- Преподавателю
- Информатика
- Программа Занимательная информатика объединения дополнительного образования Юный программист
Программа Занимательная информатика объединения дополнительного образования Юный программист
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абрамова Г.Л. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 02.09.2014г. № 113/7 -ПД
Образовательная программа
«Занимательная информатика»
объединения дополнительного образования
«Юный программист»
рассчитана на детей 13-14 летнего возраста
со сроком обучения на 1 год.
Педагог доп. обр.:
Абрамова Галина Леонидовна,
учитель математики и информатики
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол от 27.08.2014г. №8
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /_________________
____________2014г.
2014г.
г.Перевоз
Информационная карта
программы «Занимательная информатика»
Направленность
Научно-техническая
Вид образовательной деятельности
Общеразвивающая
Название
Программы
«Занимательная информатика»
Сведения об авторе
Абрамова Галина Леонидовна, учитель математики и информатики
Аннотация к программе
Возраст детей 13-14 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Цель программы:
Развитие у учащихся практических умений и навыков грамотного использования компьютерных технологий.
Задачи:
-помочь учащимся в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
-изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
-развитие творческого подхода к работе за компьютером;
-развитие логического мышления и памяти ребенка;
-развитие фантазии и объемного восприятия
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны овладеть определённым набором умений и навыков:
-освоить терминологию и основные понятия информатики;
-овладеть элементарной информационной грамотностью;
-приобрести знания и умения по выполнению на компьютере различных действий над объектами текстового документа и созданию творческих работ.
-ознакомиться с основными способами применения новых информационных технологий;
- уметь правильно пользоваться компьютерной техникой;
-воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и самовоспитанию.
-активное участие членов объединения в общешкольных внеклассных мероприятиях.
По итогам работы проводится: обобщающая практическая работа
Статус программы
примерная
Пояснительная записка
Современные информационные технологии стали неотъемлемой частью современного человека. Устойчивый рост социального заказа учащихся и их родителей (законных представителей) характеризуется в потребности обучения информатики в рамках дополнительного образования. В связи с этим в школе организована работа объединения дополнительного образования «Юный программист», научно-технической направленности. Для максимального развития личности учащихся, с целью формирования информационной и функциональной компетентности, развития алгоритмического мышления в рамках работы объединения «Юный программист» разработана образовательная Программа «Занимательная информатика» (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся 7-8 классов во второй половине дня.
Настоящая Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,
-Конституции РФ от 12.12.1993г.,
-Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»,
-Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе»,
-Положения о дополнительном образовании.
Программа объединения «Юный программист» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой, найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации и научиться общаться с компьютером. Программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление ребёнка, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий. Работа по программе направлена на расширение творческих знаний и способностей, выработку навыков практической работы у учащихся. Её назначение - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения детей 13-14 летнего возраста (7-8 классы). Объём занятий в год составляют 38 часов. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. В объединение могут заниматься до 25 человек Занятия проводятся в кабинете №213.
Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения. В процессе занятий сочетается коллективная, групповая, индивидуальная работа. Образовательная деятельность строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает коррекцию времени и режима занятий. Организация работы за компьютером проходит с учетом санитарно-гигиенических требований.
В основу разработанной Программы положены следующие принципы:
-
Системность.
-
Доступность.
-
Научность.
-
Создание развивающей ситуации
-
Занимательность.
-
Сознательность и активность.
-
Наглядность
-
Связь теории с практикой
-
Преемственность.
-
Природосообразность
Цели и задачи
Цель:
Развитие у учащихся практических умений и навыков грамотного использования компьютерных технологий.
Задачи:
-
помочь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
-
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
-
развитие творческого подхода к работе за компьютером;
-
развитие логического мышления и памяти ребенка;
-
развитие фантазии и объемного восприятия
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны овладеть определённым набором умений и навыков:
-освоить терминологию и основные понятия информатики;
-овладеть элементарной информационной грамотностью;
-приобрести знания и умения по выполнению на компьютере различных действий над объектами текстового документа и созданию творческих работ.
-ознакомиться с основными способами применения новых информационных технологий;
- уметь правильно пользоваться компьютерной техникой;
-воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и самовоспитанию.
-активное участие членов объединения в общешкольных внеклассных мероприятиях.
Учебный план
№
Разделы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Компьютер
2
1
3
2
Занимательная информатика
5
5
10
3
Графика
7
6
13
4
Текстовый редактор
6
5
11
Итоговое занятие
1
1
Всего:
21
17
38
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата
Компьютер - 3 часа
1
Техника безопасности в компьютерном классе. Основные компоненты компьютера. Устройства ввода, вывода.
1
2
Клавиатура. Практическая работа №1 «Вычисления с помощью программы Калькулятор. Клавиатурный тренажер».
1
3
Группы клавиш. Практическая работа №2 «Набор текста».
1
Занимательная информатика - 10 часов
4
Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование
1
5
Практическая работа №3 «Элементы логики. Головоломки. Кроссворды».
1
6
Обобщение. Отношение между множествами.
1
7
Исполнитель. Пример исполнителя.
1
8
Модели. Алгоритм. Практическая работа №4 «Составление и выполнение алгоритмов различных задач».
1
9
Алгоритм. Практическая работа №5 «Составление и выполнение алгоритмов различных задач».
1
10
Приемы конструирования и сопоставления.
1
11
Практическая работа №6 «Создание головоломок и кроссвордов».
1
12
Практическая работа №7 «Создание головоломок и кроссвордов».
1
13
Правила и приемы компьютерной игры.
1
Графика - 13 часов
14
Графический редактор Paint.
1
15
Инструменты художника. Инструменты чертёжника.
1
16
Практическая работа №8 «Освоение режимов работы графического редактора».
1
17,18
Понятие компьютерной графики. Окно программы и его активация.
2
19
Практическая работа №9 «Собрать картинку».
1
20
Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра.
1
21
Практическая работа №10 «Раскрашивание компьютерных рисунков».
1
22
Практическая работа №11 «Использование графических примитивов».
1
23
Дополнительные возможности: масштаб, надпись.
1
24
Практическая работа №12 «Создание и редактирование рисунков».
1
25
Практическая работа №13 «Создание собственного рисунка».
1
26
Практическая работа №14 «Создание собственного рисунка. Презентация своей работы».
Текстовый редактор - 11 часов
27
Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.
1
28
Практическая работа №15 «Выполнение заданий клавиатурного тренажера».
1
29
Структура макета текстового документа.
1
30
Практическая работа №16 «Работа в текстовом редакторе.
1
31
Правила форматирования текста. Работа в текстовом редакторе».
1
32
Практическая работа №17 «Работа с фрагментом текста».
1
33
Практическая работа №18 «Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов».
1
34
Навыки набора и редактирования текстового документа.
1
35
Таблица и текст.
1
36
Практическая работа №19 «Работа с таблицей».
1
37
Практическая работа № 20 Создание таблицы «Моё расписание.
1
Итоговое занятие - 1 час
38
Практическая работа №21 Мои успехи
1
Содержание программы
-
Компьютер (3часа).
Основные вопросы: Техника безопасности в компьютерном классе. Основные компоненты компьютера. Устройства ввода, вывода. Клавиатура - инструмент писателя. Группы клавиш Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Практические работы. Изучение правил техники безопасности. Клавиатурный тренажер. Вычисления с помощью программы Калькулятор. Клавиатурный тренажер. Набор текста
Требования к знаниям и умениям:
-
знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
-
понимать понятие компьютера как информационной машины;
-
знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
-
приводить области применения компьютера;
-
выбирать и загружать нужную программу;
-
работать с манипулятором мышь;
-
освоить работу клавиатуры
II. Занимательная информатика (10 часов)
Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование. Обобщение. Отношение между множествами. План и правило. Исполнитель. Пример исполнителя. Модели. Алгоритм. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.
Практические работы: «Мир информатики» (Конструирование. Сопоставление. Множества.) Элементы логики. Головоломки. Кроссворды. Компьютерные игры. Развивающие и обучающие программы.
Требования к знаниям и умениям:
-
Уметь производить конструирование, сопоставление;
-
Понимать понятия «множество», «суждение», «истинное и ложное суждение»;
-
Использовать элементы логики при решении задач;
-
Сопоставлять, обобщать объекты;
-
Уметь строить план своих действий, использовать правило;
-
Создавать головоломки и кроссворды;
-
Применять модели при решении задач;
-
Записывать и выполнять алгоритмы различных задач;
-
Использовать различные правила и приемы в компьютерных играх.
III. Графика. (13 часов)
Графический редактор Paint. Понятие компьютерной графики. Окно программы и его активация. Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра. Использование графических примитивов.
-
Практические работы: Графика. Собрать картинку. Раскрашивание компьютерных рисунков. Освоение режимов работы графического редактора. Конструирование. Создание и редактирование рисунков. Создание собственного рисунка.
Требования к знаниям и умениям:
-
Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
-
Применять инструменты графического редактора для создания и редактирования рисунков;
-
Создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять;
-
Выполнять основные технологические операции над графическими объектами;
-
Уметь выполнять конструирование рисунков;
-
Различать рисунки растровой и векторной графики;
-
Выбирать наиболее подходящие среды для работы с компьютерной графикой.
IV. Текстовый редактор. (11 часа)
Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров. Структура макета текстового документа. Окно программы. Работа в текстовом редакторе. Навыки набора и редактирования текстового документа.
Практические работы: Выполнение заданий клавиатурного тренажера. Работа в текстовом редакторе. Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов. Основные операции над объектами текстового документа. Работа с таблицей. Создание таблицы «Моё расписание.
Требования к знаниям и умениям:
-
Знать назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров;
-
Создавать, редактировать и форматировать текстовый документ;
-
Выполнять различные действия над объектами текстового документа (символами, абзацами, фрагментами);
-
Создавать списки, колонтитулы, многоколоночный текст;
-
Создавать таблицы и графические объекты в тексте;
-
Внедрять в текстовый документ объекты, созданные в других средах.
Список литературы для детей
-
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса /л.Л. Босова, - 2-е изд.. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2009.
-
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2010. -№ 2. -С. 52-60.
-
Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2009
-
Сайт «Олимпиады в области точных наук» olymp.ifmo.ru/
-
Сайт «Первые шаги : уроки программирования» firststeps.ru/
Список литературы для учителя
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2008.
-
Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2010.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Сайт «Региональный общественный фонд новых технологий в образовании "БАЙТИК"» bytic.ru/