Технологическая карта учебного занятия

Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит его к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания, задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу “открытия”.    К важным критерием выбора методов относятся также особенности о...  
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта учебного занятия

Тема занятия:___Согласно ктп_______________________________________

Тип занятия:_____Лекция___________________________________________

Вид занятия:_____ ознакомление с новым материалом__________________

Цели:

  1. __Образовательные___________________________________________

Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных):

  • Изучить;

  • Раскрыть;

  • Ознакомить;

  • Отработать навыки самостоятельной работы;

  • Научить работать с самостоятельной литературой;

  • Составлять схемы.

Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

Способствовать осознанию основного технологического материала.

Способствовать формированию представлений о...

Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины...

  • Выяснить последствия...

Способствовать пониманию закономерности..,

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между...

  • Способствовать пониманию зависимости между...

  1. ____Развивающие_____________________________________________

Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

  1. __ Воспитательные ___________________________________________

Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Оборудование:

Рабочее место преподавателя; проектор; плакаты; доступ в интернет (при необходимости)


Ход занятия:

  1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.) (1-5 мин)

  2. Проверка знаний студентов. Подведение итогов проверки. (_5-7_мин)

  3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач урока (_2_мин)

4. Изложение нового материала, применяемая методика (50-55мин) -

Объяснительно -_иллюстративные методы _________________________

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика (12-15 мин.).__коммуникативная методика_________________________________

6. Подведение итогов (2-3 мин) выставление оценок в журнал___________

7.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (1-3мин) согласно КТП_______________________________________________

8. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

согласно КТП _____________________________________________________




ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКОЙ (ЛАБОРАТОРНОЙ) РАБОТЫ № согласно КТП

Тема_______ согласно КТП ________________________________________

Наименование работы ___ согласно КТП _____________________________

Цель занятия:__ осознание учащимися практической значимости применяемых знаний_ и умений____________________________________

Приобретаемые умения и навыки - см. Рабочую программу_(в зависимости от темы)_____________________________________________

Норма времени на выполнение лабораторной работы 70 минут___________

Учебно-методическое оснащение рабочего места - персональное рабочее место обучающегося, методические рекомендации по выполнению____ лабораторной работы

Особые правила техники безопасности - см. инструкцию по ТБ__________

Литература - согласно КТП_________________________________________

Ход занятия:

  1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.) (5 мин)

  2. Проверка соблюдения требований ТБ студентами. (_2_мин)

  3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач лабораторной работы; раздача методических пособий; рекомендации по составлению отчета (_2-3_мин)

6. Подведение итогов (10 мин) проверка отчетов о выполнении__________ лабораторной работы, выставление оценок в журнал





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

Цель - это представляемый или мыслимый результат будущей деятельности. Работать без цели все равно, что действовать без мысли, без замысла.

Преподаватель профессионального учебного заведения при подготовке к каждому учебному занятию (теоретическому или производственному) должен особое внимание уделить постановке цели. Ясная, понятная реальная цель действительно является ключом к успеху в работе со студентами.

Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.

Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.

Цель показывает, чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.

Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.

Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.

Цель концентрирует внимание ученика на уроке.

Вначале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения. Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.

Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.

Диагностичность - это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.

Значит, формулировать цели занятия нужно через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.

Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.

Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.

Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату, т.е. движет учащихся к запланированным в стандарте уровням.

Формулирование целей занятия с учетом уровня усвоения необходимого для того, чтобы затем было возможно осуществить перевод цели в тестовые задания, т.е. осуществить проверку результата.

Примеры глаголов, используемых для конкретизации целей:

1. Для формирования общих учебных целей:

  1. анализировать;

  2. вычислять;

  3. высказывать;

  4. формулировать определения;

  5. демонстрировать;

  6. знать;

  7. интерпретировать;

  8. использовать;

  9. оценивать (судить на основании критериев);

  10. понимать (преобразовывать из одной формы в другую, объяснить, предсказывать последствия, результаты);

  11. применять (в конкретных условиях и новых ситуациях);

  12. создавать;

2. Для формирования целей творческого типа:

  1. варьировать;

  2. видоизменять;

  3. модифицировать;

  4. перегруппировывать;

  5. перестраивать;

  6. предсказывать;

  7. ставить вопросы;

  8. реорганизовывать;

  9. синтезировать;

  10. систематизировать;

  11. укрощать;

3. В сфере коммуникативных умений:

  1. вступить в контакт;

  2. выразить мысль;

  3. высказать согласие (несогласие);

  4. извиниться;

  5. извинить;

  6. ответить;

  7. поблагодарить;

  8. высказать похвалу (одобрение);

  9. оказать помощь;

  10. пригласить;

  11. присоединиться;

  12. принять участие;

  13. сотрудничать и т.д.

Варианты конструирования образовательных целей:

  1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных):

  • Изучить;

  • Раскрыть;

  • Ознакомить;

  • Отработать навыки самостоятельной работы;

  • Научить работать с самостоятельной литературой;

  • Составлять схемы.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

5. Способствовать формированию представлений о...

6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины...

  • Выяснить последствия...

8. Способствовать пониманию закономерности..,

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между...

  • Способствовать пониманию зависимости между...


Варианты конструирования развивающих целей:

1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.


Варианты конструирования воспитательных целей:

1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.


Приступая к выбору методов обучения, педагог должен помнить - только то присваивается человеком, что проходит через его собственную активную деятельность.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

По степени активности обучаемого и характеру его деятельности методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями.

Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам., а ученики выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня.

Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы? Тогда, когда надо научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.

Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как "открытие", совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.

Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение, так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, "мозговой штурм" и др.).

Итак, каким методам должен отдать предпочтение преподаватель, готовясь к учебному занятию. Он может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Если он предполагает сформировать знания 1 уровня, то он вполне может подобрать информационно-иллюстративные методы.

Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит его к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания, задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу "открытия".

К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучаемых; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых обучаются люди и ряд других.


© 2010-2022