- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике для 6 класса
Рабочая программа по информатике для 6 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковтышняя В.Н. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.032004 № 1312;
-
Федеральная программа развития образования;
-
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
-
Учебные стандарты школ России;
-
Программно методические материалы;
-
Программа по информатике (Системно-информационная концепция);
-
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
-
Программа по информатике (Системно-информационная концепция).
В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
-
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
-
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
-
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень ориентирован на учащихся 5 - 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 1 часу в неделю в 6 классе. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
Курс состоит из трех разделов:
-
Обучение работе на компьютере;
-
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;
-
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
-
Тематические зачеты;
-
Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
-
Диктанты по информатике;
-
Решение задач;
-
Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
-
Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
-
Итоговые контрольные работы;
-
Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
(34 час в год)
N
п/п
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
I. Компьютер
1.
Компьютер в жизни общества
1
-
1
2.
Техника безопасности при работе на ПК
1
-
1
3.
Клавиатурный тренажер
-
1
1
II. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней
4.
Интерфейс программы ЛогоМиры
0,5
0,5
1
5.
Основные объекты ЛогоМира
0,5
0,5
1
6.
Команды в среде ЛогоМиры
0,5
0,5
1
III. Создание МикроМира и его обитателей
7.
Поле форм
1
1
2
8.
Движение Черепашки
0,5
0,5
1
9.
Создание декораций
0,5
0,5
1
IV. Организация движения Черепашки
10.
Личная карточка. Движение
0,5
0,5
1
11.
Управление курсом движения
0,5
0,5
1
12.
Моделирование сложной траектории движения
0,5
0,5
1
13.
Анимация
1
1
2
14.
Моделирование движения с повторяющимися фрагментами
1
1
2
15.
Контрольная работа «Движение в ЛогоМирах»
0,5
0,5
1
V. Составление программ
16.
Лист программ
0,5
0,5
1
17.
Составление и оформление программ
1
1
2
18.
Цикл в программе
1
1
2
VI. Роль датчиков в ЛогоМирах
19.
Датчики
0,5
0,5
1
20.
Датчики для изменения движения Черепашки
0,5
0,5
1
21.
Датчик и команда
1
1
2
22.
Бегунок - инструмент управления
1
1
2
23.
Датчик случайных чисел
1
1
2
24.
Контрольная работа «Датчики в ЛогоМирах»
0,5
0,5
1
25.
Резерв
0,5
0,5
1
26.
Итоговая викторина
1
-
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Тема 1. Компьютер
Компьютер в жизни общества. Структура компьютера: процессор, шина, запоминающие устройства, устройства ввода/вывод информации (клавиатура, мышь, монитор, принтер и др.). Правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе с ПК.
Понятие графического интерфейса. Запуск программ. Примеры программных систем: клавиатурный тренажер, развивающие, игровые и другие программы.
Тема 2. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.
Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.
Тема 3.Создание микромира и его обитателей
Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.
Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.
Тема 4. Организация движения Черепашки
Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.
Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.
Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.
Тема 5. Составление программ
Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.
Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.
Этапы создания мультипликационного сюжета.
Тема 6. Роль датчиков в ЛогоМирах
Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.
Датчики для изменения состояния Черепашки.
Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.
Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.
Контроль уровня облученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень литературы и средств обучения
Учебно-методическая литература
-
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.
-
Информатика. 5 - 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
-
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. - СПб.: Питер, 2005
-
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. - СПб.: Питер, 2005
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Федеральная программа развития образования. 2000г.
-
Конвенция о правах ребенка. 1998г.
-
Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.
-
Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
-
Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.
-
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.
-
Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997
-
Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997
-
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
-
Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
-
Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» - festival.1september.ru
-
Спутниковый канал ЕОИС - sputnik.mto.ru
-
Вопросы Интернет образования - vio.fio.ru
Программные средства
-
Операционная система Windows.
-
Графический редактор Paint.
-
Текстовый процессор Word.
-
Среда ЛогоМиры 2.0
СОГЛАСОВАНО. СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
ШМО учителей математики по УВР
от _____ __ № ______ _______________Бондаренко Л.В.
________ _2013г
Председатель ШМО
______________/Сурмалян Л.М./