Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) для учащихся 10 класса

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" (базовый и профильный уровни) для учащихся 10 класса Учебник Гейн А.Г.   Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ  (10 класс)   Нормативная основа программы 1.         Закон РФ «Об образовании». 2.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3.         «Требования к ... № Дата проведения Наименование контрольной работы 1 12 неделя Контрольная работа №1 «Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий» 2 26 неделя Контрольная работа № 2 «Моделирование процессов живой и неживой природы Логико-математические модели». 3 34 неделя Итоговая Контрольная работа №3 «Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. Моделирование процессов живой и неживой природы Логико-математические модели. Информационные модели в задачах управления».         Содержание учебной программы   Введение (1 ч). Содержание курса «Информатика и ИКТ. 10 класс». ТБ при работе за компьютером.   Глава 1. Информатика как наука (4 ч). Информация. Информационные процессы. Язык как средство сохранения и передачи информации. Универсальность двоичного кодирования. Информационное моделирование. Системный подход в моделировании. Алгоритмы и их свойства. Формальный исполнитель: автомат. Универсальный исполнитель. Основные направления информатики.  Итоги главы. ...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костеревская СОШ № 1


РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Педагогическим советом

протокол № ___

от «___»___________2014 г.

СОГЛАСОВАНА НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

протокол № ___

от «___»___________2014 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ КСОШ №1

______________(Н.В.Козак)

Приказ № ____

от «___»____________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по предмету «Информатике и ИКТ»

(Базовый и профильный уровни)


для учащихся 10 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)







Автор-составитель:

Никитин Андрей Вячеславович,

учитель информатики и ИКТ,

без категории






2014 - 2015 уч. год

Костерево

Пояснительная записка к рабочей программе

по информатике и ИКТ (10 класс)

Нормативная основа программы

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования». ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2012 № 1897.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  5. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 34 ч.).

  6. Учебный план МБОУ КСОШ № 1.

Предлагаемая программа базового курса информатики составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 34 ч.). Данная программа является расширенной и ориентирована на преподавание курса информатики по учебнику «Информатика и ИКТ» 10-11 класс на 68 ч.

В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 10 класса.

Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

Основными целями изучения в общеобразовательной школе базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» являются:

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации;

  • приобретение умений и выработка навыков, обеспечивающих эффективную работу с информацией, представленной в различных формах, с использованием компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • воспитание ответственного отношения к информации, опирающееся на этические и правовые нормы ее использования и распространения, владение способами коммуникации и выработка умений противостоять негативным информационным воздействиям;

  • создание условий для приобретения информационно-коммуникационной компетентности, обеспечивающей применение полученных знаний и умений для решения задач, возникающих в повседневной и учебной деятельности, а также для прогнозирования и выбора сферы деятельности после окончания школы.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Основные содержательные линии

Содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:

  • мировоззренческий аспект, связанный с формированием у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов;

  • социальный аспект, связанный с воспитанием информационной культуры личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищенность человека в информационном обществе;

  • «пользовательский» аспект, связанный с подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;

  • алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с развитием мышления учащихся.

В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих пяти основных дидактических линиях:

  1. Информатика как наука;

  2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий;

  3. Моделирование процессов живой и неживой природы;

  4. Логико-математические модели;

  5. Информационные модели в задачах управления.

Обусловленность выбора учебника «Информатика и ИКТ 10 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012 и краткая его характеристика

Учебник «Информатика и ИКТ 10 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012.
полностью охватывает материал, предназначенный как для базового, так и для профильного уровня обучения. В курсе основное внимание на базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс привлекательным для всех учащихся независимо от того, выбрали они гуманитарное или естественно-научное направление своего обучения. Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, содержит более глубокое изложение основ теоретической информатики и нацелен на подготовку к ЕГЭ.

Место курса в учебном плане.

Описание места учебного предмета в учебном плане конкретизируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Рекомендуется изучение по 1 часу в неделю в 10 классе. Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, определённые на внеурочную деятельность.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.

  • Интерактивная доска.


Программные средства


  • Операционная система Windows.

  • Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.


График контрольных работ

Дата проведения

Наименование контрольной работы

1

12 неделя

Контрольная работа №1
«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»

2

26 неделя

Контрольная работа № 2 «Моделирование процессов живой и неживой природы
Логико-математические модели».

3

34 неделя

Итоговая Контрольная работа №3
«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. Моделирование процессов живой и неживой природы
Логико-математические модели. Информационные модели в задачах управления».


Содержание учебной программы


Введение (1 ч).

Содержание курса «Информатика и ИКТ. 10 класс». ТБ при работе за компьютером.


Глава 1. Информатика как наука (4 ч).

Информация. Информационные процессы. Язык как средство сохранения и передачи информации. Универсальность двоичного кодирования. Информационное моделирование.
Системный подход в моделировании. Алгоритмы и их свойства. Формальный исполнитель: автомат. Универсальный исполнитель. Основные направления информатики. Итоги главы. Проверь себя

Компьютерный практикум

Лабораторная работа 1
Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы

Лабораторная работа 2
Обработка текстовой и графической информации

Лабораторная работа 3

Программирование основных алгоритмических конструкций


Глава 2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий (6 ч).

Информационные задачи и этапы их решения. Применение компьютера для решения простейших информационных задач. Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента. Алгоритм как форма организации процедурной информации. Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы. От переменной к массиву. Решение уравнений методом половинного деления. Измерение количества информации.

Компьютерный практикум

Лабораторная работа 4

Фактографическая модель «Класс»;

Лабораторная работа 5

Поиск информации в базе данных;

Лабораторная работа 6

Компьютерная обработка экспериментальных данных ;

Лабораторная работа 7

Метод пошаговой детализации;
Лабораторная работа 8

Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы;

Лабораторная работа 9

Программы для обработки массивов;
Лабораторная работа 10

Решение уравнений.
Контроль знаний и умений

Контрольная работа №1

«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»


Глава 3. Моделирование процессов живой и неживой природы (5 ч).
Моделирование физических процессов. Компьютерное исследование модели движения в среде с сопротивлением. Моделирование процессов в биологии. Границы адекватности модели. Моделирование эпидемии гриппа. Вероятностные модели. Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности. Моделирование случайных процессов Метод Монте-Карло. Еще раз об измерении количества информации.

Компьютерный практикум

Лабораторная работа 11

Модель движения в среде с сопротивлением.

Лабораторная работа 12

Модели неограниченного и ограниченного роста.

Лабораторная работа 13

Поиск границ адекватности модели.

Лабораторная работа 14

Компьютерная модель эпидемии гриппа.

Лабораторная работа 15

Проверяем датчик случайных чисел.

Лабораторная работа 16
Компьютерная модель системы массового обслуживания.

Лабораторная работа 17

Моделирование броуновского движения.
Лабораторная работа 18

Вычисление площадей и объемов методом Монте-Карло. Моделирование случайных процессов.

Глава 4. Логико-математические модели (9 ч).
Понятие моделей искусственного интеллекта. Элементы логики высказываний.
Законы алгебры высказываний. Как построить логическую формулу. Решение логических задач средствами математической логики. Реляционные модели. Функциональные отношения. Логические функции и логические выражения. Логика СУБД Access Базы знаний и экспертные системы. Реляционная модель экспертной системы. Знакомимся с логическим программированием. Запросы в базе знаний на Прологе. Встроенные предикаты в логических языках программирования. Простейшие программы

Компьютерный практикум

Лабораторная работа 19
Компьютерное исследование логических формул.

Лабораторная работа 20

Соединение таблиц в Access.

Лабораторная работа 21
Создание экспертной системы с помощью Access.

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 «Моделирование процессов живой и неживой природы

Логико-математические модели».

Глава 5. Информационные модели в задачах управления (6 ч).

Что такое управление. Сколько можно взять у природы. Задача о лесопарке. Учимся у природы правильной организации управления. Изучаем системы с обратной связью.
Управление по принципу обратной связи. Глобальные модели.

Компьютерный практикум


Лабораторная работа 22

Управление добычей возобновляемых ресурсов.

Лабораторная работа 23

Организация посещений парка.

Лабораторная работа 24.

Лисы и кролики.

Повторение (2ч).

Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс»


Контроль знаний и умений

Итоговая Контрольная работа №3

«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. Моделирование процессов живой и неживой природы

Логико-математические модели. Информационные модели в задачах управления».





Учебно-тематический план



№/№

Содержание

Количество часов (всего)

Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество)

1.

Введение

1

2.

Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий

4

Лабораторная работа № 1
Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы

Лабораторная работа № 2
Обработка текстовой и графической информации

Лабораторная работа № 3

Программирование основных алгоритмических конструкций

3.

Моделирование процессов живой и неживой природы

7

Лабораторная работа № 4

Фактографическая модель «Класс»;

Лабораторная работа № 5

Поиск информации в базе данных ;

Лабораторная работа № 6

Компьютерная обработка экспериментальных данных ;

Лабораторная работа № 7

Метод пошаговой детализации;
Лабораторная работа № 8

Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы;

Лабораторная работа № 9

Программы для обработки массивов;
Лабораторная работа № 10

Решение уравнений.
Контрольная работа №1

«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»

4.

Логико-математические модели

5

Лабораторная работа № 11

Модель движения в среде с сопротивлением.

Лабораторная работа № 12

Модели неограниченного и ограниченного роста.

Лабораторная работа № 13

Поиск границ адекватности модели.

Лабораторная работа № 14

Компьютерная модель эпидемии гриппа.

Лабораторная работа № 15

Проверяем датчик случайных чисел.

Лабораторная работа № 16
Компьютерная модель системы массового обслуживания.

Лабораторная работа № 17

Моделирование броуновского движения.
Лабораторная работа № 18

Вычисление площадей и объемов методом Монте-Карло. Моделирование случайных процессов.

5.

Логико-математические модели

9

Лабораторная работа № 19
Компьютерное исследование логических формул.

Лабораторная работа № 20

Соединение таблиц в Access.

Лабораторная работа№ 21
Создание экспертной системы с помощью Access.

Контрольная работа № 2 «Моделирование процессов живой и неживой природы

Логико-математические модели».

6.

Информационные модели в задачах управления

6

Лабораторная работа № 22

Управление добычей возобновляемых ресурсов.

Лабораторная работа № 23

Организация посещений парка.

Лабораторная работа № 24.

Лисы и кролики.

7.

Повторение

2

Итоговая Контрольная работа №3

«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. Моделирование процессов живой и неживой природы

Логико-математические модели. Информационные модели в задачах управления».


Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения


Критерии оценки устного ответа:



«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

3. Приведены самостоятельно примеры.

4. Ответ содержит логику изложения.

5. Ответ полностью самостоятельный.

«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

2. Приведены самостоятельно примеры.

3. Ответ содержит логику изложения.

4. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.

«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

2.Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.

3. Допущены 2 существенные ошибки.

«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного

содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

2. Допущены множественные существенные ошибки.

Критерии оценки лабораторных работ.



«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;

«4» - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочёта;

не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

«3» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2» - ставится, если работа выполнена неполностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

«1» - ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.


Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

  1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.

  2. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

  3. Нарушение требований правил безопасного труда.


Критерии оценки реферата.

«5» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение, ФИО ученика, учителя)

2. В содержании указаны все разделы работы и страницы.

  1. Во введении автор реферата определяет предмет, цели к задачи исследования, обосновывает актуальность проблемы.

  2. Тема раскрыта полностью. В реферате критически проанализированы различные точки зрения рассматриваемой проблемы, дана им аргументированная оценка. Материал представлен в последовательной, связной форме.

  3. В работе не должно быть слов, понятий, определений, которые ученик не может объяснить.

  4. Все страницы, кроме титульного листа и оглавления, пронумерованы. Количество не менее 20 печатных листов.

  5. Список литературы составляется на основе библиографических правил и оформляется в конце реферата. Список литературы должен включать в себя не менее 8- 10 названий.

  6. В реферате сделаны ссылки на использованную литературу, оформлены сноски.

  7. В заключении реферата подводится итог в виде общих выводов.

  8. В конце реферата приводится словарь терминов, использованных в работе.

  9. Произведено предварительное рецензирование работы, учтены все замечания.

  10. Защита проводится в устной форме, с использованием плана ответа.

Повышает оценку грамотное использование диаграмм и таблиц.

«4» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение,

ФИО ученика, учителя).

  1. В содержании указаны все разделы работы и страницы.

  2. Введение, включающее значения раскрываемой темы.

  3. Тема раскрыта полностью. Используются схемы, взятые из дополнительных источников. Допущены некоторые неточности при изложении информации. Материал представляется в последовательной, но неполной форме. Страницы пронумерованы, количество менее 20 печатных листов.

  4. Указано использованная при подготовке литература. (автор, издательство, год)

  5. Проведено предварительное рецензирования, но многие замечания оставлены без внимания.

  6. Защита реферата проводится частично в устной, частично в форме чтения с листов реферата.

  7. В заключении подводятся итоги в виде общих выводов.

«3» - 1. Допущены неточности при оформлении титульного листа.

  1. Содержание (разделы вместе с указанием страниц)

  2. Отсутствует введения, включающее значение раскрываемой темы.

  3. Тема раскрыта не полностью. Допущены неточности при изложении информации. Материал представляется в разрозненной, неполной форме. Количество листов менее 10.

  4. Не указана использованная при подготовке литература.

  5. Реферат не сдавался на предварительную проверку.

  6. Защита реферата проводится в форме чтения с листов реферата.


Критерии оценки программы.

Требование к программе.

  1. Заставка при запуске:

а) название;

б) автор;

в) руководитель;

г) школа её №;

д) заставка.

  1. Меню:

а) о программе;

б) справка по пользованию;

в) пункт для запуска самой программы;

г) выход из программы.

  1. Управление:

а) при помощи клавиатур;

б) при помощи мыши;

в) наличие подсказок по ходу выполнения программы;

г) связь между уровнями меню.

Требование к самой программе:

  1. если обучающая программа тогда:

а) полнота излагаемого материала;

б) конкретность темы;

в) наличие наглядности при объяснении (рисунки, таблицы, схемы и т.д.);

г) пролистывание страниц;

2) тренировочная:

а) разнообразность в заданиях по теме;

б) возможность повторного выполнения теста;

в) поднабор родных заданий (несколько вариантов)

г) оценка теста с возможностью его повторения и рекомендации;

  1. контролирующая:

а) связь вопросов с темой;

б) варьирование вопросов и ответов;

в) защита от перезапуска программы;

г) оценка за контроль;

  1. обучающие- контролирующая:

требование к пунктам 1 и 3

5) программный продукт (кроссворд, графический редактор, игра и т.д.)

а) соответствие цели и результата;

б) оформление

г) способ общения с пользователем (возможен не всегда);

Ко всем программам:

а) использование наиболее результативных структур языка Т.Р.;

б) комментарии к блокам;

в) компактность;

г) соблюдение правил хорошего тона.

Критерии оценки проекта


  1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.

  3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, полнота библиографии, использование литературы.

  4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.

  5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

  6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.

  7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

  8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержания внимания аудитории.

  9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

Результаты освоения содержания курса

Личностные образовательные результаты:

  1. готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  2. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  3. приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  4. умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  5. повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  2. прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

  3. контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  4. коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  5. умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  6. умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  7. представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информатики;

  2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  3. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

  4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

  5. оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

  6. развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  7. оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  8. построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  9. определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

  10. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  2. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  3. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  4. проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

  5. приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  6. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  7. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  1. определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  2. понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  3. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);

  4. знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  5. умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  6. использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  7. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  8. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  9. создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;

  10. использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;

  11. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

  12. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;

  13. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

  14. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  15. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


Календарно-тематический план


№ урока
п\п

Раздел и № урока в нем

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этап учебной
деятельности

Предметные действия (характеристика основных видов деятельности)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Дата план

Дата факт

1

Введение
1

Содержание курса «Информатика и ИКТ. 10 класс». ТБ при работе за компьютером.

Информатика и ИКТ. 10 класс. ТБ при работе за компьютером

Проведение стартовой работы.
Коррекция знаний и
способов действий

Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
4. Выдвижение гипотез и их обоснование;

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
3. Постановка вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

1 неделя

2

Глава 1. Информатика как наука
1

Информация.
Язык как средство сохранения и передачи информации.
Информационные процессы.
Универсальность двоичного кодирования.

Определение информации.
Язык как средство сохранения и передачи информации.
Информационные процессы.
Универсальность двоичного кодирования.

Коррекция знаний и
способов действий

Иметь общие представления об информации
и её свойствах; Знать сущности понятий
«информация», «сигнал»; Иметь представления
об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества

1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.

1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 неделя

3

2

Информационное моделирование.
Системный подход в моделировании
Лабораторная работа № 1
Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы

Понятие системы. Графы.

Коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие системы, основные элементы графа, типы графов.
Уметь: строить графы ориентированные, неориентированные.
Пространственное и логическое мышление.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

3 неделя

4

3

Алгоритмы и их свойства.
Формальный исполнитель: автомат
Лабораторная работа № 2
Обработка текстовой и графической информации

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме. Основы алгоритмического языка. Блок-схемы.

Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме, основы алгоритмического языка. Как строятся блок-схемы
Уметь: составлять алгоритмы на алгоритмическом языке, языке блок схем.
ОУУН: алгоритмическое мышление.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

4 неделя

5

4

Универсальный исполнитель
Основные направления информатики
Лабораторная работа № 3
Программирование основных алгоритмических конструкций

Понятие автомата. Две информационные модели которыми может быть представлен автомат. Язык распознаваемый данным автоматом. Понятие формального универсального исполнителя. Машина Тьюринга. Функциональная схема машины Тьюринга.

Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие автомата. Две информационные модели которыми может быть представлен автомат. понятие формального, универсального исполнителя. Функциональную схему машины Тьюринга
Уметь: определять состояние автомата после выполнения им последовательности команд. Изображать в виде графа информационную модель автомата. Читать и преобразовывать функциональные схемы машины Тьюринга
ОУУН: пространственное и логическое мышление.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;
2. Умение структурировать знания;
3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

5. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1. Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

5 неделя

6

Глава 2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий
1

Информационные задачи и этапы их решения.
Применение компьютера для решения простейших информационных задач
Лабораторная работа № 4
Фактографическая модель «Класс»;

Решение информационных задач, создание модели.

Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий

Знать: какие этапы необходимы для решения информационной задачи
Уметь: прописывать этапы для решения информационных задач
ОУУН: построение плана деятельности

1.Формирование целостного мировоззрения мира.
2.Получение представления о месте информационных технологий в современном обществе, их профессиональном использовании, осознание их практической значимости.

1.Оценка процесса и результатов деятельности.
2.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
3.Извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации.

1. Умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ.
2.Самостоятельное определение пробелов в усвоении материала курса.

6 неделя

7

2

Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента.
Алгоритм как форма организации процедурной информации
Лабораторная работа № 5
Поиск информации в базе данных ;

Методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов.

Обобщение, систематизация
знаний

Знать: понятие БД, СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов
Уметь: использовать метод наименьших квадратов
Уметь: Строить простейшие БД.
Работать в программе Access

1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.

1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.

7 неделя

8

3

Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы
Лабораторная работа № 6
Компьютерная обработка экспериментальных данных ;

Понятие рекуррентных соотношений и рекурсивных алгоритмов

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие рекуррентных соотношений и рекурсивных алгоритмов
Уметь: строить рекурсивные алгоритмы
Разбивать задачи на подзадачи

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

8 неделя

9

4

От переменной к массиву
Лабораторная работа № 7
Метод пошаговой детализации;

Понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.
Уметь: решать задачи с использованием одномерного массива.

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

9 неделя

10

5

Решение уравнений методом половинного деления
Лабораторная работа №8
Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы;

Метод половинного деления для решения уравнений.

Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: метод половинного деления для решения уравнений.
Уметь: использовать метод половинного деления для решения уравнении.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

10 неделя

11

6

Измерение количества информации
Лабораторная работа № 9,10
Программы для обработки массивов;
Решение уравнений.

Измерение количества информации: содержательный подход. Понятие бита.

Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: содержательный подход в измерении количества информации. Понятие бита.
Уметь: решать задачи на измерение количества информации с помощью содержательного подхода.
Решать текстовые задачи

1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
развитие этических чувств.

1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

11 неделя

12

7

Контрольная работа №1
«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»

Проверка знаний по теме: Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий.

Контроль

Знать: что изучает информатика как наука, основные направления информатики.
Коммуникативные навыки.

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

12 неделя

13

Глава 3. Моделирование процессов живой и неживой природы
1

Моделирование физических процессов.
Компьютерное исследование модели движения в среде с сопротивлением.
Лабораторная работа № 11
Модель движения в среде с сопротивлением.

Построение физических моделей. Построение компьютерных моделей.

Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие физических процессов и компьютерных моделей
Уметь: строить компьютерные модели физических процессов.
Работать в программе Excel

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

13 неделя

14

2

Моделирование процессов в биологии.
Границы адекватности модели
Лабораторная работа № 12,13
Модели неограниченного и ограниченного роста.
Поиск границ адекватности модели.

Модели неограниченного и ограниченного роста.

Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие биологических процессов и компьютерных моделей
Уметь: строить компьютерные модели биологических процессов.
Работать в программе Excel

1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.

1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

14 неделя

15

3

Моделирование эпидемии гриппа.
Вероятностные модели.
Лабораторная работа № 14,15
Компьютерная модель эпидемии гриппа.
Проверяем датчик случайных чисел.

Принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели. Модель эпидемии гриппа.

Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели.
Уметь: определять границу адекватности построенной модели.
Работать в программе Excel:

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

15 неделя

16

4

Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности.
Моделирование случайных процессов.
Лабораторная работа № 16,17
Компьютерная модель системы массового обслуживания.
Моделирование броуновского движения.

Частота и относительная частота случайного события. Вероятность случайного события. Понятие вероятностных моделей. Понятие случайного числа. Последовательность случайных чисел равномерно или неравномерно распределенных. Метод фон Неймана. Датчик случайных чисел (ДСЧ)

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие частоты и относительной частоты случайного события. Понятие вероятности случайного события. Понятие вероятностных моделей.
Логически рассуждать

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2. Поиск и выделение необходимой информации;

3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

4. Выдвижение гипотез и их обоснование;

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

3. Постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

16 неделя

17

5

Метод Монте-Карло.
Еще раз об измерении количества информации.
Лабораторная работа № 18
Вычисление площадей и объемов методом Монте-Карло. Моделирование случайных процессов.

Системы массового обслуживания. Компьютерное моделирование систем массового обслуживания. Метод Монте-Карло. Нахождение площадей фигур с помощью метода Монте-Карло.

Обобщение, систематизация
знаний, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: какие системы называются системами массового обслуживания. Метод Монте-Карло
Уметь: проводить компьютерный эксперимент с построенной компьютерной моделью. Уметь: находить площади фигур с помощью метода Монте-Карло
Составлять план решения поставленной задачи.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

17 неделя

18

Глава 4. Логико-математические модели
1

Понятие моделей искусственного интеллекта .

Признак модели искусственного интеллекта

Обобщение, систематизация
знаний

Знать: признак модели искусственного интеллекта
Уметь: выделять модели искусственного интеллекта из множества информационных моделей.
Логически рассуждать.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

2. Умение структурировать знания;

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

5. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка вопросов

3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

1. Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

18 неделя

19

2

Элементы логики высказываний.
Законы алгебры высказываний.

Понятие высказывания. Логические операции. Таблицы истинности.

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие высказывания. Логические операции и их таблицы истинности.
Уметь: определять истинность высказываний, строить таблицы истинности логических операций.
Логически рассуждать, использовать таблицы для решения поставленной задачи

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

19 неделя

20

3

Как построить логическую формулу. Решение логических задач средствами математической логики
Лабораторная работа № 19
Компьютерное исследование логических формул.

Построение логической формулы по таблице истинности. Понятие СНДФ. Преобразование логических выражений. Решение логических задач.

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: как строить логические формулы по таблице истинности. Понятие СНДФ. Законы логики. Методы решения логических задач.
Уметь: строить логические формулы по таблице истинности, упрощать формулы, решать логические задачи.
Логически рассуждать.

1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.

1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.

20 неделя

21

4

Реляционные модели.
Функциональные отношения

Понятие реляционной модели. Отношения между объектами. Понятие функциональной зависимости. Функциональные отношения. Понятие логической функции. Предикаты, кванторы.

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие базы данных, СУБД и ее функции. Типы связей между таблицами.
Уметь: составлять запросы на фильтрацию. Соединять таблицы в СУБД Access
Работать в СУБД Access

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

21 неделя

22

5

Логические функции и логические выражения.
Логика СУБД Access
Лабораторная работа № 20
Соединение таблиц в Access.

Базы данных. СУБД и ее функции. Типы связей между таблицами.

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний
и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и «знания».
Уметь: различать «данные» и «знания».
Логически рассуждать

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

22 неделя

23

6

Базы знаний и экспертные системы.

Понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и «знания».

Коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и «знания».
Уметь: различать «данные» и «знания».
Логически рассуждать

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

23 неделя

24

7

Реляционная модель экспертной системы.
Знакомимся с логическим программированием.

Структура логического вывода в экспертной системе.

Коррекция знаний и
способов действий

Знать: какие основные блоки включает в себя экспертная система,
Уметь: строить таблицу по графу экспертной системы.
Логически рассуждать

1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
развитие этических чувств.

1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

24 неделя

25

8

Запросы в базе знаний на Прологе.
Встроенные предикаты в логических языках программирования. Простейшие программы.
Лабораторная работа № 21
Создание экспертной системы с помощью Access.

Создание экспертной системы с помощью Access.
Запросы в базе знаний на Прологе.
Встроенные предикаты в логических языках программирования. Простейшие программы.


Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие базы данных, СУБД и ее функции. Типы связей между таблицами.
Уметь: составлять запросы на фильтрацию. Соединять таблицы в СУБД Access
Работать в СУБД Access

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

25 неделя

26

9

Контрольная работа № 2 «Моделирование процессов живой и неживой природы
Логико-математические модели».

Проверка знаний по теме: Моделирование процессов живой и неживой природы
Логико-математические модели

Контроль

Закрепить основные понятия тем - моделирование процессов живой и неживой природы. Логико-математические модели.

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

26 неделя

27

Глава 5. Информационные модели в задачах управления
1

Что такое управление.

Понятие управления. Кибернетика. Управление объектом или процессом

Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие управления, кибернетики.
Уметь: определять в чем состоит процесс управления, управляющие и управляемые объекты, допустимые воздействия на управляемый объект
ОУУН: логически рассуждать, проводить соответствия.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

27 неделя

28

2

Сколько можно взять у природы. Задача о лесопарке.
Лабораторная работа № 22
Управление добычей возобновляемых ресурсов.

Решения задач управления.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: что такое управление объектом или процессом
Уметь: решать задачи управления
Строить план решения задачи, уметь работать в Excel.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

28 неделя

29

3

Учимся у природы правильной организации управления.
Лабораторная работа № 23
Организация посещений парка.

Решения задач управления.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: что такое управление объектом или процессом
Уметь: решать задачи управления
Строить план решения задачи, уметь работать в Excel.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

29 неделя

30

4

Изучаем системы с обратной связью.
Лабораторная работа №24.
Лисы и кролики.

Саморегулирующиеся динамические системы. Понятие обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь. Управление по принципу обратной связи. Причины саморазрушения систем, способных к саморегуляции.

Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового

Знать: понятие обратной связи, какую связь называют отрицательной, положительной.
Уметь: определять типы обратной связи.
Логически рассуждать

1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
развитие этических чувств.

1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

30 неделя

31

5

Управление по принципу обратной связи.

Саморегулирующиеся динамические системы. Понятие обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь. Управление по принципу обратной связи. Причины саморазрушения систем, способных к саморегуляции.

Коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие обратной связи, какую связь называют отрицательной, положительной.
Уметь: определять типы обратной связи.
Логически рассуждать

1.Поиск и выделение необходимой информации.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
3.Выбор оснований и критериев для сравнения.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

1.Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

31 неделя

32

6

Глобальные модели.

Понятие глобальных моделей. Роль информатики и информационных технологий в жизни современного общества.

Коррекция знаний и
способов действий

Знать: понятие глобальных моделей. Роль информатики и информационных технологий в жизни современного общества.
Работать с учебником.

1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.

1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

32 неделя

33

Повторение
1

Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс»

Основные понятия Информатики и ИКТ. 10 класс

Обобщение, систематизация
знаний

Знать основные понятия курса. Уметь анализировать информационные процессы.

1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.

33 неделя

34

2

Итоговая Контрольная работа №3
«Информатика как наука. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. Моделирование процессов живой и неживой природы
Логико-математические модели. Информационные модели в задачах управления».

Основные понятия курса.

Контроль

Знать основные понятия курса, повторение теоретических основ.

1.Формирование целостного мировоззрения мира.
2.Понимание практики как критерия истинности знания.

1.Поиск и выделение необходимой информации.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

34 неделя












Проектные работы:

Предлагаемые темы


  1. Создание задачника по теме «Кодирование информации» (групповой проект в MS Word)

  2. Электронный конспект по теме «Свойства алгоритмов» (парная работа в MS Word)

  3. Создание базы данных «Мой класс» (парная работа в MS Access)

  4. Создание теста по теме «Массивы» (групповой проект в MS Word)

  5. Задачник по теме «Количество информации» (групповой проект в MS Word)

  6. «Моделирование процессов в живой и неживой природе» (парная работа в Power Point)

  7. «Моя логическая задача» (групповой проект в MS Word)




Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету.

Для успешной реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю нужным использовать следующие педагогические технологии:

  • проблемное обучение;

  • проектные методы обучения;

  • моделирующее обучение (использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр);

  • здоровье сберегающие технологии и другие.

Контрольно - измерительные и дидактические материалы

Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2010.

Информационно-методическое обеспечение

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2008.

  2. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Задачник-практикум. Базовый и

  3. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Гейн А. Г. Информатика и ИКТ. 10 кл. Книга для учителя. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература


  1. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]

  2. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. - Волгоград: «Учитель», 2006 [175]

  3. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]

  4. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]

  5. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. - Спб. «Питер», 2004 [158]

  6. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. - Волгоград: «Учитель», 2009 [181]

  7. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07

  8. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 - 40)

  9. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (metodist.lbz.ru)

  10. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  11. Ресурсы Википедии

Электронные учебные пособия


  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



© 2010-2022