- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по предмету «Аппаратное обеспечение вычислительных систем»
Рабочая программа по предмету «Аппаратное обеспечение вычислительных систем»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпенко О.М. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Түсінік хат
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного общеобязательного стандарта образования соответствующих уровней образования (постановление правительства РК № 1080 от 23.08.2012 года) и является нормативным документом, определяющим содержание обучения по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение», квалификации1304012 «Оператор ЭВМ»
При составлении рабочей программы руководствуются государственным общеобязательным стандартом по данной специальности, типовой рабочей программой. С начала 2013-2014 учебного года студенты обучаются по типовым образовательным программам по специальностям, утвержденным приказом МОН РК № 268 от 10 июля 2013 года.
Учебная дисциплина «Аппаратное обеспечение вычислительных систем» является одной из главных в блоке специальных дисциплин для профессии «Оператор ЭВМ». Базовыми учебными дисциплинами для нее являются: «Информатика, вычислительная техника и автоматизация производства», «Программное обеспечение ЭВМ», некоторые разделы учебных дисциплин «Физики» и «Математики», а также начальные знания пользователя ЭВМ. Изучение данной дисциплины происходит во взаимосвязи с дисциплинами «Программное обеспечение ЭВМ», «Производственное обучение».
Содержание учебной рабочей программы направленно на формирование у студентов навыков профессиональной работы на ПЭВМ. Основной упор в учебной дисциплине «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» делается на изучение основных элементов ЭВМ. Студент знакомятся с единицами измерения информации, с понятием интерфейса, с основными характеристиками, назначениями и настройками элементов ПЭВМ.
На изучение предмета «Аппаратное обеспечение вычислительных систем » учебным планом выделяется - 78 часов . Глубина раскрытия материала, распределения учебного времени по темам определены на основе практического опыта преподавателя предмета и учета уровня усвоения материала студентами , требований настоящего времени, учитывает современный уровень развития аппаратного обеспечения.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
1.1. Пәнді оқытудың жоспарланған нәтижесі
Планируемые результаты обучения дисциплине
Результатом освоения программы является овладение студентами базовыми (БК), общими (ОК) и профессиональными компетенциями( ПК):
Код
Наименование результата обучения
БК 1
Проявлять способность к обучению и самообучению - готовиться к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации.
БК 2
Общаться на формальном и неформальном уровнях, сотрудничать, работать в команде.
БК 3
Работать с различными источниками информации - искать, обрабатывать, хранить и воспроизводить.
БК 4
Мыслить критически, осуществлять целесообразную деятельность.
БК 5
Вести себя эффективно в конкурентной среде - искать работу, заключать договор с работодателем, строить профессиональную карьеру.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Уметь рассуждать, грамотно доказывать собственную точку зрения.
ОК 8.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 1.1.
Устанавливать программное обеспечение.
ПК 1.2.
Выполнять регламенты по обновлению и техническому сопровождению программного обеспечения.
ПК 1.3.
Выполнять вычисления с помощью пакета OFFICE.
ПК 1.4.
Использовать мультимедийные технологии для представления информации.
ПК 1.5.
Создавать и редактировать растровые и векторные изображения, видео и анимационные фильмы.
ПК 2.1.
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера
ПК 2.2.
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику.
ПК 2.3.
Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей
ПК 2.4.
Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных.
ПК 2.5.
Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета.
ПК 2.6.
Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа.
ПК 2.7.
Обеспечивать меры по информационной безопасности.
СК1
приводить примеры свойств информации переводить числа из одной системы счисления в другую; проводить вычисления в двоичной системе счисления
СК2
Настраивать базовую систему ввода-вывода в соответствии с поставленными задачами. Анализировать звуковые сигналы об ошибках.
СК3
Определять аппаратную совместимость с системной платой и иными компонентами ПК. Производить замену модулей памяти.
СК4
работать с устройствами внешней памяти.
СК5
Выбирать необходимый тип оптического носителя в зависимости от поставленной задачи и возможностей оптического привода.
СК6
Производить замену видеоадаптера в зависимости от видеоинтерфейса
СК7
Использовать внешние устройства, подключаемые к данным портам.
2.Тақырыптық жоспар
Тематический план
№
п/п
Тақырыптардың атауы
Наименование тем
Коды компетен
ций
Оқу сағаттарының саны
Количество учебного времени
часов
Барлығы
Всего
Теоретикалық
Теоретических
Тәжірибелік
(лабораториялық)
Практических (лабораторных)
1
Компоненты ПК, его возможности и структура системы
БК1-4, ОК1-7, ПК1.1 ,1.2
7
7
-
2
Типы и спецификации микропроцессоров
БК 1-5
СК1
ПК1.4, 2.1
15
13
2
3
Системные платы и шины
БК1-5
ПК 2.2,2.3,
2.7 СК2
12
6
6
4
BIOS: базовая система ввода-вывода
БК1-5
ПК 2.2,2.3,
2.7 СК2
12
8
4
5
Оперативная память
БК 1-5
ПК 2.2,2.3,
2.7СК 3
8
2
6
6
Накопители на жестких дисках
БК1-5
ПК 2.2,2.3,
2.7СК4
8
8
-
7
Устройства оптического хранения
данных
БК1-5 ПК 2.2,2.3,2.7
СК5
6
6
-
8
Видеоадаптеры, мониторы и аудиоустройства
БК1-5
ПК 2.2,2.3,
2.7 СК6
3
3
-
9
Внешние интерфейсы ввода-вывода
БК1-5 ПК 2.2,2.3,2.7
СК7
3
3
-
10
Устройства ввода
БК1-5 ПК 2.2,2.3,2.7
СК7
4
4
-
Итого
78
60
18
3. Пәннің мазмұны
Содержание дисциплины
Тема 1.
Техника безопасности
Что такое ПК
Стандарты в индустрии ПО для ПК. Рынок аппаратных средств ПК
Системы «белой» сборки Спецификации ПК
Типы и компоненты систем
По завершению изучения темы, студент
должен знать: о приоритетных направлениях в области вычислительной техники;
о новейших зарубежных и отечественных разработках аппаратных средств; об истории развития вычислительной техники; о характеристиках ЭВМ разных поколений.
должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности при работе на компьютере.
Тема 2.
История и эволюция процессоров для ПК
Параметры процессоров: шина данных, шина адреса, внутренние регистры
Быстродействие процессора
Кэш-память Архитектура двойной независимой шины
Технология Hyper Treading
Многоядерная технология.
Производство процессоров Разгон процессора
Охлаждение процессоров
Причины неисправностей процессоров
Выполнить практическое задание : «Охлаждение процессоров»
По завершению изучения темы, студент
должен знать: о свойства информации; о кодировании информации; о стандартной форме представления информации алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
как работает триггер;
должен уметь: приводить примеры кодирования информации; приводить примеры свойств информации переводить числа из одной системы счисления в другую; проводить вычисления в двоичной системе счисления
Тема 3
Формфакторы системных плат
Наборы микросхем системной логики
Архитектура северный/южный мост
Разъемы системной платы
Типы, назначение и функционирование шин
Системы Plug and Play
Выбор и документация системной платы Зачет по темам 1,2,3,
Выполнить практическое задание : «Наборы микросхем системной логики»
Выполнить практическое задание: «Архитектура северный/южный мост»
Выполнить практическое задание: «Разъемы системной платы»
По завершению
изучения темы, студент
должен знать: общую схему компьютера; характеристики процессора; характеристики периферийных устройств ПК
должен уметь:
работать с устройствами внешней памяти компьютера; подключать периферийные устройства компьютера.
Тема 4
Основы BIOS
Системная BIOS
Микросхемы ПЗУ
Аппаратное и программное обеспечение BIOS
Элементы BIOS
Сообщения об ошибках в BIOS
Выполнить практическое задание : «Аппаратное и программное обеспечение BIOS»
Выполнить практическое задание : «Сообщения об ошибках в BIOS»
По завершению изучения темы, студент
должен знать: Назначение и функционал базовой системы ввода-вывода. Виды BIOS.
должен уметь: Настраивать базовую систему ввода-вывода в соответствии с поставленными задачами. Анализировать звуковые сигналы об ошибках.
Тема 5
ROM, DRAM, SRAM
Типы ОЗУ: SDRAM, DDR, DDRII, DDRIII, RDRAM
Характеристики модулей памяти
Установка модулей памяти
Выполнить практическое задание: «Характеристики модулей памяти»
Выполнить практическое задание: « Типы ОЗУ: SDRAM, DDR, DDRII, DDRIII, RDRAM»
Выполнить практическое задание «Установка модулей памяти»
По завершению изучения темы, студент
должен знать: Виды и формфакторы модулей памяти. Маркировку и характеристики.
должен уметь: Определять аппаратную совместимость с системной платой и иными компонентами ПК. Производить замену модулей памяти.
Тема 6
Форм-факторы Принцип работы
Дорожки и секторы
Форматирование дисков
Организация разделов на диске
Компоненты жестких дисков Характеристики накопителей на жестких дисках.
Зачет
По завершению изучения темы, студент
должен знать: о функциях памяти; о видах памяти ПК и их назначении;
о принципах работы о разбивке жесткого диска на логические диски.
должен уметь: работать с устройствами внешней памяти.
Тема 7
Оптические технологии
Производство оптических дисков
Работа накопителя
CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW, DVD+R DL, Blu-Ray Disk
По завершению изучения темы, студент
должен знать: Типы оптических носителей и их назначение.
должен уметь: Выбирать необходимый тип оптического носителя в зависимости от поставленной задачи и возможностей оптического привода.
Тема 8
Интерфейсы видеоадаптеров
Типы мониторов Интерфейсы и виды аудиоустройств
По завершению изучения темы, студент
должен знать: Типы, модификации и производительность интерфейсов видеоадаптеров.
должен уметь: Определять аппаратную совместимость с системной платой и иными компонентами ПК. Производить замену видеоадаптера в зависимости от видеоинтерфейса.
Тема 9
USB, IEEE 1394
Последовательные порты
Параллельные порты
Выполнить практическое задание : «USB, IEEE 1394»
По завершению изучения темы, студент
должен знать: Назначение портов.
должен уметь: Использовать внешние устройства, подключаемые к данным портам.
Тема 10
Клавиатура Мышь Альтернативные устройства ввода данных.
Итоговый зачет
По завершению изучения темы, студент
должен знать:
назначение клавиш клавиатуры;
принципы работы периферийных устройств;
классификацию принтеров;
классификацию графопостроителей;
принципы кодирования информации в двоичную форму представления
должен уметь:
работать с клавиатурой;
уметь использовать периферийные устройства ввода-вывода информации;
подключать периферийные устройства к ПК.
4. Білімін бақылау
Контроль знаний
Сынақ (емтихан) сұрақтары
Вопросы для зачета (экзамена)
-
Нарисуйте блок-схему персонального компьютера.
-
Дайте характеристику основных блоков компьютера.
-
Дайте краткую характеристику устройств, входящих в состав микропроцессора.
-
Что такое «системная шина»?
-
Какова основная характеристика системной шины?
-
Дайте классификацию внешних устройств ПК.
-
Назовите состав устройств каждой группы внешних устройств ПК.
-
Что такое «математический сопроцессор», каково его назначение?
-
Что такое «контроллер прямого доступа к памяти» (DMA), каково его назначение?
-
Что такое «контроллер прерываний» и каково его назначение?
-
Назовите основные конструктивные компоненты ПК и дайте им краткую характеристику.
-
Назовите и поясните основные функциональные характеристики ПК.
-
Чем определяется производительность компьютера?
-
Основные классификационные признаки архитектур.
-
Пути развития микропроцессорной техники.
-
Конвейерный принцип выполнения команд.
-
Суперскалярные процессоры.
-
Основные классы микропроцессоров.
-
Регистровая модель микропроцессора.
-
Что такое «интерфейс»?
-
Поясните назначение и основные функции интерфейсов расширения.
-
Поясните назначение и основные функции локальных интерфейсов.
-
Поясните назначение и основные функции периферийных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику шины ISA.
-
Дайте краткую характеристику семейства интерфейсов PCI.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов AGP.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов USB.
-
Дайте краткую характеристику дисковых интерфейсов AT A, ATAPI, SCSI.
-
Поясните основные достоинства последовательных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов Serial AT А.
-
Дайте краткую характеристику шин интерфейсов Serial Attached SCSI.
-
Дайте краткую характеристику интерфейсов PCI Express.
-
Поясните основные достоинства беспроводных интерфейсов.
-
Дайте краткую характеристику инфракрасных интерфейсов IrDA.
-
Дайте краткую характеристику радиоинтерфейса Bluetooth.
-
Дайте краткую характеристику семейства беспроводных интерфейсов IEEE 802.11.
-
Дайте краткую характеристику семейства беспроводных интерфейсов IEEE 802.16.
-
Дайте краткую характеристику беспроводных интерфейсов WiBro.
-
Что такое «мобильный беспроводной интерфейс»?
-
Что такое «роуминг»?
-
Поясните назначение прикладных программных интерфейсов.
-
Приведите классификацию запоминающих устройств ПК и дайте краткую характеристику отдельных классов.
-
Что представляют собой и где используются статическая оперативная память, динамическая оперативная память?
-
Поясните назначение и классификацию кэш-памяти компьютера.
-
Поясните физическую структуру основной памяти.
-
Почему иногда при решении сложных задач увеличение объема оперативной памяти в компьютере приводит и к увеличению его производительности?
-
Назовите и поясните основные типы модулей ОЗУ.
-
Назовите основные типы оперативной памяти, поясните и сравните их.
-
Какой тип ОЗУ является наиболее эффективным и почему?
-
Что такое ПЗУ, каково его назначение и в чем особенности ПЗУ типа флэш (Flash)?
-
Поясните логическую структуру ОП.
-
Рассмотрите и поясните разницу в организации Extended- и Expanded-видов памяти.
-
Почему Expanded-память не используется для хранения программ?
-
Как адресуются ячейки ОП в реальном режиме работы микропроцессора?
-
Что такое «виртуальная адресация» и «виртуальная память»?
-
Опишите основные принципы организации файловой системы. Что такое «атрибут файла», «спецификация файла»?
-
Как выполняется в ПК управление файлами?
-
Дайте краткую характеристику системы размещения информации на дисках.
-
Что такое «кластер диска» и какие факторы следует учитывать при выборе размера кластера?
-
Поясните варианты адресации информации на диске в BIOS и в DOS.
-
Что такое «таблица размещения файлов» и как выполняется адресация фрагментированных файлов?
-
Дайте краткую характеристику накопителей на жестких магнитных дисках.
-
Назовите и поясните перспективные технологии записи информации на винчестеры.
-
Дайте краткую характеристику дисковых массивов RAID.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на гибких магнитных дисках.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на оптических дисках CD.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на оптических дисках DVD.
-
Поясните технологию хранения информации на многослойных CD.
-
Поясните технологию хранения информации на дисках Blu-ray.
-
Поясните технологию хранения информации на дисках Millipede.
-
Поясните технологию хранения информации на FMD.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на магнитооптических дисках.
-
Дайте краткую характеристику накопителей на магнитной ленте.
-
Что такое «флэш-память»? Назовите ее особенности и достоинства.
-
Почему флэш-память типа NAND обычно называют флэш-дисками?
-
На основе какой флэш-памяти NAND или NOR можно создавать ОЗУ и почему?
-
Назовите и поясните некоторые форматы флэш-карт.
-
Что такое «память на нанокластерах»? В чем ее основные достоинства?
-
Принципы формирования цветного изображения.
-
Конструкция электронно-лучевой трубки и растровый способ вывода изображения.
-
Поясните сущности твист-эффекта в жидкокристаллических кристаллах.
-
Основными функции контроллера жк-экрана.
-
Показатели мониторов и их сравнительная оценка.
-
Назовите основные классы принтеров и дайте им краткую характеристику.
-
Перечислите и объясните смысл основных параметров матричных, струйных и лазерных принтеров.
-
Дайте краткую характеристику растрового и векторного форматов графической информации.
-
Приведите классификацию и основные характеристики сканеров.
-
Поясните основные функции программы распознавания образов.
-
Приведите классификацию и основные характеристики дигитайзеров.
-
Приведите классификацию и основные характеристики плоттеров.
-
Конструкция и принцип действия планшетного сканера.
-
Принцип работы видеоадаптера.
-
Режимы работы видеоадаптера.
-
Основные графические функции видеоадаптера.
-
Особенности работы адаптера VGA.
-
Негізгі, қосымша әдебиет, оқу- әдістемелік құралдар
Литература основная, дополнительная, учебно-методические пособия
Основная литература
-
Информатика. Учебник. Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2001. 768с.
-
Чекмарев, Алексей Николаевич. Microsoft Windows Vista. Первое знакомство / А. Н. Чекмарев. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007. - 400 с.
-
Меженный, Олег Анисимович. Windows XP : Самоучитель / О. А. Меженный. - М. : Вильямс, 2002. - 298 с.
-
Стоцкий, Юрий Александрович. Office XP : самоучитель / Ю. А. Стоцкий. - СПб. : Питер, 2006. - 571 с.Бурлаков М. Самоучитель по компьютерной графике. Киев: BHV, 2000. 639c.
-
Биллиг В.А. VBA в Office 2000. Офисное программирование. М.: Русская редакция, 1999. 480с.
-
Корабельникова, Галина Борисовна. Adobe Photoshop 7 в теории и на практике / Г. Б. Корабельникова, Ю. А. Гурский, А. В. Жвалевский. - Минск : Новое знание, 2002. - 560 с.
-
Д.Левин. Вопросы Internet. Киев: Диалектика, 1999
-
citforum.ru/win/internet - ссылки по Интернет-технологиям на сервере CitForum
-
Хоникатт Дж. Использование Интернет. Киев; М.; СПб.: Издательский дом "Вильямс", 1998.
-
Интернет энциклопедия. Под ред. Л. Мелиховой. СПб.: Питер, 2000. 528с.
Дополнительная литература
-
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.: Олма-Пресс, 2001. 847с.
-
Информатика. Базовый курс. Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2001. 640с.
-
Microsoft Office 2000. Пер. с англ. Р. Джекобсон. М.: Русская редакция, 2000. 448с.
-
Робинсон С. Microsoft Access 2000. СПб.: Питер, 2001. 512с.
-
Вайскопф Дж. Microsoft FrontPage 2000. Учебный курс. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 352с.
Перечень средств обучения
-
Практические занятия в компьютерном классе с использование современной компьютерной техники и ПО
-
Презентационные материалы в формате Power Point
-
Антивирусные пакеты
-
Пакет MS Office
-
MS FrontPage
-
Adobe Photoshop
-
Corel Draw