Технологическая карта урока информатики на тему Формы представления информации. Метод координат

Технологическая карта урока информатики на тему "Формы представления информации. Метод координат" может использоваться учителем для проведения урока в 5 классе. В ней подробно описаны все этапы урока, а так же детально описана деятельность участников образовательного процесса. Данная технологическая карта должна быть использована вместе с соответствующим электронным образовательным ресурсом для интерактивной доски Smart Board.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока информатики и ИКТ (5 класс)

Формы представления информации. Метод координат


  1. Предмет, класс: информатика, 5 класс.

  2. Тема: Формы представления информации. Метод координат.

  3. Тип урока: Урок изучения нового материала.

  4. Цели Предметные: формирование представления о графическом способе кодирования информации, знакомство с методом координат, как одной из форм представления информации;

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, развивать навыки самостоятельной работы;

Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, развитие творческой активности учащихся.

  1. Задачи: - формирование начальных представлений о графическом способе кодирования информации,

- знакомство с методом координат;

- умение декодировать графическую информацию.

  1. Оборудование: интерактивная доска SMART Board, программное обеспечение SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board, проектор, компьютер, наличие выхода в Интернет.

  2. План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление нового материала.

  6. Повторение.

  7. Рефлексия.

  8. Информация о домашнем задании.



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

№ страницы ЭОР

1

Организационный этап.

Учитель приветствует учеников, осуществляет проверку готовности детей к уроку, проверяет состав класса



2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение способов кодирования информации. Наверное, вы много раз слышали поговорку "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Как вы думаете, что она означает?



- Конечно, часто графическая информация в виде чертежей, схем, графиков и рисунков заменяет нам долгие объяснения.

Например, дорожные знаки наглядно и оперативно преподносят водителю информацию о расположении пешеходного перехода, местах остановки автобуса или троллейбуса, возможности движения в том или ином направлении и т.д.

- А вы знаете, что любая информация может быть закодирована с помощью чисел? Сегодня на уроке вы научитесь декодировать графическую информацию, увидите каким образом можно связать числа и точки на плоскости.

А так же вы, познакомитесь с методом координат.

А помогут нам сегодня на уроке виртуальные герои - ваши ровесники - девочка Маша и мальчик Саша.




Ученики высказывают собствен-ные мнения о значении данной поговорки.


2 страница

3

Актуализация знаний

- Саша и Маша очень любопытные дети, они читают много книг и уже знают, что любая информация может быть представлена в виде некоторого кода, то есть может быть закодирована, и существует несколько способов кодирования информации. Маша хочет проверить ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке.

Вопросы от Маши:

- Что такое код?




- Что вы понимаете под словосочетанием «кодирование информации»?



- Как вы думаете, что такое «декодирование информации»?





- С какими способами кодирования информации вы познакомились на прошлом уроке?

- Ребята, виртуальный мальчик Саша приготовил для вас интерактивную игру, в которой необходимо по предложенным картинкам правильно определить способы кодирования информации.

- Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями!







- Код - совокупность условных знаков или сигналов, используемых для представления информации.

- Кодирование - это процесс преобразования представления информации с использованием некоторого кода.

- Процесс, с помощью которого осуществляется обратное кодированию преобразование информации, ее восстановление в исходном виде.

- Графическим, числовым, символьным.

Ученик у доски определяет по предложенным образцам способы кодирования информации.







3 страница
















4 страница

4

Изучение нового материала

- Любая информация - и символьная, и графическая, и звуковая, может быть представлена с помощью чисел. А для того что бы связать числа и точки используют системы координат.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?


- Запишите в рабочих тетрадках тему - «Формы представления информации. Метод координат».

- С какой простейшей системой координат вы уже познакомились на уроках математики?

- Действительно, но существует также и прямоугольная (или декартова) система координат. Название она получила по имени математика Рене Декарта, жившего во Франции в 17 веке. В данной системе координат используются 2 перпендикулярные оси (горизонтальная - ОХ и вертикальная - ОУ), которые пересекаются в точке О (ноль) - начале координат. Для того, что бы лучше познакомиться с декартовой системой координат, мы, вместе с нашими виртуальными героями, посмотрим фрагмент видеоурока (длительность просмотра фрагмента 2 мин 10 сек, дети смотрят фрагменты под номерами 1,2,6,7,8,9).

- Оси координат разбивают плоскость на координатные четверти. (Учитель показывает на доске координатные четверти).

- На наших уроках информатики мы будем работать только в 1 четверти координатной плоскости.

- На следующей странице вы видите координаты 15 точек. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и отметит соответствующую точку на координатной плоскости, а так же с помощью отрезка соединит свою точку с предыдущей точкой.

- Что у вас получилось?

- Молодцы, ребята! Сейчас вы познакомились с методом координат и осуществили декодирование графического изображения, то есть изменили числовую форму представления информации на графическую.





Дети выдвигают свои версии темы урока.

Ученики записывают в тетрадях тему урока.

- Числовая ось.








Дети смотрят видеоурок.










Ребята выходят к доске и маркером отмечают нужные точки, а так же соединяют точки отрезками.


- Парусник.





5 страница












6 страница










7 страница

5

Первичное закрепление нового материала

- Ребята, наверное, многие из вас знают и любят игру «Морской бой». Вы помните, что в этой игре все поле разбито на клетки и каждая из клеток имеет свои координаты, точно так же как и на координатной плоскости каждая точка имеет свои координаты. Виртуальный мальчик Саша предлагает вам поиграть в интерактивную игру «Морской бой». Для этой игры вам нужно разделиться на пары-команды. Каждой команде поочередно будет предоставлено 3 попытки, что бы определить координаты корабля, который нужно потопить. Если координаты судна определены верно, то после взрыва мины корабль исчезнет с экрана. Начинаем игру!

- Хорошо! Теперь откройте ваши рабочие тетради на странице 69 и выполните 1 вариант упражнения 99.







Дети работают в парах, определяют координаты корабля, и записывают их в соответствующих ячейках.



Ученики работают в тетрадях.

8 страница


6

Повторение

- А сейчас наши виртуальные герои хотят узнать, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Давайте ответим на вопросы Саши и Маши.

- Какие графические формы представления информации вы знаете?

- Что представляет собой прямоугольная система координат?



- Как называют точку пересечения перпендикулярных осей ОХ и ОУ?

- Что является адресом точки на координатной плоскости?


- Как называются 4 части, на которые оси координат разбивают координатную плоскость?




- Рисунки, графики, схемы и т.д.


- 2 перпендикулярные оси (ОХ и ОУ), которые пересекаются в точке О - начале координат.

- Начало координат, точка О или ноль.

- Пара чисел (1 число по оси ОХ, а 2 - число по оси ОУ)

- Координатные четверти.

9 страница

7

Рефлексия

- Ребята, какое задание на уроке вам понравилось больше всего? А какое задание вызвало у вас затруднение? Чему вы сегодня научились на уроке?

Ученики высказывают собственные мнения о заданиях, которые они выполнили на уроке.


8

Информация о домашнем задании

Учебник - п. 1.8, стр. 31-33, ответы на вопросы стр. 34.

Рабочая тетрадь № 99, вариант 2, 3 стр. 70-71.

Ученикам, активно работавшим на уроке, выставляются оценки в журнал.

- Вы отлично поработали на уроке! Наши виртуальные друзья прощаются с вами! На этом, ребята, наш урок закончен. До свидания.


10 страница



Использованные ресурсы:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. kolybel.org/new.php?toheg=new/fony-dlya-prezentaciy-powerpoint-dlya-detskogo-sada

  3. thefrenchdream.fr/Sav/wp-content/roman-numbers-clock

  4. antigame.ru/referat/ucheba/klubnyi-chas-my-peshekhody30000/

  5. leclubrusse.com/alphabet-russe/

  6. edu.convdocs.org/docs/591/index-15114.html

  7. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a719-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm

  8. lydawu.host8x.info/5172015-9-17/85/

  9. a.slave.festival.1september.ru/articles/612255/

  10. znanija.com/task/7637445






© 2010-2022