Рабочая программа по информатике для 6 класса

Рабочая программа по информатике для 6 класса разработана на основе нормативных документов, будет необходима для учителей только начинающих преподавание информатики в 6 классах. Курс «Информатикаи ИКТ»  в 6 классе предполагает формирование основ научного мировоззрения у учащихся, роли новых информационных технологий в развитии общества, изучение информатики и использования компьютеров в обучении благотворно влияет на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формировании компью...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.032004 № 1312;

  3. Федеральная программа развития образования;

  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

  5. Учебные стандарты школ России;

  6. Программно методические материалы;

  7. Программа по информатике (Системно-информационная концепция);

  8. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;

  9. Программа по информатике (Системно-информационная концепция).

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

  1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.

  3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.

На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень ориентирован на учащихся 5 - 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 1 часу в неделю в 6 классе. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

Курс состоит из трех разделов:

  1. Обучение работе на компьютере;

  2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

  1. Тематические зачеты;

  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  3. Диктанты по информатике;

  4. Решение задач;

  5. Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  6. Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  7. Итоговые контрольные работы;

  8. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
(34 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I. Компьютер

1.

Компьютер в жизни общества

1

-

1

2.

Техника безопасности при работе на ПК

1

-

1

3.

Клавиатурный тренажер

-

1

1

II. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

4.

Интерфейс программы ЛогоМиры

0,5

0,5

1

5.

Основные объекты ЛогоМира

0,5

0,5

1

6.

Команды в среде ЛогоМиры

0,5

0,5

1

III. Создание МикроМира и его обитателей

7.

Поле форм

1

1

2

8.

Движение Черепашки

0,5

0,5

1

9.

Создание декораций

0,5

0,5

1

IV. Организация движения Черепашки

10.

Личная карточка. Движение

0,5

0,5

1

11.

Управление курсом движения

0,5

0,5

1

12.

Моделирование сложной траектории движения

0,5

0,5

1

13.

Анимация

1

1

2

14.

Моделирование движения с повторяющимися фрагментами

1

1

2

15.

Контрольная работа «Движение в ЛогоМирах»

0,5

0,5

1

V. Составление программ

16.

Лист программ

0,5

0,5

1

17.

Составление и оформление программ

1

1

2

18.

Цикл в программе

1

1

2

VI. Роль датчиков в ЛогоМирах

19.

Датчики

0,5

0,5

1

20.

Датчики для изменения движения Черепашки

0,5

0,5

1

21.

Датчик и команда

1

1

2

22.

Бегунок - инструмент управления

1

1

2

23.

Датчик случайных чисел

1

1

2

24.

Контрольная работа «Датчики в ЛогоМирах»

0,5

0,5

1

25.

Резерв

0,5

0,5

1

26.

Итоговая викторина

1

-

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


6 класс



Тема 1. Компьютер

Компьютер в жизни общества. Структура компьютера: процессор, шина, запоминающие устройства, устройства ввода/вывод информации (клавиатура, мышь, монитор, принтер и др.). Правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе с ПК.

Понятие графического интерфейса. Запуск программ. Примеры программных систем: клавиатурный тренажер, развивающие, игровые и другие программы.

Тема 2. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Тема 3.Создание микромира и его обитателей

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Тема 4. Организация движения Черепашки

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Тема 5. Составление программ

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета.

Тема 6. Роль датчиков в ЛогоМирах

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.

Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.










Контроль уровня облученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.



Перечень литературы и средств обучения

Учебно-методическая литература

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

  2. Информатика. 5 - 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001

  3. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. - СПб.: Питер, 2005

  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. - СПб.: Питер, 2005

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральная программа развития образования. 2000г.

  3. Конвенция о правах ребенка. 1998г.

  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.

  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

  6. Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.

  7. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.

  8. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  9. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997

  10. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  11. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

  12. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  13. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  14. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

  15. Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» - festival.1september.ru

  16. Спутниковый канал ЕОИС - sputnik.mto.ru

  17. Вопросы Интернет образования - vio.fio.ru

Программные средства

  1. Операционная система Windows.

  2. Графический редактор Paint.

  3. Текстовый процессор Word.

  4. Среда ЛогоМиры 2.0



















СОГЛАСОВАНО. СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора

ШМО учителей математики по УВР

от _____ __ № ______ _______________Бондаренко Л.В.

________ _2013г

Председатель ШМО


______________/Сурмалян Л.М./




© 2010-2022