Методическая разработка по информатике Тексты в памяти компьютера

Методическая разработка содержит конспект урока и презентацию,раздаточный материал предназначенный для изучения темы  в 8 классе "Тексты в памяти компьютера". Материал содержит цель и задачи урока, также теоретический материал, раздаточный материал, практическую работу, а также разноуровневое домашнее задание. Домашнее задание состоит из: повторения теримов изученных на уроке и творческого задания - составления кроссворда или ребуса по двум терминам "Форматирование" и "Редактирование". Раздаточн...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №
Тема: "Тексты в компьютерной памяти"

Цель урока:

образовательная: познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.Методическая разработка по информатике Тексты в памяти компьютера

развивающая: способствовать развитию памяти, мышления.

воспитательная: способствовать воспитанию информационной культуры учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: синтетическая.

Место урока в учебной теме: вводный

Методы и методические приемы:

1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, беседа

б) наглядный: иллюстрации, демонстрация.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний

2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде.
3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.
4. Визуальный: логических цепочек.
5. Суггестивный: применение различных видов искусства.

6. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
7. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: русский язык, математика

Материалы и оборудование: проектор, презентация

Основные понятия и термины: файл, текст, число

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Все готовы к уроку?

- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:

(слайд №1)

  1. Изучение нового материала.

- Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?

- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?

- Да, именно так. Еще можно сюда добавить:

1) компактное размещение;

2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;

3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Запишите определение:

(слайд №4)

- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

(слайд №5-6)

- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Запишите:

- Число символов в алфавите называется его мощностью. Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. Запишите это:

(слайд №7-10)

- Поехали дальше. Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. Запишите определение:

(слайд №11)

- Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII

(слайд №16)

- Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.

Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция - управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками.Методическая разработка по информатике Тексты в памяти компьютера

Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.

Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.

(слайд №13)

Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.

(слайд №14)

К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.

  1. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале

Практическая работа

- Сейчас мы решим несколько примеров.

Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

- Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.

(слайд №15)

- Да, верно, и знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов.

Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов?

(слайд №17)

  1. Обобщение и систематизация знаний

- А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

- Что обозначает понятие "кодовая страница"?

- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?

(слайд №18)

  1. Подведение итогов.

- Спасибо за работу на уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.

  1. Подача и объяснение домашнего задания

- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:

1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?

2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?

Рефлексия

  • Какое настроение у вас в конце урока

- Всем спасибо за урок, до свидание.

© 2010-2022