Статья Самоанализ занятия как совершенствование внеурочной деятельности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ КАК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Беломыльцева Е.А, Коновальчик Т.Н.

МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

[email protected], [email protected]

Грамотно организованный самоанализ внеурочного занятия способствует совершенствованию мастерства учителя и учебного процесса. Испытывая затруднения в моделировании и конструировании современного занятия, именно самоанализ позволит преподавателю выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Самоанализ, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение. Не научившись осмысливать свои собственные действия, не умея оглянуться назад и восстановить ход урока, учитель по-настоящему не сможет реализовать ФГОС ООО.

Самоанализ дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на занятии;

  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

План самоанализа урока, предложенный Центром развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области:

1. Какими требованиями Вы руководствовались при подготовке и проведении урока?

2. Какие личностные особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? В чем специфика урока (необычность)?

4. Каково целеполагание урока как результата (предметного, метапредметного, личностного); какие задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) решались на нем для достижения трех видов результатов? Как учтены в цели и задачах личностные особенности учащихся?

5. Почему выбранная структура (содержание) урока была рациональна для решения этих задач?

6. На каких понятиях, идеях, фактах был сделан акцент и почему? Какие компетентности учащихся были сформированы в результате их освоения? Как был осуществлен контроль за сформированностью УУД (универсальных учебных действий)?

7. В чем психолого-педагогическая ценность и оправданность использования приемов, методов, технологий, которые были выбраны для эффективного решения цели и задач урока?

8. Были ли заготовлены запасные методические ходы на случай непредвиденных ситуаций? Если да, то какие?

9. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие, и почему? Когда планируется восполнить нереализованное?

10. Как бы Вы охарактеризовали результативность урока?

11. Есть ли инновации в уроке? В чем они заключаются? Готовы ли Вы их представить как Вашу разработку?

12. Готов ли Ваш урок (конспект, презентация к уроку и т.п.) к представлению в виде опыта в сети Интернет? Почему?

13. Какова Ваша роль на уроке?

14. Резюме (вывод)

Опираясь на этот план, предлагаем рассмотреть самоанализ занятия «Модели и моделирование» в 5 классе, в рамках программы по внеурочной деятельности «Моделирование роботов».

При подготовке данного внеурочного занятия мы руководствовались рабочей программой занятий по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Моделирование роботов». Занятие соответствует требованиям ФГОС ООО:

1)ориентация на новые образовательные результаты;

2) нацеленная деятельность на формирование УУД;

3) использование современных образовательных технологий.

При планировании занятия мы учитывали то, что дети заранее мотивированы на успешность (группы формировались по заявлениям родителей с учётом пожеланий детей). Наши дети - творческие натуры, очень работоспособные, любознательные, дисциплинированные. У них хорошо развито логическое и алгоритмическое мышление.

Согласно календарно - тематическому планированию тема внеурочного занятия «Модели и моделирование» находится в разделе «Особенности устройства и изготовления исполнительных механизмов для модели робота». Нашей задачей, как педагогов, являлось формирование новых способов действий, обучение работе по алгоритму, развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, установление связи с жизненным опытом детей.

По типу занятия - это занятие совершенствования знаний, умений и навыков, при использовании проектно - исследовательской и информационно-коммуникационной технологий. В соответствии с типом занятия, целью и задачами были выбраны следующие формы организации деятельности: индивидуальная и групповая. Целью данного занятия являлось формирование представления о моделировании, составлении программ, реализация их в виде моделей, способных к функционированию.

Планируемые результаты:

1)предметные - учащиеся систематизируют знания по теме «Модели и моделирование»; учатся программировать, участвовать в диалоге, стремиться к сотрудничеству;

2)личностные - учащиеся проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимают причины успеха своей деятельности; развивают память и мышление.

3)метапредметные - проводится интеграция с такими дисциплинами, как физика и математика.

На занятии решались следующие задачи:

1)обучающие - освоение основ программирования и алгоритмизации;

2) развивющие - формирование и развитие конструкторского

мастерства, мелкой моторики пальцев, основ практических умений в области принципов механики;

3) воспитательные - воспитание информационной культуры, внимательности, умения работать в команде, культуры межличностных взаимоотношений, трудолюбия, аккуратности.

В выбранной структуре (содержании) занятия каждый этап был нацелен на достижение определённого результата:

Этап занятия

Цель

Результат

I.

Организацион-ный

Создание условий для осознанного вхождения в пространство деятельности на внеурочном занятии

Готовность к деятельности, эмоциональная направленность

II.

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности

Формулировка учебной задачи как темы занятия

III.

Получение «нового» знания

Организация коммуникативного взаимодействия

Вывод правил, представление их в графической и речевой форме

IV.

Реализация проекта

Построение модели робота, написание программ

Испытание готовых моделей

V.

Закрепление действия

Организация коммуникативного взаимодействия

Изученные понятия фиксируются во внешней речи

VI.

Рефлексия

Осознание цели своей деятельности

Оценка своей собственной деятельности

В результате освоения таких понятий как модель, моделирование, алгоритм были сформированы следующие компетентности: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностного самосовершенствования, общекультурные.

Во время занятия осуществлён контроль за сформированностью УУД следующих видов: промежуточный (опрос учащихся по вопросам по теме занятия, групповая работа) и итоговый (реализация программ в виде работающих моделей).

Психолого-педагогическая ценность и оправданность использованных нами приёмов, методов и технологий, выбранных для эффективного решения целей и задач занятия очевидна, так как интерес к подобным занятиям у учащихся очень высокий, кроме того, они предоставляют прекрасные возможности для оценки творческой деятельности и реализации достижений в конструировании.

На случай непредвиденных ситуаций были заготовлены карточки с индивидуальными заданиями.

Считаем, что поставленные цели достигнуты, творческий потенциал учащихся реализован.

Мероприятие прошло результативно, поскольку все модели собранные детьми работали по написанным ими программам.

При подготовке к занятию были разработаны: технологическая карта мероприятия, раздаточный материал по программированию, рекомендации по использованию движущих механизмов, способ реализации рефлексии. Учащиеся так же творчески подошли к созданию собственных моделей роботов, отличных от предложенных в инструкции.

Разработку нашего мероприятия мы представили в рамках районного семинара «Реализация ФГОС ООО» с последующим размещением материалов на школьном сайте.

Говоря о роле учителя на занятии, вспомним слова К. Д. Ушинского: необходимо чтобы на уроке «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Именно данной цитаты мы придерживаемся, реализуя новые образовательные стандарты.

Литература:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

  2. Центр развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области cro36.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=115&Itemid=263


© 2010-2022