• Преподавателю
  • Информатика
  • ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАТИКА» И «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАТИКА» И «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. А. Исакова


применение кейс-метода в преподавании дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Аннотация. В статье представлен опыт использования кейс-метода в преподавании дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»; приводится пример одного из кейсов, решаемых посредством электронных таблиц Excel при обучении дисциплине «Информатика». Конструирование заданий осуществляется с учетом профессиональной направленности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, кейс-метод, формирование компетенций, информатика, электронные таблицы.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) в основе которых лежит компетентностный подход поставило перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций. Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе необходимо использование активных и интерактивных форм проведения занятий.

С целью повышения активизации процесса обучения, формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в колледже стала внедряться кейс - технология при обучении дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач- ситуаций (решение кейсов). Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения и переносит акцент обучения с овладения готовыми знаниями на выработку решения поставленной проблемы. Несомненным достоинством кейс-технологии является то, что результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, происходит формирование практических навыков. Технология метода заключается в следующем: разрабатывается модель конкретной ситуации, отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить, при этом преподаватель выступает в роли диспетчера процесса.

Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения различных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных ситуациях. [1]

Содержание кейс-заданий предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. Задания носят интегральный характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека. Решение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. [2]

Впервые в колледже на уроках информатики кейс-задания стали использоваться для подготовки к участию в инновационном проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)» НИИ мониторинга качества образования. Затем были разработаны и апробированы кейсы по ряду тем, изучаемых в дисциплине «Информатика» и дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Основной целью практического задания является поиск алгоритма действий, ведущего к разрешению ситуации за счет использования имеющихся знаний, изучаемых или ранее изученных дисциплин. Кейс-метод используется при изучении технологии работы в программных продуктах MS Word и MS Excel. Содержание кейс-заданий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» было частично заимствовано из содержания МДК 01.01. Раздел 3 «Строительные конструкции» ПМ.01. «Участие в проектировании зданий и сооружений» специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Рассмотрим пример кейс-задания для организации и обработки данных с применением электронных таблиц по дисциплине «Информатика».

Задача кейса.

На строительстве частного дома работает бригада каменщиков и бригада штукатуров.

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАТИКА» И «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рис. 1 Таблица MS Excel для решения кейса по дисциплине «Информатика»

Задание 1. (Подзадача 1. Формулы в электронных таблицах)

Введите в электронную таблицу (рис. 1) исходные данные.

Введите формулы для расчета заработной платы каждого работника в электронную таблицу:

  1. Примем для решения данной задачи оклад каменщика - 22000 рублей, оклад штукатура - 20000 рублей, столбец «Оклад», должен быть заполнен в зависимости от должности (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»).

  2. Количество отработанных дней: от 1 до 30 дней.

  3. Сумма по окладу рассчитывается в зависимости от количества отработанных дней: = «Оклад» /22* «Количество отработанных дней».

Примечание: норма отработанных дней в данной задаче принимается 22 календарных дня.

  1. Примем районный коэффициент для данной задачи: 15%.

  2. Премию рассчитать исходя из следующего условия (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»): если человек отработал менее 10 дней, то премия равна 20%; если от 10 до 20 дней - 40%; если более 20 дней - 60 %.

  3. Подоходный налог удерживается в размере 13%.

  4. Вычислите сумму денежных средств к выдаче с учетом начислений и удержаний.

  5. Вычислите в ячейке J10 итоговую сумму заработной платы двух бригад.

Задание 2. (Подзадача 2. Диаграммы в электронных таблицах)

Постройте диаграммы, отражающие заработную плату бригады каменщиков и бригады штукатуров.

Задание 3. (Подзадача 3. Сортировка в электронных таблицах)

Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу J «Итого к выдаче» по убыванию, определите работника, заработавшего максимальную сумму, впишите в ячейку B12 фамилию и полученную сумму через запятую без пробелов (например, Гришин,32300)

Несмотря на то, что создание кейса носит творческий характер, его все-таки можно представить в виде технологического процесса, основными этапами которого являются:

  • Определение темы дисциплины, которой посвящена ситуация;

  • Формулирование целей и задач;

  • Определение проблемной ситуации;

  • Постановка заданий (подзадач кейса);

  • Оформления кейса.

Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики и информационных технологий, обогащает содержание учебных дисциплин. Таким образом, осуществляется активизация процесса обучения и повышается его результативность.

Литература:

  1. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ А. М. Долгоруков - URL: evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения 18.03.2015)

  2. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы [Электронный ресурс] - URL: fepo.i-exam.ru/node/155 (дата обращения 19.03.2015)

3


© 2010-2022