Рабочая программа по информатике 10 класс (профиль)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатика и ИКТ» (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.Содержание рабочей программы соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном у...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Онохинская средняя общеобразовательная школа


Программа Утверждена

на заседании МО

математики, информатики

от «___» __________ 2011 г

____________________

Программа Согласована

Заместителем директора

по УВР Жиляковой Н.А.

от «___» __________ 2011 г

____________________

Программа Утверждена директором МАОУ Онохинской СОШ

Р.В.Бруцкой

от «___» __________ 2011 г

____________________





Рабочая программа
по информатике

10 класс

(профильный уровень)





Составитель: Жилякова Н.А.,

учитель математики и информатики Высшей квалификационной категории










с.Онохино

2011-2012

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико-математического профиля (далее - рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатика и ИКТ» (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д. (Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.), содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.

Программа рассчитана на 68 ч (2ч в неделю). Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе

Содержание рабочей программы соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Количество контрольных работ: 4.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2007

  • Windows-CD, версия 9.0, 2010. URL: infcd.metodist.ru

  • Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

Программой предполагается проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума - познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Всего

10
класс

11
класс

Архитектура компьютера и защита информации

12

12

Информация. Системы счисления

16

16

Основы логики и логические основы компьютера

9

9


Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

28

28


Моделирование и формализация

25


25

Технология создания и обработки текстовой информации

8


8

Технология хранения, поиска и сортировки информации

8


8

Технология создания и обработки графической информации

6


6

Коммуникационные технологии

6


6

Информационное общество

4

3

Повторение, подготовка к ЕГЭ

15

3

12

ВСЕГО:

136

68

68

Прогнозируемый результат обучения 10 класс

Разделы

Знания, умения и навыки

1.

Архитектура компьютера и защита информации

знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.

уметь

  • обеспечение надежного функционирования средств ИКТ.

знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций

2.

Информация и информационные процессы

знать/понимать

  • Виды и свойства источников и приемников информации,

  • способы кодирования и декодирования,

  • причины искажения информации при передаче;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

уметь

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

знать/понимать

  • способы кодирования и декодирования,

3.

Основы логики и логические основы компьютера

знать/понимать

логическую символику;

уметь

вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

4.

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

знать/понимать

  • основные конструкции языка программирования;

уметь

строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования

Содержание программы

10 класс (68 час.)

  1. Архитектура компьютера и защита информации - 12 час.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память

Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система

Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы

Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от файлов cookies».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».

Основные термины по разделу:

BIOS. Blu-Ray. CD. CDFS. DDR. DDR2. DVD. ext3. FAT. HDDVD. HFS. ReiserFS. SFX. UDF. Кластер. Мультисессия. Полевой транзистор. Хакер.


  1. Информация. Системы счисления - 16 час.

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Основные термины по разделу:

Бит. Глубина кодирования звука. Глубина цвета. Пиксель. Равновероятные события. Разрешающая способность. Растр. Синергетика. Система счисления. Частота дискретизации звука.


  1. Основы логики и логические основы компьютера - 9 час.

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.

В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.

Основные термины по разделу:

Высказывание. Логика. Понятие. Умозаключение.


  1. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование - 28 час.

Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

История развития языков программирования

Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения

Система объектно-ориентированного программирования Delphi. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.

Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Delphi. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел

Графика в языке программирования Delphi. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.

Модульный принцип построения решений и проектов.

Чтение и запись данных в файлы.

Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов

Компьютерный практикум:

Выполнение проектов на языке Delphi:

Проект «Консольное приложение».

Проект «Переменные».

Проект «Отметка».

Проект «Функции преобразования типов».

Проект «Передача по ссылке и по значению».

Проект «Функция».

Проект «Факториал (итерация)».

Проект «Факториал (рекурсия)».

Проект «Перевод целых чисел».

Проект «Перевод дробных чисел».

Проект «Графический редактор».

Проект «Треугольник».

Проект «Система координат».

Проект «Часы».

Проект «Домики».

Проект «Заполнение массива».

Проект «Поиск в массиве».

Проект «Сортировка числового массива».

Проект «Сортировка строкового массива».

Основные термины по разделу:

Алгоритм. Атрибут. Консольное приложение. Обработчик события. Процедура. Синтаксис. Форма. Функция. Элементы управления.


  1. Повторение, подготовка к ЕГЭ - 3 час. (0+2)

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 30 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической - или контрольной работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

логическую символику;

основные конструкции языка программирования;

свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь:

выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;

представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации;
основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа возможности:

видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод
с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону,
микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности
радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность
для учащихся представлять результаты своей работы всему классу,
эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию,
найденную и созданную учащимися или учителем. для многих школьных
применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых
ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого
формата.

Устройства вывода звуковой информации наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с
оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и
разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль
специальные модификации этих устройств играют для учащихся с
проблемами двигательного характера.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся
освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления
(обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями
информатики.

Программные средства

Операционная система.

файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу

разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная
система.

Система автоматизированного проектирования. Виртуальные
компьютерные лаборатории. Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста. Мультимедиа
проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав
операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных
систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор web-
страниц.

Список литературы для учащихся

  1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Угринович Н.Д. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).

Список литературы для учителя

  1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).

  2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:

  4. metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 14.07.10).

  5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  6. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).

  7. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm (дата обращения: 14.07.10).

  8. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  9. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  10. Программы профильного курса «Информатика и ИКТ» и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  11. Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  12. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 14.07.10).

Календарно-тематическое планирование 10 класса (2 часа в неделю)

№ урока

Название раздела, тема урока

Номер темы в учебнике

Всего часов

Из них

Элементы содержания

Тип урока

ЗУН, соответствие гос.стандарту (КИМам ЕГЭ)

Дата

план

Дата

факт

теория

практика

1 полугодие - 32 часа

Архитектура компьютера и защита информации - 12

Инструктаж по ТБ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

1.1

1

0,5

0,5

принципы построения ПК, устройства ввода и вывода информации

ИНМ,

знать/понимать

  • программный принцип работы компьютера;

  • понятие файла и папки, их название и параметры, основные действия с папками и файлами, технология обмена данных,

уметь

  • пользоваться персональным компьютером

  • выполнять и строить простые алгоритмы

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

  • выполнять стандартные действия с папками и файлами

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

уметь

предпринимать меры антивирусной безопасности

А15, А16, А17


Процессор. Оперативная память.

1.2

1

0,5

0,5


ИНМ, п/р


Внешняя (долговременная) память.

1.3

1

0,5

0,5

Магнитная память. Оптическая память. Флэш-память.

Повторение, ИНМ, п/р


Внешняя (долговременная) память.

1.3

1

0,5

0,5

Повторение, ИНМ, п/р


Логическая структура носителя информации

1.4

1

0,5

0,5

Объем файла в различных файловых системах Форматирование

Повторение, ИНМ, п/р


Файл. Иерархическая файловая система.

1.4

1

0,5

0,5

Расширение и атрибуты файла

Повторение, ИНМ, п/р


Программное обеспечение компьютера

1

0,5

0,5

программное обеспечение компьютера

ИНМ, п/р


Назначение и состав операционной системы.

1.5

1

1

-

Операционная система, состав, назначение

Повторение, ИНМ


Загрузка операционной системы

1.5

1

0,5

0,5

загрузка

Повторение, ИНМ, п/р


Защита информации от вредоносных программ

1.6

1

0,5

0,5

Типы вирусов, способы защиты инфор-ции

ИНМ, п/р


Защита информации от вредоносных программ

1.6

1

0,5

0,5

ИНМ, п/р


Контрольная работа № 1 по теме «Архитектура компьютера и защита информации».

1

-

1


Тестиро-вание




Итого

12

6

6






Информация и информационные процессы. - 16 часов

1.

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике.

2.1

1

1

-

Формировать знания о видах и свойствах информации,

Изложение нового материала

знать/понимать


  • понятие информация, информационные процессы,

  • свойства информации;

  • виды информационных процессов;

  • примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

  • проверять свойства объектов;

уметь

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

А1, А2, А3,А19, А20, А4, В3, В7, А15



2.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

2.2

1

0,5

0,5

определение количества информации, неопределенность знаний, бит

Повторение, ИНМ, п/р



3

Алфавитный подход к определению количества информации.

2.3

1

0,5

0,5

Алфавитный подход, алфавит, мощность, кол-во символов в сообщении

Повторение, ИНМ, п/р



4

Формула Шеннона. Формула Хартли.

2.4

1

1



Изложение нового материала



5

Кодирование графической и звуковой информации.

2.5

1


1

Символ, кодовая таблица символов, Глубина цвета, палитра, пиксель, дискретизация

Повторение, ИНМ, п/р



6

Контрольная работа № 1. по теме «Информация. Кодирование информации»

2.5

1

-

1


Повторение, ИНМ, п/р

7

Хранение информации

1

1

-


К/р

8

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

2.7

1

0,5

0,5

системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую. Двоичные триады, тетрады, арифметические операции в различных системах счисления

Формат с фиксированной запятой, формат с плавающей запятой, мантисса, порядок, знак числа

Изложение нового материала

9

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

2.8

1


1

Повторение, п/р

10

Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.

2.8

1

-

1

Повторение, ИНМ, п/р

11

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

2.8

1

-

1

Повторение, ИНМ, п/р

12

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

2.9

1

0,5

0,5

Повторение, ИНМ, п/р

13

Представление чисел в компьютере.

2.10

1

-

1

ИНМ, п/р


14

Представление чисел в компьютере.

2.10

1

1

-

Изложение нового материала, п/р


15

Решение задач по теме «Системы счисления»

1

-

1

п/р

16

Контрольная работа № 3. по теме «Кодирование числовой информации. Системы счисления.

1

-

1


К/р


Итого

16

6

10



Основы логики и логические основы компьютера - 9 часов

Формы мышления.

3.1

1

1

-

Высказывание, суждение, умозаключение

Изложение нового материала

знать/понимать

  • логическую символику, основные логические элементы: И, ИЛИ, НЕ.

  • суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения

  • правила построения таблиц истинности,

уметь

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • строить и преобразовывать логические выражения, таблицы истинности и логические схемы

А9, А10, А11, А13, А14, В2, В3, В4, В6


Алгебра логики. Логические умножение, сложение и отрицание.

3.2.1

1

1


Таблицы истинности

Повторение, ИНМ


Логические выражения.

3.2.2

1

0,5

0,5

Определение истинности логического выражения, таблицы истинности, равносильность

Повторение, ИНМ, п/р


Логические функции.

3.2.3

1

0,5

0,5


Повторение, ИНМ, п/р


Логические законы и правила преобразования логических выражений.

3.2.4

1

0,5

0,5

Преобразование логического выражения Решение логического уравнения

Повторение, ИНМ, п/р


Решение логических задач.

3.2.5

1

0,5

0,5


Повторение, ИНМ, п/р


Логические основы устройства компьютера.

3.3

1

1


Базовые логические элементы.

Изложение нового материала


Логические основы устройства компьютера.

3.3

1


1

Сумматор двоичных чисел Триггер.

Повторение, п/р


Контрольная работа № 4 по теме «Основы логики и логические основы компьютера».

1


1




Итого

9

5

4




Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

28






Алгоритм и его свойства







Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»







Алгоритмическая структура «цикл»







Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения







Система объектно-ориентированного программирования Delphi







Переменные Проект «Переменные»







Графический интерфейс Проект «Отметка»







Пространство имен .NET







Проект «Функции преобразования типов»







Процедуры Проект «Передача по ссылке и по значению»







Функции Проект «Функция»







Итерация и рекурсия Проект «Факториал







Алгоритм перевода целых чисел и их кодирование на Delphi







Проект «Перевод целых чисел»







Алгоритм перевода дробных чисел и их кодирование на Delphi







Проект «Перевод дробных чисел»







Графика в языке программирования Delphi Проект «Графический редактор»







Проект «Треугольник»







Компьютерная и математическая системы координат







Проект «Система координат»







Анимация Проект «Часы»







Модульный принцип построения решений и проектов Проект «Домики»







Чтение и запись данных в файлы







Массивы. Заполнение массивов Проект «Заполнение массива»







Поиск элемента в массивах Проект «Поиск в массиве»







Сортировка числовых массивов Проект «Сортировка числового массива»







Сортировка строковых массивов Проект «Сортировка строкового массива»







Творческая проектная работа







Повторение. Подготовка к ЕГЭ

3






Повторение по теме «Информация. Кодирование информации»







Повторение по теме «Устройство компьютера и программное обеспечение»







Повторение по теме «Основы логики и логические основы компьютера»








© 2010-2022