Статья Формирование навыков рефлексивной деятельности как фактор развития учебной мотивации

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шеметова Л.В., преподаватель информатики

Формирование навыков рефлексивной деятельности

как фактор развития учебной мотивации

НСтатья Формирование навыков рефлексивной деятельности как фактор развития учебной мотивацииа протяжении двух лет в правоохранительном колледже работала творческая группа «Организация рефлексивной деятельности в учебном процессе». За время работы группы преподавателями был разработан ряд приемов рефлексивной деятельности, которые были апробированы к колледжу.

Ведь одной из задач современного урока является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Студент может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии является этап рефлексии. Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление; во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента.

Рефлексия связана с другим важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае - не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать длястудента такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

В нашем колледже широко используют личностную рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений. Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел - не успел, легко - тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно - скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

По содержанию преподаватели колледжа применяют как устную, так и письменную рефлексию.

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Письменная рефлексия позволит студентам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».

РСтатья Формирование навыков рефлексивной деятельности как фактор развития учебной мотивацииефлексия может осуществляться не только в конце учебного занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, преподаватели нашего колледжа используют в своей работе следующие виды рефлексивной деятельности:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия деятельности;

  3. рефлексия содержания учебного материала.

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце учебного занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… -Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

  • цель занятия;

  • содержание и трудности учебного материала;

  • тип занятия;

  • формы и методы обучения;

  • возрастные и психологические особенности учащихся.

ОСтатья Формирование навыков рефлексивной деятельности как фактор развития учебной мотивациибсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, обучающиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других.

В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации студента. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится студенту не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий преподаватель находится в постоянном поиске.

Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- что я делаю?

- с какой целью?

- каковы результаты моей деятельности?

- как я этого достиг?

- можно ли сделать лучше?

- что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы - он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития преподавателя.

© 2010-2022