- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка урока по теме Текстовый редактор MS WORD
Методическая разработка урока по теме Текстовый редактор MS WORD
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьянова В.Д. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
учитель высшей квалификационной категории
Лукьянова Валентина Дмитриевна
Тема урока: ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР MS WORD . ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В ДОКУМЕНТЕ MS WORD
Направление технологической подготовки: Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Цели урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с возможностями редактора по созданию и форматированию таблиц в документе; способствовать формированию и развитию в обучаемых умений и навыков применения текстовых редакторов в своей деятельности.
Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, формированию и развитию самостоятельности учащихся, развитию умения пользоваться полученными знаниями, развитию навыков работы с клавиатурой и мышью.
Воспитывающая: воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность; воспитание в обучаемых интереса к изучению тем курса «Оператор ЭВиВМ»; воспитание ответственного отношения к учёбе, аккуратности и бережного отношения к технике, дисциплинированности.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии «Оператор ЭВиВМ»; ознакомить учащихся с некоторыми профессиями, где пригодятся знания умения и навыки работы в текстовом редакторе по созданию документов, содержащих таблицы.
Аудитория: 10 класс
Продолжительность урока: 40'
Раздел программы: Прикладное программное обеспечение
Материально-дидактическое оснащение:
Технические средства обучения: персональные компьютеры IBM; мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, интегрированный пакет MS Office, текстовый редактор MS Word.
Материалы к уроку: презентация, рабочие тетради, тесты, раздаточный материал.
Тип урока: урок закрепление первичных знаний и умений
Форма проведения урока: урок-практикум
Используемые методы: словесные, практическая работа, метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый.
Список литературы:
-
Для учителя:
-
Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В. Макаровой.- 3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика, 2008.
-
Информатика: Базовый курс/Под ред. С.В.Симоновича. - СПБ.: Питер, 2002.
-
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009. - М,:ОЛМА-ПРЕСС,2003.
-
В.Э.Фигурнов IBM PC для пользователя. Краткий курс, Москва, ИНФРА-М, 2009
-
Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на компьютере,: Практ. Пособ. - М,: ТЕХНОЛОДЖИ , 2001.
-
Глушаков С.В., Сурядный А.С. Персональный компьютер. Настольная книга пользователя.- Харьков; Фолио, 2002.
-
В.П. Персональный компьютер, Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2004.
-
Для учащихся:
-
Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика, Практическая информатика, Специальная информатика, М., 1998 г.
-
Ю.А. Шафрин Информационные технологии: в 2 ч. Ч 1: Основы информатики и информационных технологий, Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 1999
-
Информатика: Учебник/ Под редакцией проф. Н.В. Макаровой .-М.: Финансы и статистика, 2007.
Практические занятия по данной теме необходимо провести в компьютерном классе. Они имеют следующие особенности:
-
учитель говорит, что нужно сделать, а ученики тут же выполняют задание;
-
учитель может спрашивать учеников, и ученики должны отвечать на поставленные вопросы;
-
учитель проверяет, правильно ли выполнено задание;
-
трудности, возникающие у учеников при работе на ЭВМ сразу - же решаются;
-
некоторые действия ученики выполняют самостоятельно.
Такая форма проведения урока позволяет:
-
провести фронтальный опрос; получить практические навыки работы на ЭВМ;
-
преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников;
-
индивидуально работать со слабыми учениками; самостоятельно работать сильным ученикам.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
поприветствовать учащихся;
-
проверить готовность учащихся к уроку;
-
объявить тему урока;
-
объяснить учащимся значение темы в курсе.
-
Актуализация опорных знаний
Учитель: Прежде чем приступить к практической части нашего урока, давайте немного поиграем и вспомним материал предыдущего занятия (вызвать двоих желающих участвовать в «брейн-ринге» (по очереди задаются вопросы друг другу на тему «Текстовый редактор»)). Те, кто не будет участвовать в «брейн-ринге», будут решать тестовые задания (см. Приложение 1).
-
Практическая работа.
Перед работой необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности. Во время работы учителю необходимо проверить правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктировать учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, концентрировать внимание учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций, оказать помощь слабо подготовленным учащимся, следить за бережным отношением к компьютерам, следить за рациональным использованием учебного времени учащимися.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Форматирование таблиц». (слайд 1). Вы сами можете выбрать, каким способом создавать таблицу: при помощи меню ТаблицаДобавить таблицу..., указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов создаваемой таблицы, или можно воспользоваться соответствующей кнопкой Добавить таблицу панели инструментов «Таблицы и границы». Первый способ создания таблицы удобно использовать, если размеры таблицы превышают 5 столбцов и 4 строки. Для создания таблицы этим способом необходимо выполнить команду ТаблицаВставитьТаблица После этого на экране появляется окно Вставка таблицы. Здесь можно указать необходимое число столбцов и число строк для таблицы. Если вы ошиблись при определении числа строк и столбцов, то в дальнейшем их всегда можно добавить или удалить. При создании таблицы всегда выбирайте значение строки Ширина столбца: равным Авто.
Учитель: Обратите внимание, на столах у вас есть Инструкционные карты по выполнению практической работы. Выполним Упражнение 1 (см. Приложение 2). Необходимо создать таблицу, внести в нее текстовую информацию, выполнить обрамление и фоновое заполнение ячеек. Создайте таблицу расписания занятий, показанную на рисунке (слайд 2). При выполнении следуйте Инструкционной карте (упражнение 1).
Упражнение 2. Слияние ячеек, использование автоматической нумерации и редактирование предлагаемого списка, разбиение таблицы, сортировка записей.
Учитель: Попробуем создать заготовку графика дежурства, как показано на рисунке (слайд 3). В отличие от предыдущих упражнений, заранее подсчитайте точную ширину каждого столбца. Для этого предварительно установите нужные поля страницы ФайлПараметры страницы..., затем вычислите ширину рабочего поля (ширина страницы минус левое и правое поле). Исходя из ширины рабочего поля, общего числа столбцов и количества одинаковых столбцов, рассчитайте ширину каждого столбца. Далее следуйте Инструкционной карте (упражнение 2).
Упражнение 3. Создание таблицы, внедрение в неё графических объектов (слайд 4).
Учитель: Создадим таблицу «Времена года» размером 4х2. Для этого следуйте Инструкционной карте (упражнение 3).
-
Подведение итогов урока
Проанализировать выполнение самостоятельной работы учащимися; разобрать типичные ошибки, вскрыть причины допущенных учащимися ошибок, объяснить способы устранения ошибок. сообщение о достижении целей занятия; дать объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставить отметки в журнал и в дневники; сообщить о теме следующего занятия.
-
Домашнее задание
В документе Word, используя технологию конструирования таблиц, создать кроссворд по изученной теме не менее, чем на 10 слов (слайд 5).
-
Рефлексия
-
Создайте таблицу 5х2 ячеек (слайд 6).
-
Заполните ячейки первой строки по образцу (шрифт 12, полужирный, выравнивание по центру) и содержимое второй строки.
-
Оставьте документ в открытом виде на экране монитора.
Приложение 1
Тестовые задания
Фамилия, имя уч-ся
Шифр группы
Дата
Отгадайте ребус
Ответ ___________________
Тест
-
Microsoft Word это :
-
графический редактор
-
текстовый редактор
-
редактор таблиц
-
-
Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста:
-
стандартная
-
рисование
-
форматирование
-
-
Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню:
-
файл
-
вставка
-
сервис
-
-
Для создания таблицы в документе используется пункт в меню:
-
вставка
-
таблица
-
правка
-
сервис
-
-
Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления
-
копировать
-
вырезать
-
вставить
-
-
Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню:
-
вид
-
сервис
-
вставка
-
Правильных ответов
Оценка
Учитель
Лукьянова В.Д
Приложение 2
Инструкционная карта
Упражнение 1. Создание таблицы, внесение в нее текстовой информации, выполнение обрамления и фонового заполнения ячеек.
Создадим таблицу расписания занятий. Для это выполните следующие шаги.
-
Вставьте таблицу с требуемым числом ячеек.
-
Для выделения строки (столбца) целиком нужно подвести указатель мыши левее (выше) и щелкнуть в тот момент, когда указатель имеет форму стрелки, указывающий на строку (столбец).
-
Столбец с нумерацией уроков выровняйте влево и при помощи мыши установите необходимую ширину. Все остальные ячейки выровняйте по центру.
-
Дни недели и номера уроков выделите полужирным шрифтом. Форматирование шрифта можно произвести и после набора текста.
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
Математика
Физическая культура
Физика
ОБЖ
Химия
Математика
2
Физика
История
Информатика
Физика
МХК
Экология
3
Русский язык
Литература
География
Математика
Информатика
Физическая культура
4
Английский язык
Классный час
Литература
5. Заполните остальные ячейки наименованием предметов. ( Воспользуйтесь Буфером обмена для экономии времени набора информации. Копируйте в Буфер обмена наименования предметов, которые повторяются в таблице, а затем из буфера вставляйте в нужные ячейки таблицы. Предварительно откройте окно Буфера нажав Правка - Буфер обмена…Все копируемые объекты будут находиться в окне Буфера).
6. Выделите таблицу и выполните обрамление.
Примечание: Для обрамления таблицы можно воспользоваться кнопкой Внешние границы на панели инструментов. Для выбора типа и толщины линии необходимо воспользоваться командами, представленными в окне Таблицы и граница. Приступим к обрамлению и фоновому заполнению таблицы. В результате наших действий мы должны получить таблицу:
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
Математика
Физическая культура
Физика
ОБЖ
Химия
Математика
2
Физика
История
Информатика
Физика
МХК
Экология
3
Русский язык
Литература
География
Математика
Информатика
Физическая культура
4
Английский язык
Классный час
Литература
7. Разместите номера уроков по центру клетки. Для размещения содержимого столбца по центру необходимо выделить столбец и нажать необходимую кнопку. По центру на панели инструментов.
8. Для фонового оформления выделите нужные ячейки и выполните команду ФорматГраницы и заливка… В появившемся окне Граница и заливка перейдите на страницу Заливка и выберите необходимый тип Узора или цвет Заливки.
Примечание. Если вы забыли вставить заголовок таблицы " Расписание занятий".. Выделите первую строку таблицы и выполните команду Таблица - Разбить таблицу, перед выделенной строкой появится маркер абзаца и можно исправить свою оплошность.
9. Выделите красным цветом самый трудный день в школе, зелёным цветом любимый предмет, синим не любимый предмет.
10. Сохраните документ с именем «Моё расписание» в личную папку.
11. Закройте документ.
Упражнение 2. Слияние ячеек, использование автоматической нумерации и редактирование предлагаемого списка, разбиение таблицы, сортировка записей.
График дежурства учащихся группы О13
№
п/п
Фамилия и инициалы учащегося
ДАТА
1. Вставьте таблицу с необходимым числом ячеек (например, 13 х 8).
2. Отформатируйте ширину первых двух столбцов, как показано на рисунке.
3. Столбцы начиная с 3-го выровняйте по ширине. Для этого нужно выделить все требуемые столбцы и нажать Таблица - Автоподбор - Выровнять ширину столбцов.
4. Оформите «шапку» таблицы, объединяя нужные столбцы (выделить необходимые ячейки и нажать на панели Меню Таблица - Объединить ячейки.
5. Пронумеруйте строки (Выделить первый столбец, начиная со 2-й строки и нажать кнопку Нумерованный список на панели Форматирования)
6. В ячейки второго столбца впечатайте фамилии.
7. Отсортируйте список по алфавиту: выделить весь список и нажать на панели Меню Таблица - Сортировка.
8. Отобразите в таблице график дежурства, закрашивая по две ячейки соответствующие фамилиям дежурных.
9. Выделите красным цветом самый трудный день в школе и зелёным цветом любимый предмет.
10. Сохраните документ с именем «График дежурства» в личную папку. Закройте документ.
Упражнение 3. Создание таблицы, внедрение в неё графических объектов.
Создадим таблицу «Времена года» размером 4х2. Для этого выполните следующие шаги.
1. Вставьте таблицу с требуемым числом ячеек.
2. В ячейки первой строки впечатать наименования времён года (Зима, Весна, Лето, Осень) стиль «Monotype Corsiva» размер шрифта 20, полужирный.
3. В ячейки второй строки вставить, соответствующие временам года картинки.
4. Выделите красным цветом ячейку с наименованием времени года, которое вам больше всего нравится.
5. Выделите границей красного цвета ячейки с наименованием и картинкой времени года, на которое выпадает ваш день рождения, как показано на рисунке (слайд 4).
6. Сохраните документ в личную папку с именем «Времена года»
7. Закройте документ.
Приложение 3
Презентация к уроку
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6