Табличные информационные модели

Табличные информационные модели Образовательные задачи: 1.      Познакомить учащихся с типами таблиц. 2.      Приобретение учащимися опыта построения таблиц; приобретение навыков правильного оформления таблиц; углубление знаний учащихся о представлении моделей Воспитательные задачи: 1.      Содействовать в ходе урока формированию у уч-ся культуры умственного труда 2.      Воспитывать у уч-ся веру в себя путём преодоления трудностей в учебной работе. Развивающие задачи: 1.      Работать над развитием логического, критического мышления, творческих способностей учащихся. 2.      Развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией. 3.      Формировать устойчивое внимание. 4.      Развивать у учащихся способность сравнивать, сопоставлять, классифицировать.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Табличные информационные модели

Учитель математики и информатики и ИКТ

г. Калининград

МАОУ СОШ № 30

Образовательные задачи:

  1. Познакомить учащихся с типами таблиц.

  2. Приобретение учащимися опыта построения таблиц; приобретение навыков правильного оформления таблиц; углубление знаний учащихся о представлении моделей

Воспитательные задачи:

  1. Содействовать в ходе урока формированию у уч-ся культуры умственного труда

  2. Воспитывать у уч-ся веру в себя путём преодоления трудностей в учебной работе.

Развивающие задачи:

  1. Работать над развитием логического, критического мышления, творческих способностей учащихся.

  2. Развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

  3. Формировать устойчивое внимание.

  4. Развивать у учащихся способность сравнивать, сопоставлять, классифицировать.

Ход урока.

I. Орг. момент (3 мин.)

Сообщение уч-ся темы, задач (образовательных) и плана проведения урока.

II. Проверка домашнего задания с целью актуализации знаний

Задание.

Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют взаимоотношения: дружат - Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что секрет станет известен кому-то другому?

Ответ: с Дашей

РТабличные информационные моделиешение этой задачи с помощи таблицы

Саша

Маша

Даша

Гриша

Саша

0

1

1

1

Маша

1

0

0

1

Даша

1

0

0

0

Гриша

1

1

0

0

По выделенному столбцу видно, что Даша дружит только с Сашей и, поэтому именно с ней Саша может поделиться секретом, не рискуя, что секрет станет известен кому-то другому.

1- дружат, 0 - не дружат.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из выше рассмотренных способов представления информации вам кажется более наглядным? Какой более удобен для компьютерной обработки.

  • Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

  • Любое словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.

  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках, в школе.

  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

Вывод:

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в виде таблицы информация наглядна, компактна и легко обозрима. Для компьютерной обработки табличная форма наиболее удобна, так как многие виды компьютерных технологий работают с таблицами (базы данных, табличные процессоры).

Вопрос для обсуждения: Перечислите возможные способы создания таблицы. (Способы создания таблиц: с помощью команды меню Таблица/Вставить/Таблица; с помощью кнопки панели инструментов Добавить таблицу; с помощью команды меню Таблица / Нарисовать таблицу; преобразование текста в таблиц).

III.Изучение нового материала.

Правила составления таблиц

(Раздается на листах ученикам)

Структура таблицы

Таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Кроме того, над таблицей могут располагаться табличный номер и заголовок (которые могут и отсутствовать). Клетка на пересечении строки и графы называется ячейкой. Головка состоит из заголовков отдельных граф. Боковик содержит заголовки строк. В некоторых сложных случаях головка таблицы и боковик могут оказаться многоуровневыми. Уровни головки называются ярусами, уровни боковика - ступенями.

Табличный номер

Заголовок

Заголовки

1-го ярусаГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ

БОКОВИК

Табличные информационные модели

Заголовки

2-го ярусаТабличные информационные модели


Строки





Табличные информационные моделиТабличные информационные модели

Табличные информационные модели

Заголовки

1-ой ступени

Заголовки

2-ой ступени

Графы

Правила оформления таблицы


  1. Табличный номер:

    • может отсутствовать;

    • имеет вид «Таблица - число - номер»;

    • пишется справа вверху;

    • с большой буквы;

    • знак «№» не пишется;

    • точка не ставится.

  2. Заголовок таблицы:

    • может отсутствовать;

    • пишется посередине;

    • с большой буквы;

    • без точки.

  3. Головка:

    • заголовок обязателен У ВСЕХ граф (в том числе у боковика!);

    • первый ярус - обязательно с большой буквы, остальные ярусы - по смыслу;

    • без точки;

    • именительный падеж единственное число;

    • заголовки одного яруса должны быть выровнены по верхнему уровню;

    • единицы измерения (если они есть) записываются после заголовка графы через запятую или в круглых скобах.

  4. Боковик:

    • первая ступень обязательно с большой буквы, остальные ступени по смыслу;

    • без точки.

  5. Прографка:

    • как правило, с большой буквы, если только по смыслу таблицы не требуется маленькая буква как противопоставление боьшой;

    • без точки;

    • данные одной строки должны быть выровнены по верхнему уровню;

    • используются следующие обозначения:

. . . - данные неизвестны,

- - данные невозможны,

« - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки;

  • Числа выравниваются по разрядам (так, чтобы единицы всегда писались под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т. д.).




Задание № 1.

НТабличные информационные моделиайдите ошибки.


Табличные информационные моделиТабличные информационные модели





Таблица № 15.

процессоры

Тип

Год выпуска

Частота; МГц

Адресуемая память

8086

1978

5 - 10

1 Мб

80286

1982

6 - 12,5

16 Мб

80386

1985

16 - 33

4 Гб

80486

1989

25 - 50

4 Гб

Pentium

1993

60 - 166

64 Гб

Pentium II

1997

200 - 300

64 Гб

Pentium III

1999

450 - 1000

64 Гб

Pentium IV

2000

1000 - 3100

64 Гб

ТИПЫ ТАБЛИЦ


  1. «Объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Схема таблиц «Объекты - свойства»


Название класса объектов

Названия свойств

Названия объектов

Значения свойств

Пример.

Самые высокие люди

Имя

Годы жизни

Страна

Рост, см

Джон Уильям Роган

1871 - 1905

США

264

Джон Ф. Кэррол

1932 - 1969

США

263,5

Вайно Миллирине

1909 - 1963

Финляндия

251,4

2. «Объекты - объекты»

2.1«Объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Схема таблиц типа «Объекты - объекты - один»

Название класса первых объектов

Название класса вторых объектов

Название вторых объектов

Название первых объектов

Значения свойства пары объектов

Пример.

Успеваемость


Предмет

Успеваемость

По четвертям

За год

I

I I

I I I

I V

Русский язык

4

4

5

4

4

Литература

5

5

4

5

5

Алгебра

4

4

4

4

4

Геометрия

3

4

4

4

4

Химия

4

4

5

4

4

Физика

5

4

4

4

4

Пары объектов: ученики - периоды обучения. Свойствами являются оценки, полученные в определенный период времени.

2.2 «Объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Схема таблиц типа «Объекты - объекты - несколько»

Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства

Название класса вторых объектов пары

Название 2-го объекта из 1-й пары

Название 2-го объекта из 2-й пары

Название 2-го объекта из 3-й пары

Названия свойств пары объектов

Названия свойств пары объектов

Названия свойств пары объектов

Названия первых объектов

Значения свойств пары объектов

Пример.

Расписание движения поездов

Станция

Поезд

№ 22

№ 24

№ 43

Прибытие

Стоянка

Отправление

Прибытие

Стоянка

Отправление

Прибытие

Стоянка

Отправление

Киров



Пары объектов: станция - поезд, станция - прибытие, станция - отправление, станция -стоянка.

  1. «Объекты - свойства - объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Схема таблиц типа «Объекты - свойства - объекты»


Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства

Названия индивидуальных свойств

Название класса объектов, для которых есть только парные свойства

Названия объекта из 1-й пары

Названия объекта из 2-й пары

Названия объекта из 3-й пары


Названия свойств пары объектов

Названия свойств пары объектов

Названия свойств пары объектов

Названия объектов

Значения свойств


Пример.



Предмет


Учитель

Количество уроков в учебном году

Ученик

Иванов Петя

Петров Ваня

I полугодие

II полугодие

год

I полугодие

II полугодие

год

Русский язык

Кошкина А. Б.

136

Математика

Кузнецов В. Г.

136

Природоведение

Сидорова Д. Е.

68

Пары объектов: ученик - предмет, педагог - предмет, предмет - количество уроков.


  1. Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из это же таблицы.
    Вычислительная таблица может содержать итоговую строку . Итоговая строка имеет заголовок «Итого» или «Всего». В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих строк. Важно, чтобы эти суммы чисел имели смысл.

Задание № 2. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Выписать номера таблиц соответствующих типу:

А) «Объекты - свойства»;
Б) «Объекты - объекты»;
Г) «Объекты - свойства - объекты»

Таблица 1

Товар

Цена, руб.

Понедельник

Вторник

Среда

Кол-во, кг.

Стоимость, руб.

Кол-во, кг.

Стоимость, руб.

Кол-во, кг.

Стоимость, руб.

Масло

120

1

120

0

0

1

120

Сыр

150

1

150

1

150

2

300

Таблица 2

Дата

Осадки

Температура (градусы С)

Давление (мм. рт. ст.)

21.04.97

дождь

12

747

22.04.97

туман

15

745

23.04.97

без осадков

13,5

750

23.04.97

без осадков

13

750

Таблица 3

Ученик

Кружки

В мире функций

Занимательная физика

Юный патриот

Все об истории

Иванов Петр

1

0

0

0

Сидоров Илья

0

1

0

1

Волков Иван

0

0

1

0

Ответ:

А) «Объекты - свойства» - таблица 2.
Б) «Объекты - объекты» - таблица 3.
Г) «Объекты - свойства - объекты» - таблица 1.

Задание № 3. Логическая задача. Практическое задание с последующей самопроверкой.

Преобразование словесных моделей в табличные.

Преобразование словесной модели в табличную нужно начинать с выделения объектов и их свойств.


Артем не может ехать в страны М и К. Николай хочет ехать только в страну М или Р. Геннадий не хочет ехать только в страну У. Сергей согласен ехать лишь в страны Р и Т, а Владимир может поехать в любую страну, кроме К, У и Т. Кто и куда поехал, если все их пожелания были выполнены и каждый был только в одной стране и без спутника (один)?

Комментарии учителя:

Составьте таблицу исходных возможностей: строки - обозначьте названиями стран, столбцы - именами путешественников. Отметьте знаком + клетку на пересечении строки и столбца, если есть возможность поездки, знаком - в случае, если нет такой возможности. Затем проанализируйте содержимое таблицы, начав с наиболее определенной ситуации (с минимума возможностей) и закончив наиболее неопределенной (максимум возможностей, различных вариантов), но учитывая уже полученную информацию о путешественниках и странах.

Варианты ответов:

  1. Геннадий - К, Николай - Р, Владимир - М, Сергей - Т, Артем - У;

  2. Геннадий - К, Николай - М, Владимир - Р, Сергей - Т, Артем - У.

Артем

Николай

Геннадий

Сергей

Владимир

К

-

-

+

-

-

М

-

+

+

-

+

Р

+

+

+

+

+

У

+

-

-

-

-

Т

+

-

+

+

-

Задание № 4 . (Возможно выполнение этого задания на следующем уроке)

Преобразовать словесное описание характеристик нескольких регионов Российской Федерации, взятое из географического энциклопедического словаря, в табличную форму.

Учащимся раздаются листы с постановкой задачи.

Московская область. Пл. 47 тыс. км2. Нас. 6581 тыс. чел. (1987; с Москвой 15396 тыс. чел.), гор. 79% (с учетом нас. Москвы 91%). 39 адм. р-нов, 71 город, 109 пгт (1987). Центр - Москва. Ср. темп-ры января -100С, июля 170С. Осадков 450 - 650 мм в год.

Ленинградская область. Пл. 85,9 тыс. км2. Нас. 1655 тыс. чел. (1987; с Санкт - Петербургом 6603 тыс. чел.), гор. 66%. 17 адм. р-на, 26 города, 41 пгт (1987). Центр - Санкт - Петербург. Ср. темп-ры января -70С, июля 150С. Осадков 850 мм в год.

Хабаровский край. Пл. 824,6 тыс. км2. Нас. 1794 тыс. чел. (1987; в Хабаровске 591 тыс. чел.), гор. 79%. 22 адм. р-на, 9 городов, 43 пгт (1987). Центр - Хабаровск. Ср. темп-ры января от -160С до -400С, июля 11-210С. Осадков 500-900 мм в год.

Ответ:

Приведенные данные являются следующими характеристиками регионов Российской Федерации:

  • название;

  • площадь;

  • население;

  • административное деление;

  • Название субъекта Федерации

    Площадь,

    тыс. кв. км.

    Население (1987)

    Административное деление (1987)

    Климат

    Всего, тыс.чел.

    В обл. центре, тыс. чел

    Город. нас., %

    Центр

    Районов

    Городов

    ПГТ

    Темп. января, градусы С

    Темп. июля, градусы С

    Осадки, мм в год

    Московская область

    47

    15396

    8815

    79 (91)

    Москва

    39

    71

    109

    -10

    +17

    450-650

    Ленинградская область

    85,8

    6603

    4948

    66

    Санкт -Петербург

    17

    26

    41

    -7

    +15

    850

    Хабаровский край

    824,6

    1794

    591

    79

    Хабаровск

    22

    9

    43

    -16

    -40

    +11

    +21

    500-900

    климатические условии.

Характеристики регионов Российской Федерации

IV. Подведение итогов урока.

  • Для чего используются таблицы? (Для более наглядного представления данных, для структурирования и систематизации данных).

  • Перечислите правила оформления таблиц.

  • Перечислите типы таблиц и их характеристики.

  • С чего нужно начинать построение таблиц при преобразовании словесных моделей в табличные?

V. Домашнее задание.

1. В информационных источниках (справочниках, энциклопедиях, с помощью сети ИНТЕРНЕТ) найдите информацию для заполнения данной таблицы

№ п/п

Название

Место расположение

Площадь, км2

1

Каспийское море

2

Верхнее

3

Виктория

4

Гурон

5

Мичиган

6

Аральское море

7

Байкал

8

Танганьика

9

Большое медвежье

10

Нуаза (Малави)

2. Творческое задание.
Придумайте сами пример объектов, информацию о которых удобно приставить в виде таблиц.

3. Знать правила оформления таблиц, типы таблиц.

Формы обучения: общеклассные, групповые.

Методы: словесные, практические, методы самостоятельной работы.

Формы работы: лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой, фронтальный опрос, задание типа «найдите ошибку».

Виды деятельности: анализ данных, разработка структуры таблицы, заполнение таблицы.




Табличные информационные модели


© 2010-2022