- Преподавателю
- Информатика
- Программа ДО Математические основы информатики, 9 класс
Программа ДО Математические основы информатики, 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долженкова В.И. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования «Математические основы информатики»
Ступень обучения (класс) 9 класс
Количество часов 17
Уровень базовый
Учитель Долженкова Владлена Игоревна
Программа разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Учебного плана преподавания информатики в 9-х классах ГБОУ СОШ № 924 в 2014-2015 учебном году.
4. Авторской программы курса «Математические основы информатики» Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
авторская программа элективного курса «Математические основы информатики» Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина;
-
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, метапредметный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Курс ориентирован на учащихся, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математике.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.
Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, освоение тем можно производить в произвольном порядке.
Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся основ научного мировоззрения;
• обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников 9-х классов школы к освоению программ высшего профессионального образования;
• создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Основные задачи курса:
• сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
• показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
• привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, поиск нестандартных решений поставленных задач, применение логико-аналитического навыков в математическом подходе к решению задач по информатике и т. д.);
• сформировать умения решения математических задач в информатике;
• сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
• развить способность к самообучению, поиску вариантов рационального решения.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- кодирование информации;
- моделирование и формализация;
- коммуникационные технологии;
- основы математической логики;
- табличный процессор Excel.
Циклом занятий предусмотрена лекционно-практическая система обучения и тводится 1 час в неделю.
Содержание программы:
№п/п
Тема раздела
Количество часов
Кодирование информации
6
Моделирование и формализация
2
Коммуникационные технологии
2
Основы математической логики
3
Табличный процессор Excel
3
Подведение итогов обучения
1
ИТОГО:
17
Методы преподавания и обучения
В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:
1) принцип обучения на высоком уровне трудности;
2) принцип ведущей роли теоретических знаний;
3) принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;
4) принцип группового или коллективного взаимодействия;
5) принцип полифункциональности учебных заданий.
Данная методика опирается на положения когнитивной психологии:
1) в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;
2) ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;
3) из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;
4) для всестороннего развития мышления в содержание обучения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;
5) для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».
Литература
-
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
-
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)
№ п/п
№ темы в разделе
СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема раздела
Кодирование информации. 6 часов
Техника безопасности. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики.
Информация. Кодирование текстовой информации. Системы кодирования текстовой информации.
Использование математических формул для решения задач по теме «Кодирование текстовой информации».
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Использование математических формул для решения задач по теме «Кодирование графической информации».
Кодирование и обработка звуковой информации.
Использование математических формул для решения задач «Кодирование и обработка звуковой информации».
Моделирование и формализация. 2 часа
1
Моделирование и формализация. Графы. Иерархическая система в моделировании на графах.
2
Решение задач по теме «Информационные модели на графах».
Коммуникационные технологии. 2 часа
1
Коммуникационные технологии. Передача данных.
2
Использование математических формул для решения задач по теме «Скорость передачи данных».
Основы математической логики. 3 часа
1
Алгебра логики. Логические выражения и таблицы истинности.
2
Законы алгебры логики. Упрощение логических выражений. Порядок решения логического выражения.
3
Решение задач по теме «Алгебра логики».
Табличный процессор Excel. 3 часа
Использование формул и функций в Excel. Правила синтаксиса при записи функций. Ввод и редактирование формул.
Ссылки: абсолютные, относительные, смешанные. Использование ссылок для оптимизации вычислительных процессов.
Решение вычислительных задач при помощи табличного процессора Excel.
Подведение итогов. 1 час
Проверочная работа по результатам обучения.
Программу составила __________________ В. И. Долженкова