- Преподавателю
- Информатика
- Табличные информационные модели
Табличные информационные модели
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каляева Т.В. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Табличные информационные модели
Учитель математики и информатики и ИКТ
г. Калининград
МАОУ СОШ № 30
Образовательные задачи:
-
Познакомить учащихся с типами таблиц.
-
Приобретение учащимися опыта построения таблиц; приобретение навыков правильного оформления таблиц; углубление знаний учащихся о представлении моделей
Воспитательные задачи:
-
Содействовать в ходе урока формированию у уч-ся культуры умственного труда
-
Воспитывать у уч-ся веру в себя путём преодоления трудностей в учебной работе.
Развивающие задачи:
-
Работать над развитием логического, критического мышления, творческих способностей учащихся.
-
Развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
-
Формировать устойчивое внимание.
-
Развивать у учащихся способность сравнивать, сопоставлять, классифицировать.
Ход урока.
I. Орг. момент (3 мин.)
Сообщение уч-ся темы, задач (образовательных) и плана проведения урока.
II. Проверка домашнего задания с целью актуализации знаний
Задание.
Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют взаимоотношения: дружат - Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что секрет станет известен кому-то другому?
Ответ: с Дашей
Решение этой задачи с помощи таблицы
Саша
Маша
Даша
Гриша
Саша
0
1
1
1
Маша
1
0
0
1
Даша
1
0
0
0
Гриша
1
1
0
0
По выделенному столбцу видно, что Даша дружит только с Сашей и, поэтому именно с ней Саша может поделиться секретом, не рискуя, что секрет станет известен кому-то другому.
1- дружат, 0 - не дружат.
Вопросы для обсуждения:
-
Какой из выше рассмотренных способов представления информации вам кажется более наглядным? Какой более удобен для компьютерной обработки.
-
Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.
-
Любое словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример.
-
Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках, в школе.
-
Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
Вывод:
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в виде таблицы информация наглядна, компактна и легко обозрима. Для компьютерной обработки табличная форма наиболее удобна, так как многие виды компьютерных технологий работают с таблицами (базы данных, табличные процессоры).
Вопрос для обсуждения: Перечислите возможные способы создания таблицы. (Способы создания таблиц: с помощью команды меню Таблица/Вставить/Таблица; с помощью кнопки панели инструментов Добавить таблицу; с помощью команды меню Таблица / Нарисовать таблицу; преобразование текста в таблиц).
III.Изучение нового материала.
Правила составления таблиц
(Раздается на листах ученикам)
Структура таблицы
Таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Кроме того, над таблицей могут располагаться табличный номер и заголовок (которые могут и отсутствовать). Клетка на пересечении строки и графы называется ячейкой. Головка состоит из заголовков отдельных граф. Боковик содержит заголовки строк. В некоторых сложных случаях головка таблицы и боковик могут оказаться многоуровневыми. Уровни головки называются ярусами, уровни боковика - ступенями.
Табличный номер
Заголовок
Заголовки
1-го ярусаГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
БОКОВИК
Заголовки
2-го яруса
Строки
Заголовки
1-ой ступени
Заголовки
2-ой ступени
Графы
Правила оформления таблицы
-
Табличный номер:
-
может отсутствовать;
-
имеет вид «Таблица - число - номер»;
-
пишется справа вверху;
-
с большой буквы;
-
знак «№» не пишется;
-
точка не ставится.
-
-
Заголовок таблицы:
-
может отсутствовать;
-
пишется посередине;
-
с большой буквы;
-
без точки.
-
-
Головка:
-
заголовок обязателен У ВСЕХ граф (в том числе у боковика!);
-
первый ярус - обязательно с большой буквы, остальные ярусы - по смыслу;
-
без точки;
-
именительный падеж единственное число;
-
заголовки одного яруса должны быть выровнены по верхнему уровню;
-
единицы измерения (если они есть) записываются после заголовка графы через запятую или в круглых скобах.
-
-
Боковик:
-
первая ступень обязательно с большой буквы, остальные ступени по смыслу;
-
без точки.
-
-
Прографка:
-
как правило, с большой буквы, если только по смыслу таблицы не требуется маленькая буква как противопоставление боьшой;
-
без точки;
-
данные одной строки должны быть выровнены по верхнему уровню;
-
используются следующие обозначения:
-
. . . - данные неизвестны,
- - данные невозможны,
« - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки;
-
Числа выравниваются по разрядам (так, чтобы единицы всегда писались под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т. д.).
Задание № 1.
Найдите ошибки.
Таблица № 15.
процессоры
Тип
Год выпуска
Частота; МГц
Адресуемая память
8086
1978
5 - 10
1 Мб
80286
1982
6 - 12,5
16 Мб
80386
1985
16 - 33
4 Гб
80486
1989
25 - 50
4 Гб
Pentium
1993
60 - 166
64 Гб
Pentium II
1997
200 - 300
64 Гб
Pentium III
1999
450 - 1000
64 Гб
Pentium IV
2000
1000 - 3100
64 Гб
ТИПЫ ТАБЛИЦ
-
«Объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
Схема таблиц «Объекты - свойства»
Название класса объектов
Названия свойств
Названия объектов
Значения свойств
Пример.
Самые высокие люди
Имя
Годы жизни
Страна
Рост, см
Джон Уильям Роган
1871 - 1905
США
264
Джон Ф. Кэррол
1932 - 1969
США
263,5
Вайно Миллирине
1909 - 1963
Финляндия
251,4
2. «Объекты - объекты»
2.1«Объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Схема таблиц типа «Объекты - объекты - один»
Название класса первых объектов
Название класса вторых объектов
Название вторых объектов
Название первых объектов
Значения свойства пары объектов
Пример.
Успеваемость
Предмет
Успеваемость
По четвертям
За год
I
I I
I I I
I V
Русский язык
4
4
5
4
4
Литература
5
5
4
5
5
Алгебра
4
4
4
4
4
Геометрия
3
4
4
4
4
Химия
4
4
5
4
4
Физика
5
4
4
4
4
Пары объектов: ученики - периоды обучения. Свойствами являются оценки, полученные в определенный период времени.
2.2 «Объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.
Схема таблиц типа «Объекты - объекты - несколько»
Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства
Название класса вторых объектов пары
Название 2-го объекта из 1-й пары
Название 2-го объекта из 2-й пары
Название 2-го объекта из 3-й пары
…
Названия свойств пары объектов
Названия свойств пары объектов
Названия свойств пары объектов
…
Названия первых объектов
Значения свойств пары объектов
Пример.
Расписание движения поездов
Станция
Поезд
№ 22
№ 24
№ 43
Прибытие
Стоянка
Отправление
Прибытие
Стоянка
Отправление
Прибытие
Стоянка
Отправление
Киров
Пары объектов: станция - поезд, станция - прибытие, станция - отправление, станция -стоянка.
-
«Объекты - свойства - объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов.
Схема таблиц типа «Объекты - свойства - объекты»
Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства
Названия индивидуальных свойств
Название класса объектов, для которых есть только парные свойства
Названия объекта из 1-й пары
Названия объекта из 2-й пары
Названия объекта из 3-й пары
…
Названия свойств пары объектов
Названия свойств пары объектов
Названия свойств пары объектов
…
Названия объектов
Значения свойств
Пример.
Предмет
Учитель
Количество уроков в учебном году
Ученик
Иванов Петя
Петров Ваня
I полугодие
II полугодие
год
I полугодие
II полугодие
год
Русский язык
Кошкина А. Б.
136
Математика
Кузнецов В. Г.
136
Природоведение
Сидорова Д. Е.
68
Пары объектов: ученик - предмет, педагог - предмет, предмет - количество уроков.
-
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из это же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку . Итоговая строка имеет заголовок «Итого» или «Всего». В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих строк. Важно, чтобы эти суммы чисел имели смысл.
Задание № 2. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Выписать номера таблиц соответствующих типу:
А) «Объекты - свойства»;
Б) «Объекты - объекты»;
Г) «Объекты - свойства - объекты»
Таблица 1
Товар
Цена, руб.
Понедельник
Вторник
Среда
Кол-во, кг.
Стоимость, руб.
Кол-во, кг.
Стоимость, руб.
Кол-во, кг.
Стоимость, руб.
Масло
120
1
120
0
0
1
120
Сыр
150
1
150
1
150
2
300
Таблица 2
Дата
Осадки
Температура (градусы С)
Давление (мм. рт. ст.)
21.04.97
дождь
12
747
22.04.97
туман
15
745
23.04.97
без осадков
13,5
750
23.04.97
без осадков
13
750
Таблица 3
Ученик
Кружки
В мире функций
Занимательная физика
Юный патриот
Все об истории
Иванов Петр
1
0
0
0
Сидоров Илья
0
1
0
1
Волков Иван
0
0
1
0
Ответ:
А) «Объекты - свойства» - таблица 2.
Б) «Объекты - объекты» - таблица 3.
Г) «Объекты - свойства - объекты» - таблица 1.
Задание № 3. Логическая задача. Практическое задание с последующей самопроверкой.
Преобразование словесных моделей в табличные.
Преобразование словесной модели в табличную нужно начинать с выделения объектов и их свойств.
Артем не может ехать в страны М и К. Николай хочет ехать только в страну М или Р. Геннадий не хочет ехать только в страну У. Сергей согласен ехать лишь в страны Р и Т, а Владимир может поехать в любую страну, кроме К, У и Т. Кто и куда поехал, если все их пожелания были выполнены и каждый был только в одной стране и без спутника (один)?
Комментарии учителя:
Составьте таблицу исходных возможностей: строки - обозначьте названиями стран, столбцы - именами путешественников. Отметьте знаком + клетку на пересечении строки и столбца, если есть возможность поездки, знаком - в случае, если нет такой возможности. Затем проанализируйте содержимое таблицы, начав с наиболее определенной ситуации (с минимума возможностей) и закончив наиболее неопределенной (максимум возможностей, различных вариантов), но учитывая уже полученную информацию о путешественниках и странах.
Варианты ответов:
-
Геннадий - К, Николай - Р, Владимир - М, Сергей - Т, Артем - У;
-
Геннадий - К, Николай - М, Владимир - Р, Сергей - Т, Артем - У.
Артем
Николай
Геннадий
Сергей
Владимир
К
-
-
+
-
-
М
-
+
+
-
+
Р
+
+
+
+
+
У
+
-
-
-
-
Т
+
-
+
+
-
Задание № 4 . (Возможно выполнение этого задания на следующем уроке)
Преобразовать словесное описание характеристик нескольких регионов Российской Федерации, взятое из географического энциклопедического словаря, в табличную форму.
Учащимся раздаются листы с постановкой задачи.
Московская область. Пл. 47 тыс. км2. Нас. 6581 тыс. чел. (1987; с Москвой 15396 тыс. чел.), гор. 79% (с учетом нас. Москвы 91%). 39 адм. р-нов, 71 город, 109 пгт (1987). Центр - Москва. Ср. темп-ры января -100С, июля 170С. Осадков 450 - 650 мм в год.
Ленинградская область. Пл. 85,9 тыс. км2. Нас. 1655 тыс. чел. (1987; с Санкт - Петербургом 6603 тыс. чел.), гор. 66%. 17 адм. р-на, 26 города, 41 пгт (1987). Центр - Санкт - Петербург. Ср. темп-ры января -70С, июля 150С. Осадков 850 мм в год.
Хабаровский край. Пл. 824,6 тыс. км2. Нас. 1794 тыс. чел. (1987; в Хабаровске 591 тыс. чел.), гор. 79%. 22 адм. р-на, 9 городов, 43 пгт (1987). Центр - Хабаровск. Ср. темп-ры января от -160С до -400С, июля 11-210С. Осадков 500-900 мм в год.
Ответ:
Приведенные данные являются следующими характеристиками регионов Российской Федерации:
-
название;
-
площадь;
-
население;
-
административное деление;
-
Название субъекта Федерации
Площадь,
тыс. кв. км.
Население (1987)
Административное деление (1987)
Климат
Всего, тыс.чел.
В обл. центре, тыс. чел
Город. нас., %
Центр
Районов
Городов
ПГТ
Темп. января, градусы С
Темп. июля, градусы С
Осадки, мм в год
Московская область
47
15396
8815
79 (91)
Москва
39
71
109
-10
+17
450-650
Ленинградская область
85,8
6603
4948
66
Санкт -Петербург
17
26
41
-7
+15
850
Хабаровский край
824,6
1794
591
79
Хабаровск
22
9
43
-16
-40
+11
+21
500-900
Характеристики регионов Российской Федерации
IV. Подведение итогов урока.
-
Для чего используются таблицы? (Для более наглядного представления данных, для структурирования и систематизации данных).
-
Перечислите правила оформления таблиц.
-
Перечислите типы таблиц и их характеристики.
-
С чего нужно начинать построение таблиц при преобразовании словесных моделей в табличные?
V. Домашнее задание.
1. В информационных источниках (справочниках, энциклопедиях, с помощью сети ИНТЕРНЕТ) найдите информацию для заполнения данной таблицы
№ п/п
Название
Место расположение
Площадь, км2
1
Каспийское море
2
Верхнее
3
Виктория
4
Гурон
5
Мичиган
6
Аральское море
7
Байкал
8
Танганьика
9
Большое медвежье
10
Нуаза (Малави)
2. Творческое задание.
Придумайте сами пример объектов, информацию о которых удобно приставить в виде таблиц.
3. Знать правила оформления таблиц, типы таблиц.
Формы обучения: общеклассные, групповые.
Методы: словесные, практические, методы самостоятельной работы.
Формы работы: лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой, фронтальный опрос, задание типа «найдите ошибку».
Виды деятельности: анализ данных, разработка структуры таблицы, заполнение таблицы.