Программа Занимательная информатика объединения дополнительного образования Юный программист

     В программе «Занимательная информатика» представлен материал объединения дополнительного образования «Юный программист». Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения детей 13-14 летнего возраста (7-8 классы). Объём занятий в год составляют 38 часов. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю.     Цель программы: развитие у учащихся практических умений и навыков грамотного использования компьютерных технологий.     В основу разработанной Программы положены следующие принципы: систем...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

от 02.09.2014г. № 113/7 -ПД


Образовательная программа

«Занимательная информатика»

объединения дополнительного образования

«Юный программист»


рассчитана на детей 13-14 летнего возраста

со сроком обучения на 1 год.








Педагог доп. обр.:

Абрамова Галина Леонидовна,

учитель математики и информатики



Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол от 27.08.2014г. №8



СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________ /_________________

____________2014г.





2014г.

г.Перевоз

Информационная карта

программы «Занимательная информатика»

Направленность

Научно-техническая

Вид образовательной деятельности

Общеразвивающая

Название

Программы

«Занимательная информатика»

Сведения об авторе

Абрамова Галина Леонидовна, учитель математики и информатики

Аннотация к программе

Возраст детей 13-14 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Цель программы:

Развитие у учащихся практических умений и навыков грамотного использования компьютерных технологий.

Задачи:

-помочь учащимся в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

-изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

-развитие творческого подхода к работе за компьютером;

-развитие логического мышления и памяти ребенка;

-развитие фантазии и объемного восприятия

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны овладеть определённым набором умений и навыков:

-освоить терминологию и основные понятия информатики;

-овладеть элементарной информационной грамотностью;

-приобрести знания и умения по выполнению на компьютере различных действий над объектами текстового документа и созданию творческих работ.

-ознакомиться с основными способами применения новых информационных технологий;
- уметь правильно пользоваться компьютерной техникой;

-воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и самовоспитанию.

-активное участие членов объединения в общешкольных внеклассных мероприятиях.

По итогам работы проводится: обобщающая практическая работа

Статус программы

примерная
















Пояснительная записка

Современные информационные технологии стали неотъемлемой частью современного человека. Устойчивый рост социального заказа учащихся и их родителей (законных представителей) характеризуется в потребности обучения информатики в рамках дополнительного образования. В связи с этим в школе организована работа объединения дополнительного образования «Юный программист», научно-технической направленности. Для максимального развития личности учащихся, с целью формирования информационной и функциональной компетентности, развития алгоритмического мышления в рамках работы объединения «Юный программист» разработана образовательная Программа «Занимательная информатика» (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся 7-8 классов во второй половине дня.

Настоящая Программа разработана на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,

-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,

-Конституции РФ от 12.12.1993г.,

-Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»,

-Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе»,

-Положения о дополнительном образовании.

Программа объединения «Юный программист» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой, найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации и научиться общаться с компьютером. Программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление ребёнка, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий. Работа по программе направлена на расширение творческих знаний и способностей, выработку навыков практической работы у учащихся. Её назначение - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения детей 13-14 летнего возраста (7-8 классы). Объём занятий в год составляют 38 часов. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. В объединение могут заниматься до 25 человек Занятия проводятся в кабинете №213.

Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения. В процессе занятий сочетается коллективная, групповая, индивидуальная работа. Образовательная деятельность строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает коррекцию времени и режима занятий. Организация работы за компьютером проходит с учетом санитарно-гигиенических требований.

В основу разработанной Программы положены следующие принципы:

  1. Системность.

  2. Доступность.

  3. Научность.

  4. Создание развивающей ситуации

  5. Занимательность.

  6. Сознательность и активность.

  7. Наглядность

  8. Связь теории с практикой

  9. Преемственность.

  10. Природосообразность

Цели и задачи

Цель:

Развитие у учащихся практических умений и навыков грамотного использования компьютерных технологий.

Задачи:

  • помочь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

  • развитие творческого подхода к работе за компьютером;

  • развитие логического мышления и памяти ребенка;

  • развитие фантазии и объемного восприятия

Ожидаемые результаты



Учащиеся должны овладеть определённым набором умений и навыков:

-освоить терминологию и основные понятия информатики;

-овладеть элементарной информационной грамотностью;

-приобрести знания и умения по выполнению на компьютере различных действий над объектами текстового документа и созданию творческих работ.

-ознакомиться с основными способами применения новых информационных технологий;
- уметь правильно пользоваться компьютерной техникой;

-воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и самовоспитанию.

-активное участие членов объединения в общешкольных внеклассных мероприятиях.

Учебный план

Разделы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Компьютер

2

1

3

2

Занимательная информатика

5

5

10

3

Графика

7

6

13

4

Текстовый редактор

6

5

11

Итоговое занятие

1

1

Всего:

21

17

38





Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Компьютер - 3 часа

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Основные компоненты компьютера. Устройства ввода, вывода.

1

2

Клавиатура. Практическая работа №1 «Вычисления с помощью программы Калькулятор. Клавиатурный тренажер».

1

3

Группы клавиш. Практическая работа №2 «Набор текста».

1

Занимательная информатика - 10 часов

4

Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование

1

5

Практическая работа №3 «Элементы логики. Головоломки. Кроссворды».

1

6

Обобщение. Отношение между множествами.

1

7

Исполнитель. Пример исполнителя.

1

8

Модели. Алгоритм. Практическая работа №4 «Составление и выполнение алгоритмов различных задач».

1

9

Алгоритм. Практическая работа №5 «Составление и выполнение алгоритмов различных задач».

1

10

Приемы конструирования и сопоставления.

1

11

Практическая работа №6 «Создание головоломок и кроссвордов».

1

12

Практическая работа №7 «Создание головоломок и кроссвордов».

1

13

Правила и приемы компьютерной игры.

1

Графика - 13 часов

14

Графический редактор Paint.

1

15

Инструменты художника. Инструменты чертёжника.

1

16

Практическая работа №8 «Освоение режимов работы графического редактора».

1

17,18

Понятие компьютерной графики. Окно программы и его активация.

2

19

Практическая работа №9 «Собрать картинку».

1

20

Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра.

1

21

Практическая работа №10 «Раскрашивание компьютерных рисунков».

1

22

Практическая работа №11 «Использование графических примитивов».

1

23

Дополнительные возможности: масштаб, надпись.

1

24

Практическая работа №12 «Создание и редактирование рисунков».

1

25

Практическая работа №13 «Создание собственного рисунка».

1

26

Практическая работа №14 «Создание собственного рисунка. Презентация своей работы».

Текстовый редактор - 11 часов

27

Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров.

1

28

Практическая работа №15 «Выполнение заданий клавиатурного тренажера».

1

29

Структура макета текстового документа.

1

30

Практическая работа №16 «Работа в текстовом редакторе.

1

31

Правила форматирования текста. Работа в текстовом редакторе».

1

32

Практическая работа №17 «Работа с фрагментом текста».

1

33

Практическая работа №18 «Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов».

1

34

Навыки набора и редактирования текстового документа.

1

35

Таблица и текст.

1

36

Практическая работа №19 «Работа с таблицей».

1

37

Практическая работа № 20 Создание таблицы «Моё расписание.

1

Итоговое занятие - 1 час

38

Практическая работа №21 Мои успехи

1

Содержание программы


  1. Компьютер (3часа).

Основные вопросы: Техника безопасности в компьютерном классе. Основные компоненты компьютера. Устройства ввода, вывода. Клавиатура - инструмент писателя. Группы клавиш Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Практические работы. Изучение правил техники безопасности. Клавиатурный тренажер. Вычисления с помощью программы Калькулятор. Клавиатурный тренажер. Набор текста

Требования к знаниям и умениям:

  • знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • понимать понятие компьютера как информационной машины;

  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;

  • приводить области применения компьютера;

  • выбирать и загружать нужную программу;

  • работать с манипулятором мышь;

  • освоить работу клавиатуры

II. Занимательная информатика (10 часов)

Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование. Обобщение. Отношение между множествами. План и правило. Исполнитель. Пример исполнителя. Модели. Алгоритм. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.

Практические работы: «Мир информатики» (Конструирование. Сопоставление. Множества.) Элементы логики. Головоломки. Кроссворды. Компьютерные игры. Развивающие и обучающие программы.

Требования к знаниям и умениям:

  • Уметь производить конструирование, сопоставление;

  • Понимать понятия «множество», «суждение», «истинное и ложное суждение»;

  • Использовать элементы логики при решении задач;

  • Сопоставлять, обобщать объекты;

  • Уметь строить план своих действий, использовать правило;

  • Создавать головоломки и кроссворды;

  • Применять модели при решении задач;

  • Записывать и выполнять алгоритмы различных задач;

  • Использовать различные правила и приемы в компьютерных играх.

III. Графика. (13 часов)

Графический редактор Paint. Понятие компьютерной графики. Окно программы и его активация. Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра. Использование графических примитивов.

  • Практические работы: Графика. Собрать картинку. Раскрашивание компьютерных рисунков. Освоение режимов работы графического редактора. Конструирование. Создание и редактирование рисунков. Создание собственного рисунка.

Требования к знаниям и умениям:

  • Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • Применять инструменты графического редактора для создания и редактирования рисунков;

  • Создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять;

  • Выполнять основные технологические операции над графическими объектами;

  • Уметь выполнять конструирование рисунков;

  • Различать рисунки растровой и векторной графики;

  • Выбирать наиболее подходящие среды для работы с компьютерной графикой.

IV. Текстовый редактор. (11 часа)

Назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров. Структура макета текстового документа. Окно программы. Работа в текстовом редакторе. Навыки набора и редактирования текстового документа.

Практические работы: Выполнение заданий клавиатурного тренажера. Работа в текстовом редакторе. Освоение приемов создания и редактирования текстовых документов. Основные операции над объектами текстового документа. Работа с таблицей. Создание таблицы «Моё расписание.

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать назначение и основные возможности текстовых редакторов и процессоров;

  • Создавать, редактировать и форматировать текстовый документ;

  • Выполнять различные действия над объектами текстового документа (символами, абзацами, фрагментами);

  • Создавать списки, колонтитулы, многоколоночный текст;

  • Создавать таблицы и графические объекты в тексте;

  • Внедрять в текстовый документ объекты, созданные в других средах.

Список литературы для детей

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса /л.Л. Босова, - 2-е изд.. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2009.

  4. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2010. -№ 2. -С. 52-60.

  5. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2009

  6. Сайт «Олимпиады в области точных наук» olymp.ifmo.ru/

  7. Сайт «Первые шаги : уроки программирования» firststeps.ru/

Список литературы для учителя


  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2008.

  2. Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2010.

  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

  4. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Сайт «Региональный общественный фонд новых технологий в образовании "БАЙТИК"» bytic.ru/



© 2010-2022