Статья об использовании одного модуля Программы Применение новых подходов на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья

об использовании одного модуля Программы

Применение новых подходов на уроках информатики



«Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает»

Восточная мудрость[1]


Изучая идеи Программы, я столкнулась с высказыванием Выготского, который утверждал что: «Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, наша роль как учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения, будет являться решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими более знающими, в роли, которых могут выступать одноклассники и учителя. Обучение будет успешным в том случае, когда обсуждаемые идеи ещё не будут являться частью настоящего понимания ученика».[2, стр. 144].

Поэтому, моя задача была организовать класс на совместное обучение. И, серии последовательных уроков я старалась построить на диалоговом обучении с использованием групповых, парных и индивидуальных бесед. Где дети могут себя раскрыть.

По мнению Мерсера и Литлтона, диалог занимает на уроке центральное место, и в первую очередь может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому на всех уроках я применяла модуль «диалогическое обучение»,.И прежде чем проводить уроки, я поставила для себя цель: научить детей работать не только индивидуально, но также в группах и парах. [2, стр. 144].

И потом, я соглашусь со словами Барнса, который утверждал, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [2, стр.145].

На первой встрече с учениками я обсудила предстоящие идеи практической работы. Так как ученики не привыкли вести разговоры в классе, я провела тренинг «Пробное обсуждение» на классном часу, использовала приём «Консилиум». Где, ученики делятся на две группы, каждая группа садится в круг, и им зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать». На доске написан список тех, кого необходимо спасти.

Затем ученикам дается на обсуждение 15-20 мин. После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его. В данном приеме крайне была важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо было направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д.

В свою очередь, во время обсуждения, я внимательно наблюдала за учениками и для себя делала записи поведения каждого: лидеров, агрессоров и молчунов. [3]. Обратила внимание, как учащиеся работают в группах. Какая беседа наблюдалась в данный момент. При обсуждении такой темы, ярко наблюдалась такая форма беседы, как дебаты и кумулятивная беседа. Роль лидера на себя взяли девчонки: ученица В, ученица А, ученица Н. Агрессоров в моем классе не оказалось, а вот молчунов хватило, но самые молчаливые оказались мальчики ученик С, ученик А, и девочки ученица Т, ученица Ю, ученица А. После того как обсудили данную тему, я спросила у учащихся, понравилась ли им такая форма работы. Ответ был положительный. И я предложила детям поработать в группах и потом в парах, уже непосредственно на уроке информатики.

И, уже на первом уроке мы совместно с учащимися разработали правила работы в группах.

Изучив исследования Мерсера, который утверждал, что беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: дебаты, кумулятивная, исследовательская [2, стр.145]. Моей задачей было вовлечь в беседу всех учащихся.

В основном работа в группах содержала в себе исследовательскую беседу, учащиеся совместно выполняли общее задание с последующей защитой у доски. При этом я просила защищать презентации не только сильных учащихся, но и слабых, чтобы они учились навыкам защиты презентации для того, что бы активно включаться в совместную работу. При использовании данного модуля я заметила,что детям очень нравится подобный вид работы. У детей не возникло особых затруднений с применением данного модуля. При всем при этом, когда проходит совместное обсуждение в группе новый материал усваивается очень быстро и становиться доступным.

Но, все же, работая в парах, молчуны так и не заговорили. И только на втором уроке уже практически никто не молчал. И на одном из уроков, ребятам необходимо было обсудить тему в группе. Обсуждение шло бурно, в некоторых группах были даже споры, в которые я старалась не вмешиваться, надеясь, что ребята сами придут к верному ответу. Если к единому мнению группа не могла прийти, то обращались за помощью к учителю. Для объяснения я использовала следующую стратегию. Учащиеся сами читают вслух тему урока. Я спрашиваю, какие идеи у них возникли по поводу новой темы «Внедрение таблиц, видео и звуков рисунков. Настройка эффектов анимации. Демонстрация презентации».Ребята обратили внимание на слово «Внедрение и анимация». Сказали, что с этой темой они встречались еще в шестом классе, когда изучали «Презентации». Что с помощью презентации можно показать, дети ответили, например (урок, фотоальбом, ребусы.).

Изучая идеи Программы, я узнала важные элементы саморегулируемого обучения, которые определил Перри (2002):

  • Самонаправленность в процессе работы над заданиями;

  • Самостоятельное определение учеником проблемы и цели;

  • Самостоятельный выбор стратегий ля достижения целей и решения проблем. [2, стр. 151].

В свою очередь, во время выполнения практической работы, я наблюдала процесс саморегуляции. Ученица В, уровня А выбрала тему из задания уровня В, а задания выполнила из уровня С. И я считаю, что как раз это и демонстрирует один из важных элементов саморегулируемого обучения: самонаправленность в процессе работы над заданиями.

И поэтому, я предложила ребятам самостоятельно подготовить тему урока. Когда они будут готовить тему урока дома, у учеников будет саморегулируемое обучение, когда они будут самостоятельно выбирать стратегии для достижения цели. В свою очередь это и есть один из важных элементов саморегулируемого обучения: самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

Интерес к такому заданию проявили учащиеся, которые занимаются по информатике на «пять». Данными учащимися оказались ученица Б, ученица А, ученица К и ученица И. Все ученицы подготовили материал в виде сообщения и презентации.

При обсуждении новой темы, каждая группа представила на листах формата А-4 свой тип компьютерной сети и пояснили, для чего нужна та или иная компьютерная сеть, какие затраты нужны для создания данных сетей. Каждая группа защитила свою точку зрения. В процессе защиты возникли споры. Ученик Д, не согласился с одной из групп, в том что использование компьютерной сети такой как, звезда не целесообразно использовать в нашем компьютерном классе, пояснив, что если выйдет из строя один компьютер, то выйдет из строя вся система. Другая группа поддержала ученик Д. Наблюдая за спором учеников, я убедилась в том, что вовлекая учеников в диалог, ученики, которые отмалчиваются на традиционных уроках раскрывают свои способности, поэтому, чтобы и дальше раскрывать потенциал своих учеников, в будущем, я буду применять данный модуль на своих уроках.

После обсуждения, я предложила им попарно поработать, уже непосредственно выполнив практическую работу на компьютере. После работы в парах и группах, дети, не боясь, вступали в диалог, и весь урок плодотворно работали и молчуны, и слабоуспевающие дети. В свою очередь, ученица С, со слабой успеваемостью, имеющая дефект речи написала все, что думала на листе бумаги и, ни сколько не стесняясь, громко зачитала, что было записано на её листе. Я была довольна результатом.

Например, приступив к обсуждению в группе, ученица С, сразу сказала о том, что ей показалось интересным, она сказала: «Я хочу написать про применение компьютерной сети шина, про затраты на создание данной сети», на что одноклассники согласились. В результате, ученица С, изобразила графически в красочном виде, соединение шина. Но у неё не получилось раскрыть вопрос о затратах, на материалы для создания данной сети, потому что она не знает некоторых понятий, например таких как, коаксиальный кабель, оптоволокно, шлюз. Для того, чтобы она смогла дальше работать по данной теме, мне необходимо предложить ей записать в тетрадь данные определения, выучить, а потом применить данные знания. Важно отметить то, что дети, работающие попарно, приобретают наиболее больше практических навыков, нежели при работе в одиночку, потому что, у каждого, кто находится в паре, разный уровень навыков работы за компьютером, поэтому работая в паре, они учатся друг у друга навыкам работы за компьютером. Например, на одном из уроков, так получилось, что в пару попали ученица уровня С, и ученик уровня А, у которого, нет дома компьютера, в связи с этим, навыки работы за компьютером у этого ученика слабее. Поэтому попав в пару с сильным учащимся ученик уровня А, сможет приобрести больше навыков работы за компьютером, но в свою очередь при работе над совместным заданием, этот ученик подал идею, как создать яркую и интересную презентацию.

Диалогическое обучение также способствует развитию критического мышления. Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии их активного вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.[1, стр. 156].

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу так как:

  • позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

  • содействовать аргументированию учениками своих идей;

  • помогает учителям понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. [1, стр. 145].

Я считаю что, в процессе диалога учителя с учениками нужно давать возможность ответа не только сильным, но и слабым ученикам они должны быть услышаны, особенно те дети, которые в основном молчаливы, не работают. Вопросы должны быть содержательными, интересными, касающиеся урока и предмета, то есть составить такие вопросы, в которых идет речь именно о сегодняшней теме урока, например: «Перечислите меню программы MS Power Point, Можно ли применять в презентации различные анимации? С помощью какого меню можно вставить рисунок в презентацию?», хотя данные вопросы и низкого порядка, но именно на такие вопросы молчаливые дети могут ответить, и вступить в диалог.

Согласно этому, могу сказать, что диалог «ученик-ученик», учитель - ученик даёт свой определённый результат. Наблюдя за ученицей уровня С, ученицей с низкой успеваемостью своего класса, хотелось бы отметить её работу в паре, где она смогла показать свои способности и таланты, которые не проявлялись ранее при традиционном обучении. Ведь действительно, такие ученики, которые на уроках очень пассивные, то работая в группе, они могут показать себя с другой стороны. Становятся более уверенными, могут подойти с творческой стороны при выполнении заданий. Например, на одном из уроков, ученица С, с дефектом речи, такую изобразила компьютерную сеть, которую мы не рассматривали на уроках, это свидетельствует о том, ученица подошла творчески к выполнению заданий.

Соглашаясь с высказыванием Александера, который утверждал, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях. В диалоге ученики являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата.[1, стр. 145]. Из этого можно сделать вывод о том, что беседа является неотъемлемой частью обучения учеников.

Проводя такие уроки, я чувствовала себя на уроке комфортно, можно сказать на одной волне с учениками, это было связано с активностью класса, которую они проявили на уроке. В карточках по саморефлексии ребята отметили, что им понравилось работать совместно в паре, в группе, так как есть возможность пообщаться и помочь друг другу, обменяться информацией, посоветоваться, даже поспорить. Ребята чувствуют себя комфортно, свободно передвигаются по классу, если есть в этом необходимость.

Проведя наблюдения за поведением, речью учащихся, я сделала вывод, что их надо еще учить защищать свою точку зрения. Но, не смотря на это, ребята стали больше на уроке говорить, беседовать между собою, обсуждать интересную для них тему, иногда даже спорить между собою. И все же они ждут правильного ответа от учителя и в своих ответах не всегда уверены.

Я считаю, что надо учить детей говорить, общаться, сотрудничать друг с другом, не только между собой, но и с учителем, надо учить детей не стеснять высказывать свое мнение, научить их тому, что можно и нужно говорить то, что они думают и показать им, что они будут все услышаны, и что мнение каждого для учителя ценно. А этого можно достигнуть, я считаю, только благодаря диалогу.

После всех проведенных уроков работы в группах я точно для себя решила, что обязательно может не на всех, но постараюсь на большей части уроков проводить такую парную или групповую работу. Тем самым можно преодолеть барьеры, возникшие в классах (эмоциональный, социальный, когнитивный и т. п.), повысить мотивацию, интерес и качество знаний.

Что я ожидаю от этой методики, то, что если все пройдут эти курсы, мы сможем изменить свои методы преподавания, с помощью новых идей Программы. Мы сможем развить саморегулируемое обучение, не только в малокомплектных школах, но и в дальнейшем во всей нашей стране, что будет способствовать тому, что мы сможем выйти на новый образовательный уровень. Используя идеи Программы, детей начнут учить уже с младших классов. Я думаю, будет больше талантливых, критически мыслящих детей, которые смогут выражать свои мысли.

Общий вывод, который я вынесла для себя по данному модулю: в группе намного легче работать, дети чувствуют себя комфортно, нет скованности, такие виды работы просто крайне необходимы в нашем образовании, ведь именно таким образом учащиеся могут реализовать себя в полной мере как обучающиеся и как личности. Моя практика в школе только убедила меня в этом суждении. Ведь есть учащиеся, которые постоянно молчат на традиционных уроках, но здесь им приходиться высказывать свое мнение.

В будущей практической деятельности я буду внедрять в планы урока модуль «Диалогическое обучение», применение которого позволит учащимся на моих уроках чувствовать себя комфортно, смогут открыто выражать свои мысли, принимать идеи другого, аргументировать свои ответы, и это позволит улучшить качество образования в моем класс и сделать процесс обучения легким, доступным, позитивным и интересным!

Используемая литература:

  1. Афоризмы, foxdesign.ru/aphorism/to/edu/data/img/pic-023t_dialogue.html;

  2. Руководство для учителя;

  3. ДООЦ «Орленок», статья «Игры на сплочение коллектива», doocorlenok.gb7.ru/kolektiv.html;

© 2010-2022