- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка по информатике Тексты в памяти компьютера
Методическая разработка по информатике Тексты в памяти компьютера
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кустол О.А. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок №
Тема: "Тексты в компьютерной памяти"
Цель урока:
образовательная: познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
развивающая: способствовать развитию памяти, мышления.
воспитательная: способствовать воспитанию информационной культуры учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: вводный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, беседа
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде.
3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.
4. Визуальный: логических цепочек.
5. Суггестивный: применение различных видов искусства.
6. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
7. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: русский язык, математика
Материалы и оборудование: проектор, презентация
Основные понятия и термины: файл, текст, число
Ход урока:
-
Организационный момент
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
-
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:
(слайд №1)
-
Изучение нового материала.
- Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.
1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?
2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?
- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?
- Да, именно так. Еще можно сюда добавить:
1) компактное размещение;
2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.
Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Запишите определение:
(слайд №4)
- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".
- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
(слайд №5-6)
- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Запишите:
- Число символов в алфавите называется его мощностью. Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. Запишите это:
(слайд №7-10)
- Поехали дальше. Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. Запишите определение:
(слайд №11)
- Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII
(слайд №16)
- Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.
Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция - управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.
Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками.
Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.
Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.
(слайд №13)
Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.
(слайд №14)
К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.
-
Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале
Практическая работа
- Сейчас мы решим несколько примеров.
Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?
- Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.
(слайд №15)
- Да, верно, и знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов.
Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов?
(слайд №17)
-
Обобщение и систематизация знаний
- А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
- Что обозначает понятие "кодовая страница"?
- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?
(слайд №18)
-
Подведение итогов.
- Спасибо за работу на уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.
-
Подача и объяснение домашнего задания
- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
Рефлексия
-
Какое настроение у вас в конце урока
- Всем спасибо за урок, до свидание.