Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление


Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса и нормируется учебным планом.

При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской и изобретательской работе.


  1. Методические рекомендации по выполнению доклада/реферата

Подготовка доклада/реферата зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

При работе над докладом/рефератом можно использовать два приема.

1. Подобрать нужный материал и разложить его по разделам доклада/реферата. Нужно четко представлять, в какой последовательности будут излагаться мысли. После того, как разработан подробный план каждого раздела, можно начинать писать черновой вариант. Затем следует отредактировать текст.

2. Сначала записывают тезисы всего раздела или доклада/реферата, излагают основные мысли. По мере изучения материала знания углубляются, и первоначальный набросок приобретает черты доклада/реферата. Этот прием отличается тем, что можно увидеть свою будущую работу в сжатой форме, правильно определить ее направление, уточнить объем, заметить недостатки в композиции.

Писать доклад/реферат можно в той последовательности, которая представляется автору наиболее рациональной. Вместе с тем, существует определенная логическая схема этой работы.

Для того, чтобы облегчить работу над докладом/рефератом, необходимо разбить процесс на несколько последовательных этапов.

  1. Этапы подготовки доклада/реферата

  2. Подготовка и планирование.

  3. Выбор и осознание темы доклада/реферата.

  4. Подбор источников и литературы.

  5. Работа с выбранными источниками и литературой.

  6. Систематизация и анализ материала.

  7. Составление рабочего плана доклада/реферата.

  8. Письменное изложение материала по параграфам.

  9. Редактирование, переработка текста.

  10. Оформление доклада/реферата.

  11. Выступление с докладом/рефератом.

Примечание. В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание должно быть непосредственно посвящено исследуемому предмету. Чтобы достичь желаемого эффекта автору следует излагать свои мысли образно и по возможности увлекательно.

Рассмотрим каждый этап подготовки доклада/реферата более подробно.

Этап 1: Подготовка и планирование

Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как фундамент будущего доклада. Время, отведенное на данный этап работы, предопределит ее дальнейший ход. На этом этапе предстоит решить, что планируется написать и зачем, и только затем определить, как это делать.

Планирование - необходимый этап. Оно позволяет обрести большую ясность и поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом и написании доклада.

Не следует забывать, что в целом написание доклада - это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь необходимо принять решение по следующим пунктам:

- выбор конкретной темы;

- цели, преследуемые в работе;

- критерии успешности конечного результата;

- структура и формат изложения;

- характер словаря, верный стиль, правильный тон.

Принятые решения рекомендуется изложить на бумаге в виде руководящих указаний, и сверятся с ними в ходе последующих исследований и собственно написания работы.

Этап 2: Выбор и осознание темы доклада/реферата

Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклада/реферата является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Здесь важен и тот исследовательский потенциал, который она в себе заключает, и степень осмысленности автором своего проекта. Необходимо руководствоваться актуальностью темы, новизной, значимостью, степенью разработанности проблемы, целями и задачами доклада/реферата.

Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель - лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада/реферата.

Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача - способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:

- какие именно факты хотите получить;

- какие статистические зависимости предполагаете установить;

- какие тенденции выявить.

Актуальность - это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.

Новизна темы характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.

Обучающийся должен быть заинтересован в теме своего доклада/реферата. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии доклада/реферата следует определить чёткие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует, по возможности, воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок. Желательно избегать длинных названий.

Этап 3: Подбор источников и литературы

Под «источниками» подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под «литературой» - книги, монографии, публикации в периодической печати.

Сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам или разделам будущего доклада/реферата. Итак, при работе с литературой необходимо определить:

- источники данных, необходимых для работы (справочники и/или специальная литература);

- какие данные по степени их уместности и достоверности подходят для этого доклада/реферата, какой объем данных необходим;

- каким образом представить имеющиеся сведения и свои выводы, как следует расположить в докладе/реферате факты и их анализ, образуя его четкую и логичную структуру;

- каким образом проводить анализ собранной информации.

Этап 4: Работа с выбранными источниками и литературой

Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада/реферата:

а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;

в) ознакомление с публикациями в периодической печати;

Примечание. Ознакомительное чтение подразумевает общий просмотр текста с выделением его структурных единиц. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

г) использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);

д) составление библиографии;

е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

Примечание. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение:

- главного в тексте;

- основных аргументов;

- выводов.

ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);

з) ксерокопирование необходимых материалов.

Этап 5: Систематизация и анализ материала

На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого обучающийся знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Кроме того, уточнение проблемы может происходить на всех стадиях разработки доклада/реферата. Даже выбор определений может заставить дать несколько иное освещение проблематики, внести коррективы в задачи.

Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно помнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием. Эти правила соблюдаются для удобства редактирования. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник: автор, название, выходные данные, номер страницы.

Этап 6:Составление рабочего плана доклада/реферата

Следующий этап при работе над докладом/рефератом - составление плана. План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

Создавая план доклада/реферата, можно использовать следующие композиционные решения:

- хронологическое - тема рассматривается в исторической последовательности от этапа к этапу;

- описательное - тема делится на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенные явления;

- аналитическое - тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах.

План доклада/реферата должен быть четким, оригинальным по построению, с правильно соотнесенной рубрикацией. Необходимо соблюдать единый принцип деления, где каждый пункт соотносится с главной темой, избегая при этом повторов. Каждый пункт раскрывает одну из сторон темы, которые в совокупности должны охватить ее целиком.

Этап 7: Письменное изложение материала по параграфам

По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада/реферата. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:

а) строгое следование структуре доклада/реферата;

б) уточнение названий пунктов в содержании доклада/реферата.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, то есть отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. Важно, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, желательно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать заимствования материала из чужих трудов.

Этап 8: Редактирование, переработка текста

На данном этапе необходимо провести самоанализ доклада/реферата, то есть, определить, отвечает ли он следующим требованиям.

1. Содержание. Здесь необходимо оценить:

- отвечает ли доклад/реферат поставленным целям;

- аргументирована ли новизна и актуальность работы;

- в достаточной ли степени раскрыта сущность вопроса;

- обоснованы ли приведенные факты, доказательства; понятна ли их суть;

- подчеркивают ли выводы и заключения вескость приведенных фактов;

- обоснован ли выбор источников;

- соответствует ли доклад/реферат предъявляемым стандартам.

2. Структура. Прежде всего, необходимо уточнить план доклада/реферата. Распределяя материал в той или иной последовательности, можно заметить преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов, а так же выдержать правильную последовательность в изложении. Соблюдая требование к структуре, необходимо оценить:

- является ли основная часть оптимальной для представления материала, идей и аргументов;

- отвечает ли каждый абзац логической последовательности;

- удачно ли совмещены с текстом приложения (карты, диаграммы и т.д.);

- корректно ли указаны фамилии, даты, названия географических объектов и т.п.

- соблюдены ли правила цитирования, ссылок и сносок;

- в полной ли мере библиография соответствует приведенным в тексте ссылкам;

- соответствует ли список литературы стандартам библиографического описания документов.

3. Стилистика. Данное требование включает в себя следующую проверку:

- отсутствуют ли стилистические и орфографические ошибки (при необходимости пользуются словарем);

- отсутствуют ли сокращения слов и словосочетаний (сокращение названий, наименований в тексте не допускается, за исключением общепринятых аббревиатур), опечатки и помарки;

- соблюдается ли в тексте единый литературный стиль речи, исключительно научный.

Примечание. Научный стиль - разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля - диалог.

В научном стиле используются языковые средства: термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. Научный стиль реализуется в жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, тезис и др.

4. Восприятие текста. Независимо от количества времени и усилий, затраченных на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном прочтении черновой версии. Следует уделить внимание следующим рекомендациям:

- отметить страницы, к которым необходимо будет еще раз вернуться; не задерживаться на них при первом чтении;

- оценить, можно ли выразить ту или иную мысль обстоятельнее, более убедительно;

- изменить предложения на простые и короткие, иначе чтение будет затруднено, а смысл потеряется;

- выделить заголовки и пронумерованные пункты (читателю будет легче понять ход рассуждений);

- отразить статистические данные в виде графика, диаграммы, таблицы (таким образом, они легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными);

- представить себя на месте заинтересованного читателя/слушателя, быть критичным к собственному произведению.

Этап 9: Оформление доклада/реферата

Общие требования.

Доклад/реферат выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-10 страниц текста для доклада, 10-15 страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем). Размер шрифта - 14; интервал - 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее 8-10 для реферата.

При оформлении работы соблюдаются поля:

левое - 25 мм;

правое - 10 мм;

нижнее - 20 мм;

верхнее - 20 мм.

Структура.

Структура и доклада, и реферата, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и ее темы, однако традиционно включает в себя следующие части.

1. Титульный лист (Приложение 4).

2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада/реферата (простой план). Доклад/реферат может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.

3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.

Примечание. Рекомендуется определить объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы).

Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).

4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада/реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе/реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами. Ссылки могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.

Например:

Г. И. Щукина (10) отмечает, что «…».

Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом:

А. С. Макаренко в своей книге (4, с.59) писал: «…».

В подстрочных ссылках приводят полностью библиографическое описание произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом после линии длиной 2 см.

Например:

В тексте: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство», - пишет В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии».*

__________

*Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. с.3.

При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы.

Примечание. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора доклада/реферата.

5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.

6. Список используемой литературы. Указывается не менее 5-8 различных источников для доклада, 8-10 источников для реферата. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада/реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.

Например:

  • Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а затем инициалы:

Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. Н. Новгород, 2002.

  • Если авторов два или три, то указываются все фамилии авторов с инициалами в той же последовательности, как и в источнике:

Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

  • Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов: «и др.»:

Маркова В.А. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

  • Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем дополнительные сведения с прописной буквы:

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

  • В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией):

Введение в психологию /Под общ. ред. А.В.Петровского. М., 1996.

Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В.Гребенников. М., 1990.

  • Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов:

Крушельницкая О., Третьякова А. Непоседы //Семья и школа. 2000. № 3. С.25-31.

7. Приложение. Иллюстративный материал составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных.

Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.

Этап 10Выступление с докладом/рефератом

Поскольку доклад/реферат изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.

Ниже приведены основные требования к выступлению с докладом/рефератом и некоторые рекомендации к успешности и эффективности выступления.

№ п/п

Требования к выступлению

Рекомендации

Подготовка

1.

Репетиция

Перед выступлением обязательно несколько раз потренироваться к выступлению. Следует прочесть доклад вслух, не торопясь, но и без медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения. Волнение во время чтения доклада перед аудиторией мешает постоянному контролю темпа своей речи. Если текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит читать его быстрее. Лучше сократить в докладе не самое главное: лишние эпитеты, вводные обороты. Если опять не удается уложиться в регламент, значит нужно что-то менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими.

Очень важно не выступать экспромтом, не отступать выступления слишком далеко от подготовленного текста. Можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.

3.

Внешний вид докладчика

Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, прически, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность, аккуратность способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему слушателей.

Содержание

4.

Вступление, обоснование актуальности темы

Для начала необходимо ознакомить присутствующих с темой выступления, историей данной области, временем начала исследований, временем расцвета и ключевых результатов, текущее состояние проблемы (1-2 минуты).

5.

Изложение поставленных целей и задач

После этого следует постановка проблемы, например, «В процессе написания доклада перед нами стояли следующие проблемы/задачи: …» (3-5 минут).

6.

Краткий обзор изученных источников и использованной литературы

Следует назвать источники, использованные при подготовке доклада/реферата, адреса сайтов, фамилии исследователей, которые занимались данной проблемой, основные определения в данной области

7.

Описание структуры основной части;

продуманная демонстрация иллюстративного материала

Далее начинается основное выступление: полное изложение выделенной проблемы, описание техники и методов, применяемых в исследованиях, результаты теории; работа со слайдами.

8.

Сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах

После этого делаются выводы, рекомендации, личное отношение автора к раскрываемым вопросам, определяются перспективы дальнейшего изучения темы, формулировки открытых вопросов (3- 5 минут).

Критерии оценки

9.

Соблюдение структуры выступления

Текст доклада должен быть построен в строгом соответствии с его структурой (планом). Каждый раздел доклада должен послужить достижению конечной цели - его главной идее.

10.

Соблюдение регламента

Ограничение выступления во времени - 10-15 минут.

11.

Умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления

Речь докладчика должна быть не только понятной, но и экспрессивно окрашенной (выразительной). Это зависит от скорости (темпа, быстроты), громкости и интонации. Если докладчик будет говорить быстро, торопливо, проглатывать окончания слов, слова или, наоборот, тихо и невнятно, то качество его выступления значительно снизится. Уверенная, спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует аудитории, а скучную, монотонную речь слушать не интересно.

12.

Речевая культура выступления; уверенность и убедительность манеры изложения

Недопустимо нарушение произношения (неверное ударение в слове, неправильное произношение). Не следует употреблять совершенно незнакомых для аудитории слов, жаргонных выражений, двусмысленных предложений.

Ответы на вопросы

13.

Соответствие содержания ответов вопросам

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо его внимательно выслушать. Рекомендуется сразу отвечать на вопросы по мере их поступления, а не накапливать их, вспоминая потом, что спрашивали и думать над ответами. Необходимо хорошо вникнуть в содержание поставленных вопросов.

14.

Корректность при ответе на вопросы оппонентов

Какой бы резкостью не отличались вопросы и замечания в процессе дискуссии, докладчик обязан вести ее на высоком уровне, проявляя корректность, выдержку и тактичность к оппонентам.

15.

Краткость и аргументированность

При ответе на вопросы докладчик должен показать глубину знаний по избранной тематике, в полной мере владеть материалом, умение защищать, обосновывать и отстоять свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру и эрудицию (регламент 5-10 минут).

16.

Грамотности речи и стилистическая выдержанность изложения

Очень важно, чтобы речь докладчика была ясной, четкой, грамотной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.

Заключение

17.

Окончание выступления

Следует поблагодарить слушателей за внимание к докладчику и его докладу.

Внимательно выслушать выступления других докладчиков.


Сравнительная таблица сходства и различия доклада и реферата


Признаки

Доклад

Реферат

Значение

самостоятельная научно-исследовательская работа

Понятие

вид самостоятельной работы обучающихся, прием обучения, заключающийся в самостоятельной разработке обучающимся темы на основе изучения литературы

это вид самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся, форма обучения и проверки знаний, умений и навыков обучающихся

Умения и навыки

- умение выбирать литературу по теме выступления;

- умение пользоваться справочниками и словарями;

- умение делать выписки, тезисы, аннотации;

- навык составления план, конспект.

- умение работать с литературой по данной проблеме;

- умение анализировать, обобщать, сравнивать;

- навык постановки проблемы;

- навык владения методами исследования проблемы.

Учебные качества

- развитие самостоятельности обучающихся;

- углубленный подход к избранной теме;

- формирование начальных навыков исследования.

- развитие интеллектуальной инициативы в процессе обучения;

- активизация интереса к знаниям, развитие мотивации;

- профессиональное самоопределение.

Объем

5-10 стр.

10-15 стр.

Количество источников литературы

5-8 шт.

8-10 шт.

Регламент выступления

10-15 мин.

План

простой

простой/сложный

Стиль

научный


  1. Методические рекомендации по написанию конспекта

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным.

С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов:

1. Плановый.

2. Текстуальный.

3. Свободный.

4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект - один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект:

■прочитайте текст учебника;

■определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;

■выделите взаимосвязи;

■основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

■прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

■сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

■каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

■внимательно прочитайте материал;

■определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

■определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;

■Определите цель составления конспекта.

■Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

■Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

■Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор

считает...", "раскрывает..."). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте наполях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным -подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.

Конспект-это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

Текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике;

План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Конспекты могут быть плановыми, т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

При любом виде конспектирования важно помнить о том, что записи полезно делить, для этого используются:

1. Подзаголовки.

2. Абзацные отступы.

3. Пробельные строки.

Такой текст удобно читать.

При конспектировании нужно пользоваться средствами оформления:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания

2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"

3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.

4. Пользоваться при записи различными цветами.

5. Писать разными шрифтами.

6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать

оглавление.

В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.


  1. Методические рекомендации по выполнению презентации

Требования к оформлению презентации

Стиль

  • Необходимо соблюдать единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона выбирать более холодные тона (синий или зеленый).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста использовать контрастные цвета.

  • Обратить особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

  • Использовать короткие слова и предложения.

  • Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков - не менее 24 пт.

  • Для информации - не менее 18 пт.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • Рамки, границы, заливку.

  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.

  • Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • С текстом.

  • С таблицами.

  • С диаграммами.

  1. Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы

Организация научно-исследовательской работы (НИР) студентов, обучающихся по программе подготовки магистров по направлению подготовки «Нанотехнология» с профилем подготовки «Нанобиотехнологии» включает в себя множество существенных аспектов, которые могут быть обобщены в методических рекомендациях. Самостоятельная работа студентов-магистров выходит на совершенно новый уровень, и соответствующим образом изменяется значение научно-исследовательской работы. Подготовка магистерской диссертации подразумевает значительную степень ответственности студента за выполняемый проект.

Научно-исследовательская работа имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования. Во время подготовки НИР по профилю «Нанобиотехнологии» студент должен изучить:

патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;

методы исследования и проведения экспериментальных работ;

правила эксплуатации исследовательского оборудования;

методы анализа и обработки экспериментальных данных;

модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

требования к оформлению научно-технической документации.

Кроме того, он должен выполнить:

анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

анализ достоверности полученных результатов;

сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;

анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.

За время научно-исследовательской практики, являющейся важной составной частью подготовки магистра, студент должен в окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.

Одним из наиболее желательных вариантов при выполнении НИР магистрами по профилю подготовки «Нанобиотехнологии» является продолжение работы над тематикой, выбранной на этапе подготовки квалификационной работы бакалавра. Хотя, безусловно, существует возможность работы над совершенно новой темой, к примеру, в том случае, если это представляет определенные сложности (тема уже была исчерпана, или есть желание разрабатывать новую тематику).

Исследование - это процесс изучения явления или предмета с целью выявления закономерностей его возникновения, развития, изменения. Этот процесс включает обобщение накопленного опыта, знаний и применение соответствующих инструментов, орудий и методов познания. Итог исследования - получение новых знаний и на их базе в результате разработки - получение практических результатов.

ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Научно-исследовательская работа магистров, обучающихся по профилю подготовки «Нанобиотехнологии», может быть очень разнообразной. В зависимости от целей и планируемых результатов, их можно разделить на следующие виды:

Фундаментальные НИР

Основная цель этого вида работ состоит в расширении теоретических знаний по курсу «Нанобиотехнологии». Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

Поисковые НИР

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания предмета направления «Нанотехнологии», а также разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные НИР

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий, разработки проектов. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик.

Выполнение того или иного вида работ отличается необходимой степенью подготовки.

Магистрам, обучающимся по профилю «Нанобиотехнологии», можно рекомендовать продолжить работу на основе поисковой НИР, где уже значительно разработаны теоретические основы проблемы. Желательно именно на ее базе проводить фундаментальные и прикладные работы. Таким образом удастся избежать поверхностного взгляда на проблему. Именно на основании работ фундаментального и поискового характера осуществляется генерация идей, на почве которых происходит построение прикладных проектов. Очень хорошо, если магистерская диссертация будет носить прикладной характер, так как это позволит проявить наиболее важные качества выпускника.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы является повышение уровня научной подготовки магистров и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Основными задачами организации и развития системы НИР по профилю являются:

обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;

осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

расширение массовости и повышение результативности участия магистров в научной деятельности;

отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;

формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;

формирование и развитие у будущих выпускников: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;

подготовка руководителей высокой квалификации - магистров, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;

повышение массовости и эффективности НИР в университете путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;

поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИР;

развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В НИР выделяют несколько ключевых этапов, на каждом из которых решается определенная исследовательская задача. В зависимости от характера исследования определенные ступени могут быть пропущены, или, напротив, добавлены новые. В общем случае в НИР направления «Нанотехнология» можно выделить следующие этапы:

1) разработка и выбор направлений исследования

постановка задач НИР;

научное прогнозирование;

анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований и cоставление аналитического обзора;

формулирование возможных направлений решения задач и их сравнительная оценка;

выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач;

разработка общей методики проведения исследований;

составление промежуточного отчета.

Выбор направления исследования необходимо закончить формулировкой тематики исследования. Одним из наиболее показательных (в плане зрелости исполнителей) этапов в этом процессе является выбор студентами объекта исследований. Предоставление полной свободы в данном вопросе позволяет им в широком диапазоне реализовать свои интересы, глубже изучить объекты исследования.

Тематика исследований должна:

- быть актуальной и отвечать современному уровню развития науки и техники;

- вытекать из основных научных направлений профиля «Нанобиотехнология»;

- являться самостоятельной законченной частью исследований.

Название темы должно быть конкретным, кратким (не в ущерб ясности), раскрывать научную задачу, цель и содержание работы, уместным, и, конечно, интересным.

В конечном счете, выбор темы исследования должен определяться потребностями образовательного курса, общей и конкретной целью. Причем общая цель определяется необходимостью развития данной науки, повышения производительности труда, а конкретная цель определяет содержание работы.

Организацию самостоятельной работы можно начать с нескольких важных, но в определенной степени независимых этапов, которые существенным образом могут оптимизировать НИР, это:

подготовка педагогической практики;

написание литературного обзора диссертации;

теоретическая подготовка к освоению методов.

2) теоретические и экспериментальные исследования

разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования;

проведение экспериментов, обработка полученных данных;

сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;

проведение при необходимости дополнительных экспериментов;

составление промежуточного отчета.

Этот этап является одним из наиболее трудоемких, но при правильном планировании и проработке уже доступной информации, включающей также знакомство с наиболее подходящими существующими методами, его можно существенно оптимизировать.

Здесь очень важной является консультативная и контролирующая функция руководителя. При выборе методов реализации работы необходимо направлять действия студента, помогая ему акцентировать внимание на наиболее приемлемых и актуальных.

Научно-исследовательская деятельность может предусматривать как индивидуальную, так и групповую работу. Индивидуальная форма выполнения НИР в ходе магистерской подготовки должна получить наибольшее распространение как критерий доказательности исследователя своей способности к этому виду деятельности.

При групповой форме коллективу исполнителей предлагается оценить свои возможности работать группой и изучить факторы, которые могут негативно повлиять на результат этой работы, а оценка фактического времени, затраченного на работы и контроль временных затрат и дефектности выполнения этапов практических занятий, обеспечивает плановость работы и непрерывный контроль за ходом ее выполнения как преподавателем, так и самими исполнителями.

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-7 человек по выполнению определенных заданий. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность и представляют результаты работы группы тем, от кого получено задание, в данном случае преподавателям.

Использование групповой работы преследует несколько целей. Первая - улучшение информированности работников: обеспечиваются горизонтальная коммуникация и взаимопонимание членов группы. Вторая цель состоит в получении новых идей: работа в группе повышает активность ее отдельных членов и стимулирует их к нахождению новых вариантов.

В группе люди могут обмениваться идеями и объединять их, что может дать хороший эффект. Но для получения такого эффекта нужно, как минимум, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга.

3) обобщение и оценка результатов исследований

обобщение результатов предыдущих этапов работ;

оценка полноты решения задач;

составление итогового отчета;

предоставление отчета о НИР руководителю или комиссии.

Заключительный этап НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие с запланированными задачами, анализе качества собранных материалов или принятых решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.


  1. Подготовка к выполнению практических работ

Этот вид самостоятельной работы включает ознакомление с тематикой и алгоритмом выполнения практических работ по темам курса, подготовку отчета по работе после выполнения работы, освоение теоретического материала.

Контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется путем проверки оформленного отчета и в ходе защиты студентом представленных результатов.

Форма оценки работ - пятибалльная система.

При выполнении практических работ студенты должны пользоваться методическими указаниями к выполнению практических работ.

37


© 2010-2022