Рабочая программа дисциплины Введение в специальность

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Рабочая программа рассчитана на 39 учебных часов. Выполнение лабораторных работ не предусматривается. В данной программе выделены следующие содержательные линии учебной дисциплины «Введение в специальность»: Закон РФ «Об образовании». Требования, предъявляемые к выпускнику по специальности...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Электростальский филиал ГОУ СПО

«Московский колледж управления и новых технологий»



Рабочая программа

дисциплины:


«Введение в специальность»



для специальности:


230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»






г. Электросталь

2008 год


Одобрена цикловой Методической комиссией общеобразовательных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности


Приказ №___от «____»__________2008г.

Председатель ЦМК

___________________ /Е.В. Мелешкина/

















Утверждена Методическим Советом колледжа

Протокол № ______________

от «____» ___________2008 г.

Председатель Методического Совета

_________ /И.В. Краснобельмова/






Автор: Ж.О. Алфёрова

преподаватель Электростальского филиала ГОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»


Рецензент: ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Рабочая программа рассчитана на 39 учебных часов. Выполнение лабораторных работ не предусматривается.

В данной программе выделены следующие содержательные линии учебной дисциплины «Введение в специальность»:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Требования, предъявляемые к выпускнику по специальности.

  3. Организация учебного процесса в колледже и организация самостоятельной работы студента.

  4. Основы информационной культуры студента.

  5. История развития вычислительной техники.

  6. Принципы устройства и работы компьютера.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о месте специальности в социально-экономической сфере;

знать:

  • общую характеристику специальности;

  • требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

  • организацию и обеспечение образовательного процесса в колледже;

  • формы и методы самостоятельной работы;

  • основы информационной культуры;

  • историю развития вычислительной техники;

  • особенности архитектуры и основные характеристики ЭВМ различных поколений;

  • историю развития вычислительной техники в России;

  • основные характеристики и классификацию ЭВМ;

  • принципы устройства и работы компьютера;

  • классификацию программного обеспечения компьютера;

  • роль и назначение операционной системы и основы работы в ней.

уметь:

  • использовать знания дисциплины «Введение в специальность» в процессе освоения специальности.

Тематический план


учебной дисциплины «Введение в специальность»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на студента (час)

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Практи-ческие занятия

1

2

3

4

5

Раздел 1. Закон об образовании РФ.

2

2



Тема 1.1. Введение в дисциплину.

1

1



Тема 1.2. Закон об образовании РФ.

1

1



Раздел 2. Квалификационная характеристика выпускника.

2

2



Тема 2.1. Государственный образовательный стандарт.

1

1



Тема 2.2. Квалификационная характеристика выпускника.

1

1



Раздел 3. Организация учебного процесса в колледже.

2

2



Тема 3.1. Организация учебного процесса в колледже.

1

1



Тема 3.2. Организация самостоятельной работы студента.

1

1



Раздел 4. Информационная культура студента.

2

2



Тема 4.1. Виды информационных ресурсов.

1

1



Тема 4.2. Поиск информации в Интернете.

1

1



Раздел 5. История развития вычислительной техники.

21

15


6

Тема 5.1. Этапы развития вычислительной техники.

2

2



Тема 5.2. Механические вычислительные устройства.

2

2



Тема 5.3. Первые ЭВМ.

2

2



Тема 5.4. Поколения ЭМВ.

4

2


2

Тема 5.5. Первое поколение ЭВМ

2

2



Тема 5.6. ЭВМ последующих поколений.

4

2


2

Тема 5.7. Развитие вычислительной техники в России.

5

3


2

Раздел 6. Принципы устройства и работы компьютера.

22

16


6

Тема 6.1. Основные характеристики ЭВМ.

2

2



Тема 6.2. Архитектура ЭВМ.

2

2


Тема 6.3. Классификация ЭВМ.

2

2



Тема 6.4. Принципы Джона фон Неймана.

2

2



Тема 6.5. Аппаратное обеспечение.

4

2


2

Тема 6.6. Программное обеспечение.

4

2


2

Тема 6.7. Операционная система.

6

4


2

Всего по дисциплине:

51

39


12





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Закон об образовании РФ.

В итоге изучения раздела 1 студент должен:

иметь представление:

  • о целях и задачах учебной дисциплины в подготовке специалиста;

  • о месте специальности в социально-экономической сфере.

знать:

  • сущность и основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании» как правовой основы образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО).

Тема 1.1. Введение в дисциплину.

Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Введение в специальность», ее связь с другими дисциплинами. Специальность в сфере рыночной экономики. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. Престижность и спрос на специалистов. Возможности трудоустройства и продолжения образования.

Тема 1.2. Закон РФ об образовании.

Закон Российской Федерации «Об образовании»: содержание, основные положения; государственная политика в области образования; формы получения образования; образовательные учреждения, их виды; среднее профессиональное базового и повышенного уровней, его место в системе профессионального образования; Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Социальные гарантии прав граждан на образование.


Раздел 2. Квалификационная характеристика выпускника.

В итоге изучении я раздела 2 студент должен:

иметь представление:

  • о Классификаторе специальностей СПО.

знать:

  • структуру основной профессиональной образовательной программы по специальности, ее содержание;

  • квалификационные требования к специалисту;

  • виды деятельности выпускника.

Тема 2.1. Государственный образовательный стандарт.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности - Государственный образовательный стандарт СПО (ГОС): понятие, формы освоения, нормативные сроки обучения. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности: учебные дисциплины федерального и национально-регионального компонента, циклы дисциплин; дисциплины специализации и дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением; дисциплины факультативные; производственная (профессиональная) практика; резерв времени образовательного учреждения; промежуточная и итоговая Государственная аттестация; каникулярное время.

ГОС СПО повышенного уровня: сущность, содержание и проблемы реализации.

Тема 2.2. Квалификационная характеристика выпускника.

Квалификационная характеристика выпускника. Основные виды деятельности специалиста. Квалификационные справочники должностей служащих. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Квалификационные характеристики по должностям специалистов, служащих и рабочих профессий по специальности.

Профессиональные требования, нравственный уровень, профессиональная этика специалиста.

Документационное подтверждение квалификации специалиста СПО: диплом об окончании образовательного учреждения.


Раздел 3. Организация учебного процесса в колледже.

В итоге изучения раздела 3 студент должен:

знать:

  • методы, средства и приемы самостоятельной работы;

  • организационные формы учебного процесса, их обеспечение.

уметь:

  • пользоваться методами, средствами и приемами самостоятельной работы в познавательной деятельности.

Тема 3.1. Организация учебного процесса в колледже.

Бюджет учебного времени: максимальная учебная нагрузка, аудиторные занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Теоретическое и практическое обучение. Формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультации и др. Факультатив, его роль в освоении специальности. Производственная (профессиональная) практика: этапы, виды, организация. Текущая промежуточная и итоговая Государственная аттестация. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по специальности.

Тема 3.2. Организация самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа студента: понятие, назначение, функции. Формы самостоятельной работы: аудиторная (классная) и внеаудиторная (внеклассная). Методы самостоятельной работы. Средства самостоятельной работы студента: с конспектом, с учебной и справочной литературой; технические средства информации; наглядные пособия; раздаточный материал и др. Методика ведения конспектов лекций, учебной литературы и т.п. Управление самостоятельной работы студентов: способы, средства, приемы.


Раздел 4. Информационная культура студента.

В итоге изучения раздела 4 студент должен:

знать:

  • виды информационных ресурсов;

  • виды библиографии;

  • методику библиографической работы студента;

  • файловую систему хранения информации в персональном компьютере (ПК) и типы файлов;

  • виды материальных носителей информации;

  • возможности электронной почты;

  • возможности сети Интернет.

уметь:

  • пользоваться справочным фондом библиотеки, карточными и электронными каталогами;

  • пользоваться библиографическим указателем стандартов;

  • составлять библиографические списки к рефератам, курсовым и дипломным проектам (работам);

  • пользоваться электронной почтой;

  • сохранять информацию на материальных носителях;

  • использовать возможности сети Интернет.


Тема 4.1. Виды информационных ресурсов.

Информационная культура в жизни человека. Библиотека - хранилище информационных ресурсов, база образования и самообразования. Основные понятия: библиотека, библиотечные услуги, библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат. Система каталогов и карточек. Карточные и электронные каталоги. Справочные издания в учебной и практической деятельности. Виды справочных пособий: энциклопедии (универсальные, отраслевые, тематические); словари (орфографические, толковые, языковые, отраслевые); справочники.

Библиография, ее виды. Указатель ГОСТов как пример отраслевой библиографии. Методика библиографической работы студента (в курсовом, дипломном проектировании). Способы группировки материала в библиографическом списке: алфавитный, систематический, по главам работы, хронологический.

Файловая система хранения информации в ПК. Типы файлов. Архивация файлов.

Виды и форматы материальных носителей информации: накопители на жестких магнитных дисках, гибкие магнитные диски, оптические диски, флеш-диски.

Тема 4.2. Поиск информации в Интернете.

Понятие глобальной сети Интернет и его функции. Службы Интернет. Основы работы с программами-браузерами. Поиск информации в глобальной сети Интернет. Обзор поисковых серверов Интернет.

Создание, отправление и пересылка электронных писем, прикрепления файлов к письмам.

Раздел 5. История развития вычислительной техники.

В итоге изучения раздела 5 студент должен:

знать:

  • эволюция электронно-вычислительной техники;

  • принципы работы вычислительных устройств;

  • поколения ЭВМ;

  • характерные черты ЭВМ различных поколений;

Тема 5.1. Этапы развития вычислительной техники.

Эволюция ЭВМ и её отражение в классификации ЭВМ. Цифровые и аналоговые ЭВМ.

Тема 5.2. Механические вычислительные устройства.

Механический период развития вычислительной техники. Машины Паскаля и Лейбница. Арифмометры. Аналитическая машина Ч. Бэббиджа.

Тема 5.3. Первые ЭВМ.

Электромеханический и электронный периоды развития вычислительной техники. Табулятор Г. Холлерита. Появление фирм IBM, Ремингтон и Бюль. Наиболее крупные проекты этого периода - машины К.Цузе, ENIAC, МАRК-1.

Тема 5.4. Поколения ЭВМ.

Поколения ЭВМ. Основные принципы классификации ЭВМ.

Тема 5.5. Первое поколение ЭВМ.

Машины первого поколения. Элементная база и основные характеристики машин первого поколения отечественного и зарубежного производства. Первые языки программирования.

Тема 5.6. ЭВМ последующих поколений.

Элементная база и основные характеристики машин отечественного и зарубежного производства.

Тема 5.7. Развитие вычислительной техники в России.

Машины, созданные под руководством С. Лебедева (МЭСМ, БЭСМ)

Раздел 6. Принципы устройства и работы компьютера.

В итоге изучения раздела 6 студент должен:

знать:

  • понятие архитектуры компьютера;

  • принципы фон Неймана;

  • функции и схему работы контроллера;

  • структуру системной шины;

  • основные характеристики внутренних устройств, входящих в состав компьютера;

  • логическую организация материнской платы;

  • основные периферийные устройства;

  • классификацию программного обеспечения;

  • роль, назначение и основные функции операционной системы.

уметь:

  • определять способы подключения различных устройств.

Тема 6.1. Основные характеристики ЭВМ.

Основные технические характеристики ЭВМ. Группы ПК в зависимости от совокупности значений основных параметров с учётом областей применения.

Тема 6.2. Архитектура ЭВМ.

Классическая архитектура ЭВМ. Взаимодействие отдельных блоков ЭВМ. Эволюция структур ЭВМ.

Тема 6.3. Классификация ЭВМ.

Основные признаки и критерии классификации ЭВМ. Области применения ЭВМ. Основные направления развития и совершенствования ЭВМ. Пути повышения эффективности ЭВМ.

Тема 6.4. Принципы Джона фон Неймана.

Принципы Джона фон Неймана: двоичного кодирования, программного управления, однородности памяти, адресности.

Тема 6.5. Аппаратное обеспечение.

Минимальный состав технических средств компьютера. Принципы организации ввода-вывода информации и устройства ввода-вывода современных компьютеров. Носители информации.

Тема 6.6. Программное обеспечение.

Классификация программного обеспечения: базовое и прикладное ПО. Роль и основные функции операционной системы. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач.

Тема 6.7. Операционная система.

Файловая система. Графический пользовательский интерфейс. Современные операционные системы: основные возможности и отличия.



Рекомендуемая литература

Нормативные документы


  1. Закон РФ «Об образовании» (принят 1992 г., в редакции от 13.01.96 № 12-ФЗ от 16.11.97, 20.07.08.00).

  2. Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.01 № 160.

  3. Среднее профессиональное образование. Сборник законодательных и иных нормативно-правовых актов Минобразования. - М., 2001.

  4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)

  5. ГОС СПО в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2.07.01 г. № 2572.

  6. ГОС СПО в части Гостребований по конкретной специальности.

Основная литература


  1. Семушина Л.Т. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей. - М.: Мастерство, 2001.

  2. История среднего профессионального образования /под ред. Щепотина А.Ф. - М.: Новь, 2001.

О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России № 16-52-138 ин/16-13 от 29.12.2000.

Дополнительная литература


  1. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. - К.: фирма "КИТ", 2005.

  2. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. - М.: Финансы и статистика, 2007.

© 2010-2022