- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике Повторение базовых алгоритмических конструкций по технологии Перевернутый класс, 11 класс
Урок по информатике Повторение базовых алгоритмических конструкций по технологии Перевернутый класс, 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Н.Л. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7. Разработка урока
Тема урока: повторение основных типов алгоритмических конструкций.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, практический, деятельностный, диалог.
Место урока: 1 урок из 6 запланированных в разделе «Повтор темы «Алгоритмизация»»
Цели урока:
Образовательные:
-
закрепить умение составлять алгоритмические конструкции разных типов;
-
формировать умение пользоваться технологией обработки графической информации на компьютере;
Развивающие:
-
способствовать развитию алгоритмического мышления;
-
способствовать развитию интеллекта.
Воспитательные:
-
формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
-
способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
Структура урока:
-
Орг. момент (2 мин.)
-
Проверка домашнего задания (4-5 мин.)
-
Актуализация знаний и целеполагание(5-6 мин.)
-
Практическая работа (20-22 мин.)
-
Физкультпауза (3 мин.)
-
Рефлексия (3 мин.)
-
Домашнее задание (2 мин.)
-
Резерв времени (3 мин.)
Технологическая карта урока
Этап урока:
Цель и методы
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
ЭОР
1.Организационный
(2 мин)
цель: создание психологического настроя, спокойной деловой обстановки для восприятия и усвоения нового материала.
метод: диалог
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительный настрой в коллективе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала.
2. Проверка домашнего задания
( 4-5 мин.)
цель: выяснение готовности учащихся к усвоению темы;
метод: практический
В качестве домашнего задания вам было предложено самостоятельно просмотреть материал, выложенный в дистанционной оболочке.
Прошу пройти за компьютеры, ответить на вопросы теста и сообщить мне результат прохождения теста. Напоминаю об ограничении во времени выполнения теста. Сегодня это 3 минуты.
Переходят к компьютерам , запускают программу MyTestX,
знакомятся с критериями оценивания
, отвечают на вопросы теста,
сообщают учителю полученную отметку
MyTestX
3. Актуализация знаний и целеполагание
( 4-5 мин.)
цель: подготовка к выполнению практической работы; развитие познавательного интереса;
определить практическую и теоретическую значимость темы,.
метод: эвристическая беседа
Учитель:
Ожидаемый ответ:
Учитель:
Ожидаемый ответ:
Учитель:
Учитель:
Ожидаемый ответ: Учитель:
Ожидаемый ответ: .
Учитель:
Ожидаемый ответ: .
Учитель:
На доске прикреплен плакат:
Пароход уперся в берег,
Капитан кричит "вперед"!
Как такому ротозею
Доверяют пароход?
Как вы думаете,
в чем ошибка капитана?
Верно, умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? Что такое план действий?
Согласна, такой план полезен, он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее на должном уровне. Каждый человек хочет стать умнее и добиться успеха в жизни. Как вы думаете, что для этого нужно?
Верно, надо учиться мыслить ясно и четко. Важно научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление помогает человеку отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Итак, алгоритмическое мышление - это искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними. Какой способ записи алгоритма наиболее наглядный?
На основе чего строится блок-схема?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока…
Принимают участие в беседе.
Осознают:
-
почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы,
-
какова основная задача предстоящей работы.
Ожидаемый ответ:
Он действует неумело, без плана, на "авось".
Заранее составленный план действий - это алгоритм
Чтобы добиться успеха, нужно упорно работать, развивать свой интеллект.
Блок-схема
На основе основных алгоритмических конструкций
Основные алгоритмические конструкции
4. Практическая работа
( 20-22 мин.)
Цель: закрепление системы базовых знаний по теме;
применение знаний в измененных ситуациях;
развитие творческой активности учащихся; воспитание информационной культуры учащихся
Метод: практический, частично - поисковый, деятельностный
Объясняет хода работы, раздает темы сочинений и критерии оценивания. Оказывает помощь ученикам, организует диалог, обсуждение с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний, разбирает вопросы, вызвавшие затруднение.
В жизни много сложной работы и трудных задач. Попадая в сложную ситуацию, вы, как и многие другие, будете делать досадные ошибки, горевать и тратить уйму времени на их исправление. Чтобы не запутаться в сложной задаче её надо представить в ясной, наглядной и доходчивой форме, то есть описывать сложную работу в виде алгоритма. Сегодня вам предлагается решить одну из задач, встречающихся в жизни, используя навыки составления блок-схем алгоритмов. Назовем эту работу «Алгоритмическое сочинение».
Самостоятельно выбирают среду для создания блок-схемы.
Выполняют практическую работу за компьютером.
Word
Редактор
блок-схем
5. Физкультпауза
(3 мин.)
Цель: динамическая разрядка.
Метод: практический
Предлагает выполнить упражнения.
Выполняют упражнения
6. Рефлексия (3 мин.)
Цель развитие самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты.
метод: диалог
Проводит ретроспективную и проспективную рефлексии «шесть шляп»
Отвечают на вопросы предложенной схемы, дают свой вариант ответа.
7. Домашнее задание (2 мин.)
Цель: обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дает четкую информацию с комментариями.
внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы.
Дистанционная оболочка
15liceum.smartlearn.ru/
8. Дидактическое обеспечение урока
1. Дистанционная оболочка 15liceum.smartlearn.ru/
2. Тестирующая оболочка MyTestX
3. Тест для проверки домашнего задания к (к программе MyTestX)
Автор: Popova
Задание #1
Вопрос:
Алгоритмическая структура, которая обеспечивает выбор одного из путей работы алгоритма в зависимости от результата проверки условия, называется…
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) следование
2) ветвление
3) цикл
4) процедура
Задание #2
Вопрос:
Алгоритмическая структура, которая позволяет организовать повторяемость действий, называется…
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) следование
2) ветвление
3) цикл
4) процедура
Задание #3
Вопрос:
Какое из перечисленных свойств алгоритма не является обязательным?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) определенность
2) конечность
3) массовость
4) быстродействие
5) результативность
Задание #4
Вопрос:
Как называется графический способ описания алгоритма?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) рисунок
2) блок-схема
3) карта
4) чертеж
Задание #5
Вопрос:
Геометрическая фигура прямоугольник используется в блок- схеме для обозначения:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) условия
2) ввода-вывода информации
3) действия
4) начала алгоритма
Задание #6
Вопрос:
Для проверки условия в блок- схеме используется фигура:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ромб
2) овал
3) прямоугольник
4) параллелограмм
Задание #7
Вопрос:
Какое понятие объединяет следующие термины: блок-схема, словесное описание, формула, программа?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) графические редакторы
2) набор слов
3) способы хранения информации
4) способы записи алгоритма
Задание #8
Вопрос:
Какое значение получит переменная Y после исполнения следующего алгоритма?
(в окне ввода разместить ТОЛЬКО число)
А=0
В=1
ЕСЛИ В>А, ТО
Y=А
ИНАЧЕ
Y=В
КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ
Запишите число:
___________________________
Задание #9
Вопрос:
9. Каким будет значение «Y» после исполнения следующего алгоритма?
А=1
В=1
ЕСЛИ А=В, ТО
Y=А*В,
КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ
ПОКА Y<1, ПОВТОРЯТЬ
Y=А+В
КОНЕЦ ЦИКЛА
Запишите число:
___________________________
4. Критерии оценивания теста
5. Темы алгоритмических сочинений
6. Текстовый редактор Word
7. Прикладная программа «Редактор блок-схем»
8. Критерии оценки сочинения:
Критерии
Вид ошибки
-
искажен смысл
-
использованы не все основные виды алгоритмических конструкций
-
неверно отражены алгоритмические конструкции
грубая ошибка
нечеткие формулировки пунктов алгоритма
погрешность
ошибка, не влияющая кардинально на знания, определенные программой обучения
недочет
неточности, не искажающие смысла, случайные описки и т.п.
мелкие погрешности
Отметки:
-
«5»----- безупречная работа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4»----- при наличии 1-2 недочетов или погрешностей;
-
«3»----- 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей
-
«2»----- незнание основного программного материала
9. Физкультпауза
Упражнения при утомлении
-
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
-
Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
-
Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
-
Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
-
Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот. Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
Упражнения для глаз
-
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз.
-
Моргать в течение 1-2 мин., с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
-
В течение 10 сек. несколько раз сильно зажмуриться.
-
В течении 10 сек. менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
-
Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Упражнения для рук
-
В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.
-
Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
-
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
-
Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
10. Рефлексия
Каждому ученику (или группе учеников) предлагается выбрать случайным образом одну из шляп.
Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Розовая- перечень фактов.
Черная - выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление)
Желтая - позитивное мышление, что было хорошего и почему
Зеленая шляпа ищет ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал
Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.
11. Домашнее задание
Задание 1. (Задание А8 демоверсии 2004 г.)
Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы (см. рис. 8):
-
линейная;
-
циклическая;
-
разветвляющаяся;
-
вспомогательная.
Задание 2. (Задание А6 демоверсии 2005 г.)
Фрагмент блок-схемы представляет алгоритм, который содержит команды ветвления:
-
команду ветвления в сокращенной форме, в которую вложена команда ветвления в полной форме;
-
две команды ветвления в полной форме, одна из которых вложена в другую;
-
две команды ветвления в сокращенной форме, одна из которых вложена в другую;
-
команду ветвления в полной форме, в которую вложена команда ветвления в сокращенной форме.
Задание 3. (Задания А29 демоверсии 2005 г., А6 демоверсии 2006 г.)
Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента блок-схемы
-
1;
-
5;
-
10;
-
15.
Задание 4. (Задание В2 демоверсии 2009 г.)
Задание 5. (Задание В2 демоверсии 2010 г.)
Задание 6. (Задание В2 демоверсии 2011 г.)
9. Источники информации
-
М.Гарднер "Математические чудеса и тайны", М., Наука, 1986г.
-
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., Знание,1991, 80 с.
-
В.Паранджанов "Занимательная информатика", М., РОСМЭН, 1998г.
-
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное
пособие для X - IX классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. -
Сайт Полякова К. Ю. kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
-
Газета «Информатика», Издательского дома «Первое сентября»
inf.1september.ru -
Государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования school.edu.ru/dok_edu.asp
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования standart.edu.ru/
-
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и
ИКТ klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm -
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/
-
Образовательный портал для подготовки к экзаменам inf.reshuege.ru/
-
ФИПИ fipi.ru/view
-
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена. ege.edu.ru/,
-
Федеральный портал «Российское образование» http:/edu.ru/
-
engec.ru/sites/default/files/download/aktivnye_metody_obucheniya.pdf активные методы обучения
-
metodist.lbz.ru/authors/informatika/
-
fcior.edu.ru/ федеральный центр информационных ресурсов
-
ict.edu.ru/ ИКТ в образовании
-
fipi.ru/view/sections/92/docs/ ФИПИ
-
1september.ru
-
window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/ Решу ЕГЭ
-
Что такое смешанное обучение openclass.ru/node/433695