
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013.
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс, ч. 1. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013.
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс, ч. 2. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2013.
Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
Электронное приложение к УМК.
Задачники: informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666.
Тесты: kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.
-
Материально-техническое обеспечение
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики оборудованы - одно рабочее место преподавателя и 13 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: моноблоки, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Обеспечено подключение компьютеров к выходу в Интернет.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
-
принтер (черно-белой печати, формата А4);
-
мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
-
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
-
оборудование, обеспечивающее подключение к сети.
Компьютерное оборудование использует операционную систему Windows.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» имеется в наличии следующее программное обеспечение:
-
Операционная система Windows;
-
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, базы данных;
-
Среда алгоритмического языка-КУМИР;
-
Браузер;
система программирования Паскаль и Бейсик.