- Преподавателю
- Информатика
- Информатика как элемент экологического воспитания
Информатика как элемент экологического воспитания
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барабанова Л.И. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИНФОРМАТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Барабанова Лариса Ивановна
ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»,
преподаватель информатики и ИКТ
«Через красивое - к человечному
- такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Главная задача экологического образования и воспитания - формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения - учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать обучающимся существование межпредметных связей и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:
Образовательные:
-
изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;
-
ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;
-
подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор учащихся в других областях, в частности - экологии;
-
реализовать межпредметные связи.
Воспитательные:
-
воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края;
-
формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики
Развивающие:
-
привлечь внимание к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;
-
развить логическое мышление обучающихся;
-
выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно при изучении информационных технологий.
В текстовом редакторе на уроках можно создавать, форматировать и редактировать тексты на экологические темы. При выполнении этого задания учащиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить свои творческие способности: воображение, представление. Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания.
В табличном редакторе можно создавать таблицы и диаграммы по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Предполагается, что на основании полученных данных обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации.
В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная учеником по желанию.
Проекты экологической направленности также успешно способствуют
-
решению задач совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;
-
воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;
-
развитию коммуникативности: навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды), умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов;
-
формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;
-
возникновению эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умению передать эти чувства в доступных видах творчества;
-
воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
-
формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;
-
выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;
-
становлению умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;
Каждый обучающийся выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района, занесенного в Красную Книгу. В такой базе могут содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание. Если создавать связанные таблицы, то можно в другой таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д.
Используя информационные ресурсы Интернета можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web-страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь с экологическими организациями. При разработке Web-страниц на занятиях обучающиеся дополняют тему, разработанную для презентации, и представляют ее в виде Web-страницы.
Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы:
-
На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.
-
Использование информационных компьютерных технологий позволяет ученикам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения
-
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
-
Реализовать межпредметные связи.
Занятия, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, обучающиеся видят практическое применение своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.
Литература:
-
Игра в воспитательном процессе. Учебно-методическое пособие. (II-е издание, дополненное и переработанное). Под ред. П.А. Шептенко. Барнаул: Издательство БГПУ, 2008
-
Игры обучение, тренинг, досуг./Под. ред. В.В. Петрусинского// в четырёх книгах. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
-
Мозаика интерактива. Сборник материалов по экологическому просвещению. Выпуск 6. Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещёв, Л. Н. Ердаков, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, 2006.
-
Дежникова Н. С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. - М.: Пед. России, 2009.
Интернет-ссылки:
-
ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/bank/matem/1.doc
-
inf.1september.ru/2000/2/art/ef1.htm