Программа ДО Математические основы информатики, 9 класс

Рабочая программа дополнительного образования по информатике 9 класс, рассчитанная на 17 часов. Программа разработана на основе: 1.     Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2.      Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32). 3.     Учебного плана преподавания информатики в 9-х классах ГБОУ СОШ № 924 в 2014-2015 учебном году. 4.      Авторск...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дополнительного образования «Математические основы информатики»


Ступень обучения (класс) 9 класс


Количество часов 17


Уровень базовый


Учитель Долженкова Владлена Игоревна


Программа разработана на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебного плана преподавания информатики в 9-х классах ГБОУ СОШ № 924 в 2014-2015 учебном году.

4. Авторской программы курса «Математические основы информатики» Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)




Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • авторская программа элективного курса «Математические основы информатики» Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, метапредметный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Курс ориентирован на учащихся, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математике.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, освоение тем можно производить в произвольном порядке.

Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся основ научного мировоззрения;

• обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников 9-х классов школы к освоению программ высшего профессионального образования;

• создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Основные задачи курса:

• сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

• показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

• привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, поиск нестандартных решений поставленных задач, применение логико-аналитического навыков в математическом подходе к решению задач по информатике и т. д.);

• сформировать умения решения математических задач в информатике;

• сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;

• развить способность к самообучению, поиску вариантов рационального решения.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

- кодирование информации;

- моделирование и формализация;

- коммуникационные технологии;

- основы математической логики;

- табличный процессор Excel.

Циклом занятий предусмотрена лекционно-практическая система обучения и тводится 1 час в неделю.

Содержание программы:

№п/п

Тема раздела

Количество часов

Кодирование информации

6

Моделирование и формализация

2

Коммуникационные технологии

2

Основы математической логики

3

Табличный процессор Excel

3

Подведение итогов обучения

1

ИТОГО:

17

Методы преподавания и обучения

В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:

1) принцип обучения на высоком уровне трудности;

2) принцип ведущей роли теоретических знаний;

3) принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;

4) принцип группового или коллективного взаимодействия;

5) принцип полифункциональности учебных заданий.

Данная методика опирается на положения когнитивной психологии:

1) в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;

2) ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;

3) из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;

4) для всестороннего развития мышления в содержание обучения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;

5) для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».




Литература

  1. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  2. . Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  4. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  5. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)







п/п

темы в разделе

СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ



Тема раздела


Кодирование информации. 6 часов


Техника безопасности. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики.

Информация. Кодирование текстовой информации. Системы кодирования текстовой информации.


Использование математических формул для решения задач по теме «Кодирование текстовой информации».


Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.


Использование математических формул для решения задач по теме «Кодирование графической информации».


Кодирование и обработка звуковой информации.


Использование математических формул для решения задач «Кодирование и обработка звуковой информации».


Моделирование и формализация. 2 часа

1

Моделирование и формализация. Графы. Иерархическая система в моделировании на графах.

2

Решение задач по теме «Информационные модели на графах».

Коммуникационные технологии. 2 часа

1

Коммуникационные технологии. Передача данных.

2

Использование математических формул для решения задач по теме «Скорость передачи данных».


Основы математической логики. 3 часа

1

Алгебра логики. Логические выражения и таблицы истинности.

2

Законы алгебры логики. Упрощение логических выражений. Порядок решения логического выражения.

3

Решение задач по теме «Алгебра логики».

Табличный процессор Excel. 3 часа

Использование формул и функций в Excel. Правила синтаксиса при записи функций. Ввод и редактирование формул.

Ссылки: абсолютные, относительные, смешанные. Использование ссылок для оптимизации вычислительных процессов.

Решение вычислительных задач при помощи табличного процессора Excel.

Подведение итогов. 1 час

Проверочная работа по результатам обучения.

Программу составила __________________ В. И. Долженкова


© 2010-2022