- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа дисциплины Введение в специальность
Рабочая программа дисциплины Введение в специальность
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алферова Ж.О. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Электростальский филиал ГОУ СПО
«Московский колледж управления и новых технологий»
Рабочая программа
дисциплины:
«Введение в специальность»
для специальности:
230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
г. Электросталь
2008 год
Одобрена цикловой Методической комиссией общеобразовательных дисциплин
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
Приказ №___от «____»__________2008г.
Председатель ЦМК
___________________ /Е.В. Мелешкина/
Утверждена Методическим Советом колледжа
Протокол № ______________
от «____» ___________2008 г.
Председатель Методического Совета
_________ /И.В. Краснобельмова/
Автор: Ж.О. Алфёрова
преподаватель Электростальского филиала ГОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»
Рецензент: ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Рабочая программа рассчитана на 39 учебных часов. Выполнение лабораторных работ не предусматривается.
В данной программе выделены следующие содержательные линии учебной дисциплины «Введение в специальность»:
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Требования, предъявляемые к выпускнику по специальности.
-
Организация учебного процесса в колледже и организация самостоятельной работы студента.
-
Основы информационной культуры студента.
-
История развития вычислительной техники.
-
Принципы устройства и работы компьютера.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
-
о месте специальности в социально-экономической сфере;
знать:
-
общую характеристику специальности;
-
требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
-
организацию и обеспечение образовательного процесса в колледже;
-
формы и методы самостоятельной работы;
-
основы информационной культуры;
-
историю развития вычислительной техники;
-
особенности архитектуры и основные характеристики ЭВМ различных поколений;
-
историю развития вычислительной техники в России;
-
основные характеристики и классификацию ЭВМ;
-
принципы устройства и работы компьютера;
-
классификацию программного обеспечения компьютера;
-
роль и назначение операционной системы и основы работы в ней.
уметь:
-
использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.
Тематический план
учебной дисциплины «Введение в специальность»
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка на студента (час)
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа студента
Всего
Практи-ческие занятия
1
2
3
4
5
Раздел 1. Закон об образовании РФ.
2
2
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
1
1
Тема 1.2. Закон об образовании РФ.
1
1
Раздел 2. Квалификационная характеристика выпускника.
2
2
Тема 2.1. Государственный образовательный стандарт.
1
1
Тема 2.2. Квалификационная характеристика выпускника.
1
1
Раздел 3. Организация учебного процесса в колледже.
2
2
Тема 3.1. Организация учебного процесса в колледже.
1
1
Тема 3.2. Организация самостоятельной работы студента.
1
1
Раздел 4. Информационная культура студента.
2
2
Тема 4.1. Виды информационных ресурсов.
1
1
Тема 4.2. Поиск информации в Интернете.
1
1
Раздел 5. История развития вычислительной техники.
21
15
6
Тема 5.1. Этапы развития вычислительной техники.
2
2
Тема 5.2. Механические вычислительные устройства.
2
2
Тема 5.3. Первые ЭВМ.
2
2
Тема 5.4. Поколения ЭМВ.
4
2
2
Тема 5.5. Первое поколение ЭВМ
2
2
Тема 5.6. ЭВМ последующих поколений.
4
2
2
Тема 5.7. Развитие вычислительной техники в России.
5
3
2
Раздел 6. Принципы устройства и работы компьютера.
22
16
6
Тема 6.1. Основные характеристики ЭВМ.
2
2
Тема 6.2. Архитектура ЭВМ.
2
2
Тема 6.3. Классификация ЭВМ.
2
2
Тема 6.4. Принципы Джона фон Неймана.
2
2
Тема 6.5. Аппаратное обеспечение.
4
2
2
Тема 6.6. Программное обеспечение.
4
2
2
Тема 6.7. Операционная система.
6
4
2
Всего по дисциплине:
51
39
12
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Закон об образовании РФ.
В итоге изучения раздела 1 студент должен:
иметь представление:
-
о целях и задачах учебной дисциплины в подготовке специалиста;
-
о месте специальности в социально-экономической сфере.
знать:
-
сущность и основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании» как правовой основы образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО).
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Введение в специальность», ее связь с другими дисциплинами. Специальность в сфере рыночной экономики. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Престижность и спрос на специалистов. Возможности трудоустройства и продолжения образования.
Тема 1.2. Закон РФ об образовании.
Закон Российской Федерации «Об образовании»: содержание, основные положения; государственная политика в области образования; формы получения образования; образовательные учреждения, их виды; среднее профессиональное базового и повышенного уровней, его место в системе профессионального образования; Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Социальные гарантии прав граждан на образование.
Раздел 2. Квалификационная характеристика выпускника.
В итоге изучении я раздела 2 студент должен:
иметь представление:
-
о Классификаторе специальностей СПО.
знать:
-
структуру основной профессиональной образовательной программы по специальности, ее содержание;
-
квалификационные требования к специалисту;
-
виды деятельности выпускника.
Тема 2.1. Государственный образовательный стандарт.
Основная профессиональная образовательная программа по специальности - Государственный образовательный стандарт СПО (ГОС): понятие, формы освоения, нормативные сроки обучения. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности: учебные дисциплины федерального и национально-регионального компонента, циклы дисциплин; дисциплины специализации и дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением; дисциплины факультативные; производственная (профессиональная) практика; резерв времени образовательного учреждения; промежуточная и итоговая Государственная аттестация; каникулярное время.
ГОС СПО повышенного уровня: сущность, содержание и проблемы реализации.
Тема 2.2. Квалификационная характеристика выпускника.
Квалификационная характеристика выпускника. Основные виды деятельности специалиста. Квалификационные справочники должностей служащих. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Квалификационные характеристики по должностям специалистов, служащих и рабочих профессий по специальности.
Профессиональные требования, нравственный уровень, профессиональная этика специалиста.
Документационное подтверждение квалификации специалиста СПО: диплом об окончании образовательного учреждения.
Раздел 3. Организация учебного процесса в колледже.
В итоге изучения раздела 3 студент должен:
знать:
-
методы, средства и приемы самостоятельной работы;
-
организационные формы учебного процесса, их обеспечение.
уметь:
-
пользоваться методами, средствами и приемами самостоятельной работы в познавательной деятельности.
Тема 3.1. Организация учебного процесса в колледже.
Бюджет учебного времени: максимальная учебная нагрузка, аудиторные занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Теоретическое и практическое обучение. Формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультации и др. Факультатив, его роль в освоении специальности. Производственная (профессиональная) практика: этапы, виды, организация. Текущая промежуточная и итоговая Государственная аттестация. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по специальности.
Тема 3.2. Организация самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа студента: понятие, назначение, функции. Формы самостоятельной работы: аудиторная (классная) и внеаудиторная (внеклассная). Методы самостоятельной работы. Средства самостоятельной работы студента: с конспектом, с учебной и справочной литературой; технические средства информации; наглядные пособия; раздаточный материал и др. Методика ведения конспектов лекций, учебной литературы и т.п. Управление самостоятельной работы студентов: способы, средства, приемы.
Раздел 4. Информационная культура студента.
В итоге изучения раздела 4 студент должен:
знать:
-
виды информационных ресурсов;
-
виды библиографии;
-
методику библиографической работы студента;
-
файловую систему хранения информации в персональном компьютере (ПК) и типы файлов;
-
виды материальных носителей информации;
-
возможности электронной почты;
-
возможности сети Интернет.
уметь:
-
пользоваться справочным фондом библиотеки, карточными и электронными каталогами;
-
пользоваться библиографическим указателем стандартов;
-
составлять библиографические списки к рефератам, курсовым и дипломным проектам (работам);
-
пользоваться электронной почтой;
-
сохранять информацию на материальных носителях;
-
использовать возможности сети Интернет.
Тема 4.1. Виды информационных ресурсов.
Информационная культура в жизни человека. Библиотека - хранилище информационных ресурсов, база образования и самообразования. Основные понятия: библиотека, библиотечные услуги, библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат. Система каталогов и карточек. Карточные и электронные каталоги. Справочные издания в учебной и практической деятельности. Виды справочных пособий: энциклопедии (универсальные, отраслевые, тематические); словари (орфографические, толковые, языковые, отраслевые); справочники.
Библиография, ее виды. Указатель ГОСТов как пример отраслевой библиографии. Методика библиографической работы студента (в курсовом, дипломном проектировании). Способы группировки материала в библиографическом списке: алфавитный, систематический, по главам работы, хронологический.
Файловая система хранения информации в ПК. Типы файлов. Архивация файлов.
Виды и форматы материальных носителей информации: накопители на жестких магнитных дисках, гибкие магнитные диски, оптические диски, флеш-диски.
Тема 4.2. Поиск информации в Интернете.
Понятие глобальной сети Интернет и его функции. Службы Интернет. Основы работы с программами-браузерами. Поиск информации в глобальной сети Интернет. Обзор поисковых серверов Интернет.
Создание, отправление и пересылка электронных писем, прикрепления файлов к письмам.
Раздел 5. История развития вычислительной техники.
В итоге изучения раздела 5 студент должен:
знать:
-
эволюция электронно-вычислительной техники;
-
принципы работы вычислительных устройств;
-
поколения ЭВМ;
-
характерные черты ЭВМ различных поколений;
Тема 5.1. Этапы развития вычислительной техники.
Эволюция ЭВМ и её отражение в классификации ЭВМ. Цифровые и аналоговые ЭВМ.
Тема 5.2. Механические вычислительные устройства.
Механический период развития вычислительной техники. Машины Паскаля и Лейбница. Арифмометры. Аналитическая машина Ч. Бэббиджа.
Тема 5.3. Первые ЭВМ.
Электромеханический и электронный периоды развития вычислительной техники. Табулятор Г. Холлерита. Появление фирм IBM, Ремингтон и Бюль. Наиболее крупные проекты этого периода - машины К.Цузе, ENIAC, МАRК-1.
Тема 5.4. Поколения ЭВМ.
Поколения ЭВМ. Основные принципы классификации ЭВМ.
Тема 5.5. Первое поколение ЭВМ.
Машины первого поколения. Элементная база и основные характеристики машин первого поколения отечественного и зарубежного производства. Первые языки программирования.
Тема 5.6. ЭВМ последующих поколений.
Элементная база и основные характеристики машин отечественного и зарубежного производства.
Тема 5.7. Развитие вычислительной техники в России.
Машины, созданные под руководством С. Лебедева (МЭСМ, БЭСМ)
Раздел 6. Принципы устройства и работы компьютера.
В итоге изучения раздела 6 студент должен:
знать:
-
понятие архитектуры компьютера;
-
принципы фон Неймана;
-
функции и схему работы контроллера;
-
структуру системной шины;
-
основные характеристики внутренних устройств, входящих в состав компьютера;
-
логическую организация материнской платы;
-
основные периферийные устройства;
-
классификацию программного обеспечения;
-
роль, назначение и основные функции операционной системы.
уметь:
-
определять способы подключения различных устройств.
Тема 6.1. Основные характеристики ЭВМ.
Основные технические характеристики ЭВМ. Группы ПК в зависимости от совокупности значений основных параметров с учётом областей применения.
Тема 6.2. Архитектура ЭВМ.
Классическая архитектура ЭВМ. Взаимодействие отдельных блоков ЭВМ. Эволюция структур ЭВМ.
Тема 6.3. Классификация ЭВМ.
Основные признаки и критерии классификации ЭВМ. Области применения ЭВМ. Основные направления развития и совершенствования ЭВМ. Пути повышения эффективности ЭВМ.
Тема 6.4. Принципы Джона фон Неймана.
Принципы Джона фон Неймана: двоичного кодирования, программного управления, однородности памяти, адресности.
Тема 6.5. Аппаратное обеспечение.
Минимальный состав технических средств компьютера. Принципы организации ввода-вывода информации и устройства ввода-вывода современных компьютеров. Носители информации.
Тема 6.6. Программное обеспечение.
Классификация программного обеспечения: базовое и прикладное ПО. Роль и основные функции операционной системы. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач.
Тема 6.7. Операционная система.
Файловая система. Графический пользовательский интерфейс. Современные операционные системы: основные возможности и отличия.
Рекомендуемая литература
Нормативные документы
-
Закон РФ «Об образовании» (принят 1992 г., в редакции от 13.01.96 № 12-ФЗ от 16.11.97, 20.07.08.00).
-
Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.01 № 160.
-
Среднее профессиональное образование. Сборник законодательных и иных нормативно-правовых актов Минобразования. - М., 2001.
-
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)
-
ГОС СПО в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2.07.01 г. № 2572.
-
ГОС СПО в части Гостребований по конкретной специальности.
Основная литература
-
Семушина Л.Т. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей. - М.: Мастерство, 2001.
-
История среднего профессионального образования /под ред. Щепотина А.Ф. - М.: Новь, 2001.
О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России № 16-52-138 ин/16-13 от 29.12.2000.
Дополнительная литература
-
Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. - К.: фирма "КИТ", 2005.
-
Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. - М.: Финансы и статистика, 2007.