- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике для 9 класса «Конференция Программисты за экологию»
Конспект урока по информатике для 9 класса «Конференция Программисты за экологию»
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ишмухаметова Л.Л. |
Дата | 30.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок-конференция
"Программисты за экологию"
(9класс)
Ишмухаметова Лариса Леоновна,
учитель информатики, средняя школа №8
города Кокшетау,
ул. Пионерская, 8,
телефон школы 87162426531
домашний телефон 87162426967
домашний адрес: Акмолинская область,
город Кокшетау, ул.Нефтебазовская, 1А/29
Урок-конференция "Программисты за экологию" (9класс)
Цели: Закрепление знаний по темам Графика Циклы.
Развивать навыки программирования, речь, ораторские умения.
Экологическое воспитание, интерес к предмету, межпредметные связи
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня у нас урок-конференция на тему «Программисты за экологию», на котором вы должны будете не только показать свои знания по информатике, но и выразить свою точку зрения об экологии, экологических катастрофах и предложить пути решения экологических проблем.
Как вы думаете, правильно ли мы сделали, что связали две эти науки? (ответ: Именно за счет внедрения новых технологий человечество может и должно не допустить глобальной экологической катастрофы )
3. Повторение пройденного материала по информатике
Какие размеры имеет экран в графическом режиме язык программирования Паскаль? (640*480)
Где находится точка начала координат? (в верхнем левом углу)
Какие команды рисования объектов вы знаете? (называют все графические операторы - line, circle, rectangle, arc, ellipse, операторы закрашивания фигур, вставка текста и тд)
Как установить графический режим? (uses graph, crt)
Давайте рассмотрим алгоритм программирования движения объекта.
Разбор программы, комментирование (слайд).
program dvigenie;
uses graph, crt;
var x, gd, gm: integer;
begin
gd:=0; gm:=2; initgraph (gd; gm; ' ');
for x:=1 to 640 do {формируется цикл}
begin
setcolor (5);
circle (x,100,50); {рисунок задается с координатой и все части рисунка должны зависеть от Х }
delay(2000); {потом делается задержка изображения}
setcolor(0);
circle (x,100,50); {и тот же рисунок повторяется черным цветом, то есть стирается}
end;
while not keypressed do; closegraph;
end.
Движется ли что-то физически на экране при изображении движения? (нет)
Итак, мы научились создавать графические программы с движением.
И сегодня мы нашими программами покажем наше отношение к вопросу защиты экологии.
4. Выступление главного докладчика с презентацией по экологии.
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.
За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их уничтожение.
Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке.
Как утверждают специалисты, через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе.
Экологическая катастрофа - это труднообратимое за длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды :
- либо региональная природная аномалия: длительная засуха, массовый мор скота и т.д.;
- либо авария технического устройства, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу.
Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах.
-
Вид катастрофы: может быть локальной и глобальной.
-
Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем.
-
Глобальная экологическая катастрофа - гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием (или серией воздействий) на глобальную экологическую систему - биосферу (например, «Ядерная зима»).
5. Защита программ.
Слово предоставляется нашим программистам. Представьте, пожалуйста, свои работы. (представление программ на экологическую тему - 6 проектов)
-
Экологическая проблема - техногенные катастрофы (затонувший корабль)
Program korabl;
uses graph, crt;
var y, k,l,x, gd,gm:integer;
begin
gd:=0; gm:=2; InitGraph(gd,gm,'');
setcolor (3); k:=10;
while k<=640 do begin
l:=313;
while l<=480 do begin
arc(k,l,0,180,10);
l:=l+10; end;k:=k+20;
end;
for x:=1 to 400 do begin
setcolor(2);
rectangle (x,250,x+100,300);
rectangle (x+25,250,x+50,225);
rectangle (x+50,250,x+75,200);
circle(x+20,270,5);
circle(x+45,270,5);
circle(x+70,270,5);
delay(3000);
setcolor(0);
rectangle (x,250,x+100,300);
rectangle (x+25,250,x+50,225);
rectangle (x+50,250,x+75,200);
circle(x+20,270,5);
circle(x+45,270,5);
circle(x+70,270,5);
end;
for y:=250 to 480 do begin
setcolor(2);
rectangle (400,y,500,y+50);
rectangle (425,y,450,y-25);
rectangle (450,y,475,y-50);
circle(420,y+20,5);
circle(445,y+20,5);
circle(470,y+20,5);
delay(3000);
setcolor(0);
rectangle (400,y,500,y+50);
rectangle (425,y,450,y-25);
rectangle (450,y,475,y-50);
circle(420,y+20,5);
circle(445,y+20,5);
circle(470,y+20,5);
end;
setcolor (8); k:=10;
while k<=640 do begin
l:=313;
while l<=480 do begin
arc(k,l,0,180,10);
l:=l+10; end;k:=k+20;
end;
while not keypressed do;
closegraph end.
-
Экологическая проблема - техногенные катастрофы - трагедия 11 сентября.
program september11;
uses graph,crt;
var r,k,x,gd,gm:integer;
begin
gd:=0; gm:=2; initgraph(gd,gm,'');
rectangle(500,50,575,450);
setfillstyle (1,8);
floodfill(502,60,15);
k:=25;
while k<=640 do begin
setcolor(2);
circle (k,325,25);
setfillstyle(1,2);
floodfill (k,325,2);
setcolor (6);
line (k,350,k,450);
k:=k+75;
end;
for x:=1 to 305 do begin
setcolor(15);
line(x,50,x,100);
line(x,100,x+200,100);
line(x+200,100,x+175,75);
line(x+175,75,x+25,75);
line(x+25,75,x,50);
line(x+75,75,x+50,50);
line(x+50,50,x+75,50);
line(x+75,50,x+125,75);
line(x+125,100,x+75,125);
line(x+75,125,x+50,125);
line(x+50,125,x+75,100);
delay(2000);
setcolor(0);
line(x,50,x,100);
line(x,100,x+200,100);
line(x+200,100,x+175,75);
line(x+175,75,x+25,75);
line(x+25,75,x,50);
line(x+75,75,x+50,50);
line(x+50,50,x+75,50);
line(x+75,50,x+125,75);
line(x+125,100,x+75,125);
line(x+75,125,x+50,125);
line(x+50,125,x+75,100);
end;
setcolor(15);
line(x,50,x,100);
line(x,100,x+200,100);
line(x+200,100,x+175,75);
line(x+175,75,x+25,75);
line(x+25,75,x,50);
line(x+75,75,x+50,50);
line(x+50,50,x+75,50);
line(x+75,50,x+125,75);
line(x+125,100,x+75,125);
line(x+75,125,x+50,125);
line(x+50,125,x+75,100);
for r:=1 to 200 do begin
setcolor (4);
circle(500,100,r);
delay(2000);
end;
while not keypressed do; closegraph;
end.
-
Экологическая проблема- лесные пожары
program Lesnye_pojari;
uses graph, crt;
var gd, gm, x, y, R: integer;
begin
gd:=0; gm:=0; initgraph (gd, gm,'');
x:=50;
while x<=640 do begin y:=50;
while y<=480 do
begin
setcolor(2);
circle(x,y,25);
setfillstyle(1,2);
floodfill(x,y,2);
setcolor(6);
line(x,y+25,x,y+45);
y:=y+75; end; x:=x+75; end;
for R:=1 to 500 do begin
setcolor(4);
circle(320,240,R); setcolor(8); circle(320,240,R-130); delay(3000); end;
while not keypressed do; closegraph;
end.
-
Экологическая проблема - загрязнение атмосферы промышленными выбросами - программа Завод
program завод;
uses graph,crt;
var gd,gm,x,y:integer;
begin
gd:=0;gm:=2; initgraph(gd,gm,' ');
{zavod}
line(25,200,25,300);
line(25,300,250,300);
line(250,300,250,350);
line(300,350,300,250);
line(300,250,200,250);
line(200,250,200,125);
line(150,125,150,200);
line(150,200,25,200);
line(25,200,50,175);
line(50,175,125,175);
line(125,175,150,200);
rectangle(75,275,125,300);
ellipse(275,350,0,360,25,10);
ellipse(175,125,0,360,25,10);
outtextxy(50 ,220 ,'ZAVOD');
setcolor(9); {more}
x:=25;
while x<=640 do
begin
arc(x,350,0,180,25);
x:=x+100; end;
x:=75;
while x<=640 do
begin
arc(x,350,180,360,25);
x:=x+100; end;
for x:=1 to 15 do {dym}
begin
y:=110;
while y>=0 do
begin
setcolor(8);
circle(175,y,20);
setfillstyle(1,8);
floodfill(175,y,8);
delay (3000);
setcolor(0);
circle(175,y,20);
y:=y-1;
end;
setcolor(8); {dym na nebe}
ellipse(325,75,0,360,100,50);
setfillstyle(1,8);
floodfill(325,75,8);
ellipse(500,50,0,360,75,30);
setfillstyle(1,8);
floodfill(500,50,8);
begin
y:=390;
while y<=480 do
begin
setcolor(8);
circle(260,y,10);
setfillstyle(1,8);
floodfill(260,y,8);
circle(290,y+5,10);
setfillstyle(1,8);
floodfill(290,y+5,8);
delay (3000);
setcolor(0);
circle(260,y,10);
circle(290,y+5,10);
y:=y+1;
end;
end;
end;
while not keypressed do; closegraph;end.
5) Экологическая проблема - загрязнение окружающей среды выхлопными газами
program выхлопные_газы;
uses graph,crt;
var gd,gm,x,y,k:integer;
begin
gd:=0;gm:=2;initgraph(gd,gm,'');
for x:=1 to 640 do begin
setcolor(5);
rectangle(x,200,x+75,250);
rectangle(x-50,220,x+125,250);
circle(x,252,12);
circle(x+75,252,12);
setcolor(8);
circle (x-60,235,5);
circle(x-80,240,7);
circle (x-90,247,10);
k:=random(30 );
circle (x-90,240,k);
delay(3000);
setcolor(0);
rectangle(x,200,x+75,250);
rectangle(x-50,220,x+125,250);
circle(x,252,12);
circle(x+75,252,12);
circle(x-80,240,7);
circle (x-90,247,10);
circle (x-60,235,5 );
end; while not keypressed do; closegraph; end.
6. Опрос. Учитель: Так есть ли выход из создавшейся ситуации?
Ответы детей и соответствующие программы - например - транспорт на солнечной энергии
Program TRANSPORT NA SOLNECHNOY ENERGII;
uses graph,crt;
var x, gd, gm, y: integer;
begin
gd:=0;gm:=2;initgraph(gd,gm,'');
outtextxy(250,50,'TRANSPORT NA SOLNECHNOY ENERGII');
setcolor(14);
circle(75,125,59);
Setfillstyle(1,14);
floodfill(75,125,14);
line(75,25,75,225);
line(0,125,200,125);
line(0,225,175,30);
line(0,50,175,220);
for y:=1 to 2 do begin
for x:=1 to 640 do begin
setcolor(4);
rectangle (x,275,x+50,300);
Setfillstyle(1,4);
floodfill(x+5,280,4);
rectangle (x-25,300,x+75,325);
Setfillstyle(1,4);
floodfill(x,305,4);
circle(x,335,10);
circle(x+50,335,10);
setcolor(11);
arc(x,225,270,340,50);
setcolor(14);
arc(x,225,270,340,49);
arc(x,225,270,340,48);
delay(3000);
setcolor(0);
rectangle (x,275,x+50,300);
Setfillstyle(1,0);
floodfill(x+5,280,0);
rectangle (x-25,300,x+75,325);
Setfillstyle(1,0);
floodfill(x,305,0);
circle(x,335,10);
circle(x+50,335,10);
arc(x,225,270,340,50);
arc(x,225,270,340,49);
arc(x,225,270,340,48);
end; end; while not keypressed do; closegraph end.
7. Давайте сделаем вывод, какие же есть пути решения экологических проблем (докладчик)
1.Технологические:
*разработка новых технологий (именно этим должны заняться программисты)
*очистные сооружения
*замена топлива
*электрификация производства, быта, транспорта
2.Архитектурно-Планировочные мероприятия:
*зонирование территории населенного пункта
*озеленение населенных мест
*организация санитарно-защитных зон
3.Экономические
4.Правовые:
*создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды
5.Инженерно-организационные:
*уменьшение стоянок автомобилей у светофоров
*снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях
Учитель продолжает:
Презентация: Давайте завершим нашу конференцию на оптимистической ноте:
-
Ученые-экологи, прицельно изучая вопрос экологического состояния стран, назвали самое чистое место на планете - это город Кучинг в Малайзии. В том, что это место самое благополучное в плане экологии, нет ничего удивительного: люди там ведут далекий от цивилизации образ жизни. А вот среди цивилизованных стран ученые назвали 10 самых экологически чистых по большинству показателей. Это Финляндия, Норвегия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Швейцария, Исландия, Хорватия, Латвия, Коста-Рика.
В Казахстане тоже есть места, которыми можно гордиться. Какие?(ответы детей)
И в завершении используя картографический сервис maps.google.com давайте совершим виртуальное путешествие по самым экологически чистым уголкам Земли. (Открыть Амазонку, Грецию, Кучинг, Швейцарию)
8. Итог урока. Учитель: огромное спасибо! Сегодня на уроке мы говорили о том, что все это действительно нужно и важно! Нужно и важно просто беречь и сохранять природу, нужно и важно знать об этих проблемах, нужно и важно хорошо учиться и быть хорошим человеком!
Спасибо за урок!
Д/з разработать программу-модель экологически чистого
устройства, техники и тд.
Дополнение (это интересно) - Образец программы для наглядного примера функции случайного числа random.
Появление окружностей случайным образом (координаты центра х и у - случайные числа); разного, то есть «случайного», размера ( радиус - случайное число); разного цвета (параметр с - случайное число)
program random_;
uses graph,crt;
var i, x,y,c,gd,gm,r:integer;
begin
randomize;
gd:=0; gm:=2; initgraph(gd,gm,'');
for i:=1 to 200 do
begin
r:=random(100);
x:=random(640);
y:=random(480);
c:=random(15);
setcolor(c);
circle(x,y,r);
setfillstyle (1,c);
floodfill(x,y,c);
delay(30000);
end;
while not keypressed do;
closegraph
end.