Урок по информатике для 8 класса вспомогательной школы «Внутренняя и внешняя память компьютера»

Конспект «Внутренняя и внешняя память компьютера» предназначен для проведения урока компьютерной грамоты в 8 классе вспомогательной школы. Подача нового материала опирается на жизненный опыт учащихся, на понимание понятия внутренней и внешней памяти в виде зрительного образа. В процессе изучения новых понятий происходит постоянное их сравнение и сопоставление. Во время урока предусмотрены виды самостоятельной работы как за компьютерами в виде тестового задания, так и в рабочих тетрадях. Рубрика ...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс дата:____________

Тема: Внутренняя и внешняя память компьютера.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с принципами организации внутренней и внешней памяти компьютера.

Задачи урока:

  • выяснить различия и сходства между внутренней и внешней памятью компьютера;

  • познакомить с информационной структурой внутренней памяти;

  • познакомить с основными понятиями, классификацией и назначением устройств внешней памяти;

  • формировать умение работать с компьютерным тестом;

  • развивать познавательный интерес к предмету компьютерной грамоты;

  • развивать мышление, внимание и активность учащихся;

  • развивать самостоятельность в учебной деятельности, умение рационально организовывать свою работу;

  • воспитывать культуру работы за компьютером - «культуру пользователя»;

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: ПК для учащихся, ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация «Внутренняя и внешняя память компьютера», внутренняя память (модель), физкультминутка, компьютерный тест «Внутренняя и внешняя память компьютера», модели внешней памяти (диски, дискеты, флешка), учебник, тетрадь.

Словарик: внутренняя память, внешняя память, бит, байт, объем, быстродействие, энергозависимость.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока:

Мы постоянно запоминаем и храним в нашей внутренней памяти большое количество информации. Например, как зовут вашего классного руководителя? По какому адресу вы живете? В каком месяце наступает весна?

Во многих случаях для надежного сохранения информации мы используем и внешнюю память: делаем записи в тетрадях и блокнотах, пишем книги, рисуем картины, фотографируем и т.п. Например, как вы выглядели, когда вам был один годик? Какие домашние задания вам задали сегодня? Какую свою первую нарисованную открытку вы подарили своей маме на 8 марта?

Чтобы воспользоваться информацией из внешней памяти, человеку нужно потратить больше времени, чем просто извлечь её из своей собственной памяти. Отыскать фотографии в альбоме, посмотреть записи в дневнике, найти открытку в папке своих поделок. Однако внешняя память позволяет хранить информацию длительное время и пользоваться ею большому количеству людей.

А имеет ли компьютер внутреннюю и внешнюю память? Это мы и узнаем сегодня на уроке.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Внутренняя и внешняя память компьютера».

III. Объяснение нового материала (материал учебника §20)

Компьютер тоже имеет два вида памяти: внутреннюю (оперативную) и внешнюю (долговременную). Информация, которую обрабатывает компьютер, считывается из памяти и записывается в память для хранения.

Внутренняя память - это электронное устройство (набор микросхем) (демонстрация модели внутренней памяти), которое используется для хранения данных и программ во время их выполнения. Во внутренней памяти хранятся программы операционной системы, которые управляют работой компьютера. Программы, которые мы запускаем на выполнение, например, игру, также загружаются во внутреннюю память.

Знакомство с информационной структурой внутренней памяти.

Компьютер выполняет определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос "заглянем" внутрь машинной памяти. Но смотреть мы будем не на микросхемы, из которых собрана память, а на то, как она организована. Урок по информатике для 8 класса вспомогательной школы «Внутренняя и внешняя память компьютера»

(Демонстрируется слайд презентации - на нем представлена структура внутренней памяти в виде дома).

Давайте представим память компьютера в виде многоэтажного дома. В одних окнах горит свет, в других - нет. Наименьшей частицей памяти компьютера является бит. Восемь расположенных подряд битов памяти составляют байт. В одном байте памяти хранится один байт информации. Урок по информатике для 8 класса вспомогательной школы «Внутренняя и внешняя память компьютера»

Во внутренней памяти компьютера каждый байт имеет свой номер - адрес. Именно по адресам происходит обращение к внутренней памяти компьютера.

Зрительный образ. Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.

Внутренняя память отличается большим быстродействием, но имеет ограниченный объем и является энергозависимой: при выключении компьютера данные, которые хранятся во внутренней памяти, будут утеряны.

Это интересно

Существует ещё один вид внутренней памяти человека - генетическая память, передающаяся из поколения в поколение. Человек несёт в себе черты своих предков. Только что появившийся на свет малыш умеет дышать, есть, спать. Можно назвать этот вид памяти человека постоянной памятью.

Часть внутренней памяти компьютера, как и генетическая память человека, является постоянной и не зависит от источников электропитания. В ней хранятся некоторые важные программы, которые используются для проверки устройств компьютера, а также для загрузки операционной системы.

Для долговременного хранения информации на компьютере используется внешняя память. Внешняя память отличается большим объёмом и является энергоНЕзависимой: выключение питания компьютера не приведёт к потере данных, которые хранятся во внешней памяти. Однако по быстродействию внешняя память существенно уступает внутренней памяти.

Носителями информации во внешней памяти являются магнитные, оптические и электронные устройства.

Это интересно

Быстродействие памяти - это время, необходимое для чтения из памяти или записи в неё наименьшей порции информации. Быстродействие измеряется в миллисекундах, микросекундах, наносекундах.

1 миллисекунда - тысячная доля секунды, 1 микросекунда - миллионная доля секунды, 1 наносекунда - миллиардная доля секунды. Представьте, как быстро работает память компьютера, если моргнуть глазом человек успевает за десятую долю секунды.

Объём памяти - наибольшее количество хранимой в ней информации. Объём измеряется в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах.

Для хранения в памяти компьютера одного символа (например, буквы) отводится 1 байт.

1 байт=8 битов

1 килобайт (Кб)=1024 байта

1 мегабайт (Мб)=1024 килобайта

1 гигабайт (Гб)=1024 мегабайта

1 терабайт (Тб)=1024 гигабайтов.

физкультминутка

IV. Закрепление приобретенных знаний.

А теперь давайте сравним внутреннюю и внешнюю память компьютера, чем они похожи и чем отличаются. (Заполнение таблицы на доске)

Внешняя память

Внутренняя память

различия

сходство

различия

медленно действует большой объём

энергонезависима

хранение долговременное

хранение информации

быстро действует

малый объём

энергозависима

хранение временное

Работа по группам.

1 группа за компьютерами выполняет тест «Внутренняя и внешняя память компьютера» из 5 вопросов с одиночным или множественным выбором.

  1. группа на местах записывает информацию в тетрадь.

Внутренняя память отличается большим быстродействием, но имеет малый объём и является энергозависимой.

Внешняя память отличается замедленным действием, но имеет большой объёмом и является энергонезависимой,

После выполнения группы меняются местами.

Тест: "Внутренняя и внешняя память компьютера".

Задание №1

Какие особенности имеет внешняя память компьютера?

Урок по информатике для 8 класса вспомогательной школы «Внутренняя и внешняя память компьютера»

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1)

-

быстро действует

2)

+

медленно действует

3)

-

малый объём

4)

+

большой объём

5)

-

энергозависима

6)

+

энергонезависима

Задание №2

Какие виды памяти имеет компьютер?

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1)

+

внутреннюю

2)

+

внешнюю

3)

-

наружную

Задание №3

Какие особенности имеет внутренняя память компьютера?

Урок по информатике для 8 класса вспомогательной школы «Внутренняя и внешняя память компьютера»

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1)

+

быстро действует

2)

-

медленно действует

3)

+

малый объём

4)

-

большой объём

5)

+

энергозависима

6)

-

энергонезависима

Задание №4

Какие устройства являются носителями информации во внешней памяти компьютера?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)

+

магнитные устройства

2)

+

оптические устройства

3)

+

электронные устройства

4)

-

электрические приборы

5)

-

газеты

Задание №5

Как называется наименьшая частица памяти компьютера?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

+

бит

2)

-

байт

3)

-

килобайт

4)

-

грамм

Подведение итогов теста, определение пробелов в знаниях.

V. Итог урока, задание на дом:

? 1. Какие виды памяти имеет компьютер?

Компьютер имеет два вида памяти: внутреннюю (оперативную) и внешнюю (долговременную).

2. Для чего используется внутренняя память?

Внутренняя память - это электронное устройство (набор микросхем), которое используется для хранения данных и программ во время их выполнения.

3. Какие отличительные особенности имеет внутренняя память?

Внутренняя память отличается большим быстродействием, но имеет малый объём и является энергозависимой.

4. Для чего используется внешняя память?

Внешняя память используется для долговременного хранения информации на компьютере.

5. Какие устройства являются носителями информации во внешней памяти?

Носителями являются магнитные, оптические и электронные устройства.

6. Какие отличительные особенности имеет внешняя память?

Внешняя память отличается замедленным действием, но имеет большой объёмом и является энергонезависимой,

Д.З.: §20. стр.

VIII. Рефлексия

я научился…

сегодня я узнал

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…





8



© 2010-2022