Доклад Формы контроля на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Таким образом, оценка знаний учащихся может выступать:

оценка - проверка (В этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются и принимаются как государственные стандарты);

оценка - механизм диалога и саморазвития (при таком подходе, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса -учителя, ученики)

В процессе становления российской системы оценки качества образования отчетливо проступают две тенденции, отражающие два подхода к оценке качества образования, о которых говорилось выше. С одной стороны, все активнее используются тесты множественного выбора, запрещаются такие формы контроля, как сочинение, защита самостоятельной (творческой) работы. С другой стороны, в России стали проводиться нетривиальные выборочные обследования, которые могли бы давать школам огромную пищу для размышлений. При этом при любых формах мониторинга за качеством образования на первый план выступают два момента: диагностика и коррекция на её основе.

Диагностическая цель качества образования

По моему мнению основными характеристиками педагогического мастерства учителя являются:

1) качество знаний и действий учащихся;

2) удовлетворенность учащихся (не педагогом!)
процессом обучения.

Следовательно, и учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.

Объективный контроль качества знаний учащихся

Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля. Проанализировав современные подходы к данной проблеме, я придерживаюсь следующей классификации:

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1. Урочные - традиционные:

Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

Практические работы и лабораторные работы;

Тесты;

Самостоятельные задания;

Зачеты;

Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

Рефераты.

2.Внеурочные:

Конкурсные проекты;

Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:

Круглые столы;

Дидактические многофункциональные игры;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)

-Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

Корректирующий - исправление недостатков.

На каждую работу ребятам предлагаются задания на карточках. Для контроля знаний использую лабораторные работы, самостоятельные работы (по предложенному плану, по названию и цели лабораторной работы), отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты, проектные работы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке

обязательного учебного материала. Поэтому при организации проверке знаний и умений я учитываю ряд особенностей информатики, как учебного предмета:

1) Курс информатики представлен двумя взаимосвязанными разделами:

информационные технологии

основы информатики и вычислительной техники

где компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки информации, применяющее новые информационные технологии:

Поэтому особое внимание при мониторинге обученности уделяю проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов

2) Информатика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы:

эксперимент: мысленный и компьютерный. (Например, в начальном звене - по теме «Исполнители и система команд исполнителя» ребята проводят целое исследование по созданию виртуального исполнителя и выполнения им возможных команд, записывают и зарисовывают в тетради, после дальнейшего знакомства с графическим редактором создают изображения на компьютере)

логических задач и др.

При проверке знаний и умений я учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по информатике нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно учёт различных методических приемов, наиболее эффективных для каждой возрастной группы, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности. Так в начальной школе -это в основном игра, а в старших классах - исследовательский поиск.

Вопросы и задания для учащихся составляю с учетом следующих возрастных особенностей:

любознательность, наблюдательность;

^ интерес к динамическим процессам;

желание общаться с компьютером;

~ предметно - образное мышление;

І быстрое овладение умениями и навыками;

эмоциональная возбудимость.

Подход к контролю знаний учащихся по информатике.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках информатики поставило меня перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне:

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.

Задания и вопросы для итоговой проверки составляю с учетом требований к тематическому контролю:

выделение обязательных знаний и умений;

исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал;

-контроль общеучебных навыков, а не только предметных (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 4-6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваю на несколько отдельных подтем или провожу промежуточный контроль. В этом случае можно использую тестирование, на выполнение которого отводится не более 10-15 минут.


Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема-> Поурочный (модульный) контроль -> Промежуточный контроль -> Итоговая проверка по теме

Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля). Выбирая методы тематического контроля, пользуюсь тем, что в процессе изучения темы мною были созданы возможности выбора пути достижения главной цели: работа с персональным компьютером, решение логических задач, проведение исследования дома, в классе.

Например, при составлении вопросов контроля по теме выбираю один из путей:

Включаю задания, усвоение содержания которых требовало участия разных анализаторов, разных типов памяти, разной скорости выполнения.

В оценку знаний включаю работы, выполненные в виде исследований, лабораторной работы, творческого задания, а не только результаты письменной проверочной работы.

Вот тогда мы сможем сказать: «Двойку по информатике имеет только тот, кто не работает ни головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не один -два урока, а полтора месяца». В то же время для сильных учеников или учеников, увлекающихся информатикой, предоставляю большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком. Например, через факультативные, кружковые занятия дети принимают участие в конкурсных проектах района и области.

Диагностика знаний учащихся.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики -контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение -миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки). А в процессе отслеживания веду для каждого класса отдельную диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Эта диагностическая карта заполняется на протяжении работы по всей теме. Проанализировав результаты можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить её в творческое русло.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

В разных возрастных группах использую различные формы, приёмы и методы обучения учащихся. Следовательно, для детей разного возраста будут различны и формы контроля.

Например, во время уроков в начальной школе, происходит осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, степени удовлетворённости учащихся и учителя. Здесь, важен сам мыслительный процесс (как думает человек, как думает компьютер,...) и поэтому часто применяю различные приёмы (при фронтальном опросе)

перехода от ситуации затруднения к постановке учебной задачи»;

«обобщение с места».

и методы диагностики:

естественный эксперимент («Игра в процессор»: участники разбиваются на группы и именуют себя различными частями компьютера и по ролям показывают информационные процессы в реальном времени и др.);

лабораторный: а) «Выбор задачи» в теме «Утверждения, значения утверждений»: предлагаются картинка и несколько высказываний к ней; Одна задача - найти утверждения, значения утверждений; Вторая задача - к предложенной картинке самим придумать истинные и ложные утверждения. На этом этапе важен диагностический показатель: какую задачу выбрал, процесс её решения, понравилось ли задание и почему?; б)«поиск наилучшего способа решения»; в) решение задач с неполным условием (цель, которых выявить способность учащихся исследовать, анализировать, осознавать способы работы.

Эти методы и приёмы диагностики позволяют мне оценить знания учащихся, степень обученности, мыслительные функции детей.

Наши учащиеся должны иметь адекватное представление об информационной картине мира, о стремительно развивающихся новых информационных и компьютерных технологиях. Таким образом, изучение информатики должно строиться на работе мысли, и тем самым существенно содействовать умственному развитию учащихся.

Задачу «проводить доказательные рассуждения" дифференцирую для разных групп учащихся: для сильных -"проводить", для средних -"воспроизводить", а для слабых -"видеть ситуацию".

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов).

Конечно же, я применяю и традиционные формы контроля: самостоятельные проверочные, контрольные работы, устные ответы, сообщения и рефераты. И считаю, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должен владеть каждый ученик в процессе изучения данной темы, но они позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений на каждом этапе процесса обучения.

В конечном итоге овладение методиками системного контроля педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность

© 2010-2022