• Преподавателю
  • Информатика
  • Интегрированный урок «Цикл с условием в программах, написанных в среде GameLogo, и его применение при решении математических и экономических задач»

Интегрированный урок «Цикл с условием в программах, написанных в среде GameLogo, и его применение при решении математических и экономических задач»

Интегрированный урок «Цикл с условием в программах, написанных в среде GameLogo,  и его применение при решении математических и экономических задач». Урок ориентирован на установление метапредметных связей и отработку основных понятий по следующим предметам: информатика: команды ввода и вывода данных (СПРОСИ, ПИШИ), переменные, комментарии;математика: факториал, проценты;экономика: расходы, доходы, накопления, целевые вложения, начисления, проценты.Позволяет формировать умения учащихся работать ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. План-конспект урока

  2. «Условия и безусловный переход в программах, написанных в среде GameLogo, и их применение при решении экономических задач»

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Уровень

базовый

Тема урока

Условия и безусловный переход в программах, написанных в программной среде GameLogo,

и их применение при решении экономических задач

Место урока в программе курса «Информатика и ИКТ»

Урок из темы «Алгоритмы и их исполнители»

Цель урока

Актуализация имеющихся знаний об основах программирования, создание условий для формирования логического и экономического мышления путем решения практических проблем (экономических задач)

Тип урока

(педагогическая технология)

Урок применения знаний (интегрированное обучение, проблемное обучение, мозговой штурм)

Автор конспекта урока

Алексеева Лариса Борисовна, МОУ «СОШ № 22 с УИОП», г.о. Электросталь, Московская область

Задачи урока

  • закрепить основные идеи, принципы и закономерности написания программ;

  • развить умения анализировать, преобразовывать и использовать знания по написанию программ для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

  • продолжить формировать умения учащихся работать в группах - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Ожидаемые результаты.

Знания, умения, навыки, качества, которые будут:

актуализированы/приобретены /

закреплены/другое

учениками в ходе урока

В результате урока учащиеся смогут:

  • уметь объяснять необходимость написания программ для решения прикладных (экономических) проблем, ситуаций, явлений;

  • закрепить понятия условного и безусловного перехода в программах;

  • ознакомить с основными экономическими понятиями;

  • отработать навык оценки различных ситуаций с экономической точки зрения;

  • закрепить умение работать в группе, осуществлять рефлексию.

УУД

  • Личностные: основы социально-критического мышления, устойчивый познавательный интерес.

  • Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка.

  • Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Основные понятия

(словарь занятия)

  • Информатика: условный и безусловные переходы в программах, метки, комментарии, команды ввода и вывода данных (СПРОСИ, ПИШИ), переменные.

  • Экономика: расходы, статьи расходов, доходы, статьи доходов, зарплата, накопления, целевые вложения, экономическое поведение.

Ресурсное обеспечение занятия

Проектор, компьютер, ПК учащихся, оценочные листы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1

Организаци-

онный

момент

«Всем здравствуйте! Рада встрече.

Хорошего настроения

и успешной деятельности!»

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Готовность учащихся

к дальнейшей совместной деятельности.

2

Актуализация, целеполагание, мотивация


Актуализация знаний, введение в тему урока в форме диалога с учащимися (фронтальная работа)

Вопросы классу:


Осмысление;

воспроизведение ранее полученных знаний, формулирование цели занятия.

  1. Зачем мы пишем программы?

Вспомните:

  1. определение «программа» - запись алгоритма на языке, понятном компьютеру;

  2. необходимость компьютеризации решения задач широкого класса, имеющих практическое приложение (свойство алгоритма - массовость).

  1. Учащиеся предлагают варианты ответов.

Алгоритмическое мышление является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет им, приходить к правильным заключениям.

Цель - овладеть этой техникой мышления, научиться мыслить алгоритмически и экономически.

Написание программ - делегирование компьютеру рутинной работы по обработке информации при принятии решения.

  1. В каких случаях в программах встречаются условия?


  1. Учащиеся предлагают варианты ответов.

В случае принятия решения в зависимости от некоторого условия.

  1. Назовите два вида конструкций записи условия в программе, написанной в среде GameLogo.


  1. Существуют два варианта записи: однострочный и многострочный.

Однострочный

если <условие> то <команда_1> иначе <команда_2>

Многострочный

если <условие> то
<команда_1>
<команда_2>

...
иначе
<команда_3>
<команда_4>

...
конец условия

  1. Перечислите знаки сравнения, которые используются в выражениях.


  1. В выражениях, создающих условия, используются знаки сравнения:

= равно

> больше

< меньше

>= больше или равно

<= меньше или равно

<> не равно

  1. Когда используется многострочная конструкция записи условия в программе.


  1. Если при выполнении условия или в случае его невыполнения требуется выполнение более одной команды (одна тоже может быть, но тогда может использоваться однострочная конструкция).

  1. Перечислите все ключевые слова.

Как они записываются.

  1. Ключевые слова "если ... то", "иначе" и

"конец условия" пишутся на отдельных строках.

  1. Могут ли условия быть вложены одно в другое.

  1. Да.

  1. Назовите команду безусловного перехода.

  1. Команда безусловного перехода ПЕРЕЙТИ К

  1. Что она делает.

  1. Осуществляет переход исполнения программы к указанной метке.

  1. Каким может быть имя метки.

  1. Имя метки может быть любым, но не должно содержать пробелы и знаки препинания.

  1. Как записывается метка.

  1. Метка ставится на отдельной строке.

После имени метки всегда ставится двоеточие.

Пробел между именем метки и двоеточием не ставится.

  1. Какова цель урока?

  1. Применяя принципы алгоритмического мышления, написав программы решения экономических задач, прийти к правильным заключениям.

3

Информаци-онный

блок


  1. Учитель предлагает задачу:

«Выдержит ли мост,

если по нему проедет грузовик весом 2000 кг,

на который погрузили 50 коробок весом 80 кг. каждая?
Предел нагрузки моста - 5000 кг»

Ответ:

Нет, так как будет 6000 кг.

Программа

Вариант 1:

однострочный вариант записи условия

в программе

переменная m
m = 2000 + 50 * 80
если m > 5000 то пиши "не выдержит" иначе пиши "выдержит"

Вариант 2:

многострочный вариант записи условия

в программе

переменная m

m = 2000 + 50 * 80

если m > 5000 то
пиши "не выдержит"
иначе
пиши "выдержит"
конец условия

  1. Учащиеся работают коллективно (мозговой штурм):



  1. Составляют математическую модель задачи

80*50+2000=4000+2000=6000>5000

и кратко оформляют ответ в тетрадях.



  1. Проводят обсуждение:

  • существует ли в задаче условный или безусловный переход;

  • какой вариант записи условия лучше использовать в данной задаче.



  1. Садятся за ПК, составляют программы.


  1. Сравнивают результаты, проводят обсуждение

программ, решают, нужен ли комментарий в программе.

Групповой поиск ответа на поставленный вопрос.


  1. Учитель предлагает

задачу:

«Хватит ли денег для поездки в Куршавель для семьи из трех человек,

если денег на отпуск отложено 2100 долларов,

а расходы составляют:

билет для одного члена семьи - 200 долларов,

страховка на 1-го - 20 долларов,

цена 1-ой путевки 500 долларов.

(Но в копилке спрятано 100 долларов)».

Ответ: хватит

(2160 рублей - надо, 2200 рублей - есть).

Программа

(многострочный вариант записи условия в программе, а мог быть и однострочный, почему?)

переменная расходы
расходы = 3*(200 + 20+500)

если расходы>2100+100 то

пиши "не хватит"

иначе

пиши "хватит"

конец условия

  1. Учащиеся работают индивидуально.



  1. Составляют математическую модель задачи, находят решение

3*(200 + 20+500<2100+100



2160<2200

и каждый в тетради кратко оформляет ответ.



  1. Решают:

  • существует ли в задаче условный или безусловный переход;

  • какой вариант записи условия лучше использовать в данной задаче.



  1. Садятся за ПК, составляют программы.


  1. Сравнивают результаты, проводят обсуждение

программ, решают, нужен ли комментарий в программе.

4

Аналитический блок

  1. Учитель предлагает вопрос: зачем решать задачу на ПК?

Выслушивает разные версии.


  1. Ответ на проблемный вопрос - зачем решать задачу

на ПК: для того, чтобы, меняя исходные данные, получать расчет и ответ от ПК для принятия правильного решения.

Возникает необходимость организации ввода данных с клавиатуры.

Для этого используют команду СПРОСИ

Можно решать задачи, меняя следующие исходные данные (ученики предлагают переменные, которые могут вводиться с клавиатуры (мозговой штурм)):

отложено денег,

цена билета,

цена страховки,

цена путёвки,

размер заначки или долга,

количество отъезжающих людей,

получая в результате ответ о том,

хватит ли денег для поездки,

а, если хватит, то останутся ли

карманные деньги и в каком количестве.

  1. Групповой

поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.


  1. Учитель предлагает составить новую задачу с учетом того, что данные вводятся с клавиатуры.

Выслушивает разные версии.


  1. В результате обсуждения составляют новую задачу:

«Хватит ли денег для поездки в Куршавель для семьи

из …человек,

если денег на отпуск отложено …… долларов,

а расходы составляют:

билет для одного члена семьи - ... долларов,

страховка на 1-го -… долларов,

цена 1-ой путевки … долларов.

(Но в копилке спрятано … долларов).

Ответ:

зависит от исходных данных, задаваемых командой СПРОСИ.

2. Представление

выработанного решения - составление практически значимой задачи

(с учетом всех возможных меняющихся факторов),

умение объяснять предложенные ситуации на основе экономического подхода.



  1. Учитель предлагает

составить программу к новой - скорректированной - задаче с учетом того, что данные вводятся с клавиатуры.

  1. Садятся за ПК, пишут программу.

Программа:

(многострочный вариант записи условия в программе)

переменная отложено

переменная билет

переменная страховка

переменная путевка

переменная заначка

переменная люди

переменная карманные

спроси отложено

спроси билет

спроси страховка

спроси путевка

спроси заначка

спроси люди

карманные=отложено+заначка-люди*(билет+страховка+путевка)

если карманные>0 то

пиши "хватит; карманные деньги равны" + (продолжение строки) карманные + "$"

иначе

пиши "не хватит"

конец условия

3.Обсуждают

бизнес-план поездки, определяют экономически рациональное поведение в конкретной ситуации.

5

Блок применения практических знаний

  1. Учитель предлагает

задачу про Альпы (применяя многострочный вариант записи условия в программе)

«Сколько месяцев надо копить деньги для поездки в Альпы для семьи из трех человек,

если

ежемесячно можно отложить 700 долларов,

а расходы составляют:

билет для одного члена семьи - 200 долларов,

страховка на 1-го - 20 долларов,

цена 1-ой путевки 500 долларов.

(Но в копилке спрятано 100 долларов)».

Самостоятельная работа учеников

  1. Решение задачи



  1. Составление математической модели решения задачи.

Надо 2160 долларов: 3*(200+20+500)=3*720=2160

Через 3 месяца будет 2200 долларов: 700*3 +100 =2200

Ответ: 3 месяца.



  1. Составление программы на ПК (в программе есть условный и безусловные переходы).

Программа:

переменная доходы

переменная месяц

переменная расходы

доходы=0

расходы = 3*(200 + 20+500)-100

копим:

если расходы>доходы то

пиши "не хватит"

доходы=доходы+700

месяц=месяц+1

перейти к копим

иначе

пиши "хватит"+месяц+"месяца"

конец условия

Закрепляют навыки составления программ, применяя алгоритмическое мышление, вырабатывают экономическое мышление, осознают необходимость компьютеризации решения задач широкого класса, имеющих практическое применение.

  1. Учитель предлагает

скорректировать условия задачи про Альпы (учитывая, что значения переменных можно вводить с клавиатуры).


  1. Постановка новой задачи



  1. Формулирование новой задачи с меняющимися исходными данными

(сколько в задаче переменных, значения которых можно вводить с клавиатуры?)

«Сколько месяцев надо копить деньги для поездки в Альпы

для семьи из …человек,

если ежемесячно можно

отложить … долларов,

а расходы составляют:

билет для одного члена семьи -…долларов,

страховка на 1-го -… долларов,

цена 1-ой путевки … долларов.

(Но в копилке спрятано … долларов)».

Ответ:

зависит от исходных данных, задаваемых командой СПРОСИ.



  1. Составление программы на ПК для скорректированных условий задачи.

Программа:

(многострочный вариант записи условия в программе)

переменная доходы

переменная месяц

переменная расходы

переменная билет

переменная путевка

переменная страховка

переменная люди

переменная заначка

переменная зарплата

спроси билет

спроси путевка

спроси страховка

спроси люди

спроси заначка

спроси зарплата

доходы=0

расходы = люди * (билет + путевка + страховка) - заначка

копим:

если расходы > доходы то

пиши "не хватит"

доходы = доходы + зарплата

месяц = месяц + 1

перейти к копим

иначе

пиши "хватит"+ месяц+"месяца"

конец условия

6

Оценочный блок

Учитель дает общую оценку (словесную) работы и предлагает провести взаимооценку и самооценку. Каждый поставит себе в тетрадь отметку, оценив свою личную работу на уроке.

Самооценка (с помощью листа самопроверки, выводится на экран проектора).

Перекрестная проверка программ учащимися с помощью листа взаимооценки.

Выставляют отметки в лист взаимооценки.

Умение осуществлять взаимооценку и самооценку деятельности на уроке.

7

Рефлексия

Организация рефлексии.

Мы еще раз убедились, что алгоритмический подход - это образ мыслей, затрагивающий любые вопросы жизни.

Давайте подведем итог нашей работе.

Диалоговая форма:

  • Какую цель мы поставили в начале урока?

  • Достигли ли мы этой цели?

  • Чему вы учились на уроке?

  • Зачем вам нужны эти знания?

  • Кто сегодня не испытывал никаких затруднений?

  • А кто хоть немного ошибался?

  • А кто совсем ничего не понял?

Учащиеся включаются в диалог с учителем.

Короткие ответы, высказывают свое мнение.

Удовлетворённость совместной деятельностью.

Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

8

Домашнее задание

Сегодня мы познакомились с некоторыми принципами экономического образа мышления:

  1. Люди выбирают.

  2. Любой выбор, совершаемый людьми, предполагает затраты.

Эти принципы отражаются в программах, содержащих ветвление.

По-настоящему усвоив один раз некоторые способы экономических и алгоритмических рассуждений, вы затем повсюду будете находить возможность их использования.





Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.

Составить программу для задачи:

«Какое количество долларов и евро можно купить в банке, имея заданное количество рублей и зная курс доллара и курс евро».

Ответ: задача не содержит ветвления,

организован ввод данных с клавиатуры.

Программа:

переменная рубли

переменная цена$

переменная ценаевро

переменная количество$

переменная количествоевро

спроси рубли

спроси цена$

спроси ценаевро

количество$ = рубли / цена$

количествоевро = рубли / ценаевро

пиши количество$ + "$" + количествоевро + "евро"

Планирование домашней деятельности, уточнение условий задачи.



Лист взаимооценки и самооценки

(выдается на руки по количеству учащихся)

Фамилия Имя

аттестуемого

члена группы

Оценка, полученная от одноклассников в результате взаимооценки

Самооценка

Итоговая оценка

от эксперта № 1 (фамилия, имя)

от эксперта № 2 (фамилия, имя)

от эксперта № 3

(фамилия, имя)

от эксперта № 4 (фамилия, имя)

от эксперта № 5 (фамилия, имя)


1









2









3









4









5









6











© 2010-2022