План - конспект урока информатики в 8 классе История чисел и системы счисления», по УМК Семакин И. Г. , 2013г

План урока в 8 классе.  «История чисел и системы  счисления» Цель урока: Познакомить учащихся с непозиционными и позиционными СС» Задачи: Образовательные компетентности 1)Дать представление о кодировании числовой ин­формации; 2)      Дать определение понятиям «система счисления» (СС – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.), «Цифры» (Знаки используемые при записи чисел) 3)      Познакомиться с разнообразием  СС, которые существовали раньше и использу...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока в 8 классе.

«История чисел и системы счисления»

Цель урока: Познакомить учащихся с непозиционными и позиционными СС»

Задачи:

Образовательные компетентности

  1. Дать представление о кодировании числовой информации;

  2. Дать определение понятиям «система счисления» (СС - это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.), «Цифры» (Знаки используемые при записи чисел)

  3. Познакомиться с разнообразием СС, которые существовали раньше и используются в наше время.

  4. Классифицировать СС на позиционные и непозиционные.

  5. Дать определение понятиям алфавит СС (все цифры в данной СС используемые для записи чисел), основание СС (количество знаков в алфавите СС).

Развивающая компетенция

  1. Развитие познавательной деятельности при частично-поисковом изучении нового материала, совершенствование навыков поиска в сети Интернет

Воспитательная

  1. Развитие творческой активности, коммуникативности.

Термины:

  • система счисления

  • непозиционные системы счисления

  • позиционные системы счисления

  • основание системы

  • разряд

  • развернутая форма записи числа

Теоретические основы урока.

Система счисления - знаковая система, в которой числа записываются при помощи символов некоторого алфавита (цифр).

Системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.

Непозиционные системы счисления - значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Пример - римская система счисления.

Позиционные системы счисления - значение цифры зависит от ее позиции в числе. Пример - современная система записи чисел.

Основание системы - мощность алфавита знаковой системы. Разряд - позиция цифры в числе.

Свернутая форма записи числа - привычная форма записи числа цифрами.

Развернутая форма записи числа - сумма слагаемых, каждое из которых является произведением цифр на степени основания.

Этапы урока:

I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка тетрадей к работе) - 2 мин.

II. Объяснение нового материала.

  1. Актуализация. - 8 мин.

Слайд 2 (ответы учащихся основанные на имеющихся знаниях)

Учитель напоминает, что число - один из основных видов информации, и вводит понятие системы счисления.

Рассмотрим примеры (Деление систем счисления на позиционные и непозиционные на простых примерах - современная система счета и римская система счисления).

Пример 1.

XXX = 10+ 10+ 10 (Х-10)

III = 1 +1 +1 (I -1)

Пример 2.

Сравни IV и VI.

IV= 5 - 1 = 4, VI = 5 + 1 = 6,
в обоих случаях V - 5, I - 1.

Пример 3.

333 = 300 + 30 + 3

Пример 4.

Сравни 12 и 21.

12=10 + 2, 21=20+1

Ответим на вопросы

1. Какую величину обозначает цифра 5 в числах 153, 534, 2465?

2. Число состоит из трех десятков и трех единиц. Запишите его в римской системе счисления. (XXXIII), теперь сравните с числом 33 в десятичной СС

2. Основная мысль темы - 12 мин. (Самостоятельный вывод и поисковая деятельность учащихся. Затем зачитывание лучшего результата поиска. После чего просмотр слайдов презентации).

По проделанным заданиям сделайте вывод. Обсудите его по парам, найдите единое мнение: Все СС делятся на позиционные и непозиционные.

Запишите его в тетрадь в форме схемы.

Теперь разделитесь по 2 человека, сядьте за ПК. С помощью учебника и сети Интернет заполните схему максимальным количеством примеров.

СЛАЙД 3 (Познакомимся с разными СС) СЛАЙД 4 - 13.

3. Позиционные системы счисления. - 5 мин. (стр. 124 - 125 § 17)

Рассмотрим особенности позиционных систем счисления на примере десятичной системы счисления, введём понятие развернутой и свернутой форм записи. СЛАЙД 14

План рассмотрения может быть таким:

  • алфавит системы счисления (цифры);

  • пример числа в свернутой и развернутой форме;

  • значение числа в 10 с.с.

Десятичная система счисления:

алфавит - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2548,4 = 2000 + 500 + 40 + 8 + 0,4 =

= 2 • 103 + 5 • 102 + 4 • 101 + 8 • 10° + 4 • 10-1

Знакомство с другими позиционными СС. СЛАЙДЫ 15 - 16 - 3 мин.

Систематизация по учебнику, образец таблица стр. 125

III. Закрепление и повторение. СЛАЙДЫ 17 - 19 - 6 мин.

- Что такое система счисления?

  • В чем отличие позиционных и непозиционных систем счисления? Приведите примеры.

  • Число состоит из четырех сотен и двух единиц. Запишите его в римской и десятичной системах счисления.

  • Во сколько раз изменится значение цифры при перемещении ее на один разряд влево? на два разряда влево? на один разряд вправо? на два разряда вправо?

IV. Оценивание работы - 2 мин.

Сначала ученик ставит себе оценку сам, затем класс говорит, согласен ли с такой оценкой и итоговую оценку ставит учитель, ведя в своей тетради отметки в виде «+» и « - » на всех этапах работы учащихся. 1

V. Домашнее задание. СЛАЙД 20 - запись и объяснение - 2 мин.


© 2010-2022