• Преподавателю
  • Информатика
  • Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сетевой проект - уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве


Загороднева Елена Александровна

ГАПОУ ПСЭК им. П. Мачнева, г. Самара

Базовые принципы системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, определяют новые формы организации образовательного процесса.

Практика показала, что в обучении студентов недостаточно уделено внимания на самостоятельную работу и на рациональную организацию учебно-познавательной деятельности. Поэтому выпускники не могут быстро адаптироваться к непрерывно обновляющимся новым технологиям в жизни. На первое место выдвигается не информированность студента, а умения разрешать возникающие проблемы, отход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.

Сетевые проекты - воистину эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве учебно-исследовательской деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, в том числе цифровой. Здесь происходит продуктивное межличностное взаимодействие и сотрудничество в коллективе, направленность на саморазвитие, социальную ответственность, шлифование умений ставить цель и решать проблемы, что чрезвычайно важно для выпускника. [1]

Работа над сетевым проектом в основном реализуется за счет внеурочной деятельности в творческом объединении преподавателя и обучающихся. По срокам реализации проект может быть краткосрочным, средней продолжительности и долгосрочным, по характеру контактов - внутренним, региональным и даже международным, по предметно-содержательным областям - монопроект или межпредметным. При этом происходит асинхронное либо синхронное взаимодействие участников. Синхронное (коллоборативное) взаимодействие происходит в режиме реального времени на единой площадке. При асинхронном взаимодействии участники работают в рамках коллективной площадки, но не одновременно.[3]

В рамках данной статьи раскрываются формы организации, сопровождения и оценивания внеурочного сетевого проекта на основе сервисов Веб 2.0 на примере социального проекта «Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста»

Наиболее удачным инструментом для коллективной работы является сайт, как площадка для широкого доступа к проекту в виртуальном пространстве. [2]

Преподаватель, создав аккаунт Google, получает в распоряжение совершенно бесплатно огромный спектр сервисов, совершенно прозрачных в использовании для любого непосвященного пользователя. В том числе и Сайты Google. Студенты, создав гуглаккаунт, получают доступ к сайту активности по приглашению по адресу эл. почты на Google. Автоматизацию сбора e-mail студентов обеспечит ещё один сервис Формы Google.

На главной странице освещается цель и задачи проекта. В карте сайта отражаются все этапы сетевого проекта:

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Структура проектного процесса перекликается с картой сайта:

  • Самопрезентация

  • Осмысление проблемы

  • Выполнение исследования с последующим обменом мнениями

  • Анализ полученных результатов и создание проектного продукта.

  • Подведение итогов, сюрпризы и подарки

В сервисе Thinglink можно создать интерактивную Маршрутную карту, в которой все этапы сетевого проекта ведут к намеченному пункту МАСТЕР, и разместить на главной странице сайта. Если коснуться стрелки, можно перейти на веб-страницы нужного этапа.

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

На главной странице освещается цель и задачи проекта, обязательно прописываются сроки каждого этапа.

Важно в организации проекта - открывать доступ к странице каждого этапа согласно прописанным срокам.

Промежуточное оценивание осуществлялось с помощью «Таблицы продвижения» (на сервисе Диск Google, доступной из сайта по ссылке):

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

У каждого студента своя строка в таблице продвижения, где он, выполнив задание, размещает ссылку на свою работу.

Важно, что преподаватель, проверяя работы, заливает ячейку:

  • зелёным цветом - задание успешно выполнено

  • желтым цветом - автор не открыл доступ к заданию

  • красным цветом - задание выполнено неудовлетворительно (прикрепить коментарий к ячейке с пояснениями)

  • обязательно отмечаются смайликами удачно выполненные работы

Этап «Убираем Барьеры» нужен, чтобы все зарядились хорошим настроением и были готовы воплотить свои креативные идеи в жизнь. Для этой цели хорошо подходят сервисы:

  • Linoit.com - способ на электронной доске с помощью стикеров создавать самопрезентации, объявления и др. Здесь можно использовать приём: выбрать «одно из двух» (3 варианта) и объяснить свой выбор - предлагаются 10 пар слов. Цель этапа: раскрепостить, активировать участников.

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

  • Playcast.ru - оригинальный способ в интернете поделиться своими мыслями и настроением, создать музыкальную открытку. Здесь можно использовать приём синквейн к слову «Мастер» позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Цель этапа: добиться более глубокого осмысления темы.

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Этап «Интеллект-карта» предназначен для полного осмысления поставленной задачи в результате коллаборативного взаимодействия участников проекта при создании интеллект-карты "Показатели конкурентоспособности выпускника" в сервисе Mindmeister.com:

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Преподаватель на сайте размещает ссылки на материалы в помощь для выполнения задания.

Этап «Интервью» предполагает составление перечня вопросов по теме проекта с последующим проведением по ним опроса представителей профессии. Результаты работы заносятся в таблицу с общим доступом (на сервисе Диск Google):

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

У каждого студента своя строка. Важно на этом этапе организовать обсуждение и обмен мнениями, анализ полученных результатов. Для этого можно использовать приём «3+2+1»: одним из рефлексивных приемов, направленных на развитие критического мышления. Необходимо найти 3 плюса рассматриваемого объекта, 2 минуса и внести одно предложение по его модернизации.

Этап «Опрос» подводит к логическому завершению работы: формированию личных планов повышения своей конкурентоспособности «могу-хочу-что надо сделать?». Для организации этого этапа студентам предлагается в свободной форме ответить на вопросы (сервис Формы Google), которые заставляют подвести итоги исследований и сделать выводы:

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Важно, что:

  • ответы попадают в прикреплённую таблицу, которая доступна участникам проекта только в режиме чтения

  • отвечая на вопросы, участник не видит ответы других

  • таблицу с планами роста конкурентоспособности студентов студент может увидеть после завершения опроса

Участник на протяжении проекта ставит ссылки о выполнении проектных заданий в «Таблицу Продвижений». В итоговой колонке каждый получает своё оценочное суждение: «результат сформирован», «результат не сформирован». Особо отличившиеся «награждаются» - в итоговой колонке выставляется символ «»:

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Этап «Эффект Штирлица» обеспечивает рефлексию (что запомнилось): преподаватель в виде сюрприза и подарка готовит интерактивную карту промежуточных успешных работ:

Планирование внеурочной деятельности: «Сетевой проект – уникальное средство для реализации внеурочной деятельности в виртуальном пространстве» (разработка соцпроекта Формирование плана личного роста конкурентоспособности молодого специалиста)

Таким образом, бесспорно можно утверждать, что в арсенале сетевого проекта содержится огромный набор инструментов для побуждения студентов к самостоятельной исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности festival.1september.ru/articles/649515

  2. Сетевой проект, как инструмент реализации проектной деятельности в рамках ФГОС rcwebroom.rusedu.net/post/1782/76446

  3. Травкин Иван. «Перевернутое» онлайн-обучение. - funofteaching.tumblr.com/post/34086065520


© 2010-2022