• Преподавателю
  • Информатика
  • Выступление на августовской концеренции Грамотное владение современными ИКТ технологиями как составная часть профессиональной культуры педагога

Выступление на августовской концеренции Грамотное владение современными ИКТ технологиями как составная часть профессиональной культуры педагога

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ слайда

Содержание

Примечание

Грамотное владение современными ИКТ технологиями как составная часть профессиональной культуры педагога.

Тема выступления

    Профессиональная культура педагога - это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

    Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

    Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация. Основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание. В понятие «профессиональное самосознание» входят, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

    И, наконец, личностные характеристики педагога - это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности.

    Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

    Схема и определение проф. культуры педагога отрегулировать появление овалов

      В настоящее время, в условиях информатизации всех сфер развития современного общества особые требования предъявляются к уровню профессионального мастерства учителей. Учитель должен идти в ногу со временем, а по возможности на шаг впереди.

      При этом он должен не только обладать знаниями в области ИКТ технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.


      Картинка с применением ИКТ технологий

        Что же мы подразумеваем под понятием ИКТ технологии?

        Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.

        Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

        Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средствами телекоммуникаций.

        Но даже суперсовременный компьютер при наличии блестящих учебных продуктов без учителя-профессионала останется просто бездушной, бессловесной и слепой машиной.


        Определение технология

        Определение ИКТ технология и ИКТ компетентность

          А значит, что мы можем говорить о таком понятии как «Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) педагога».



            Выделяют три уровня владения ИКТ-компетенциями:Выступление на августовской концеренции Грамотное владение современными ИКТ технологиями как составная часть профессиональной культуры педагога

            - базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия, наиболее соответствующего характеру проблемы);
            - технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности: оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);
            - практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.








              Согласно статистики, в настоящее время, 62 % учителей находятся на первом уровне ИКТ компетентности, 30% на втором, 8% на третьем.

              диаграмма

                Сейчас мы не можем представить себе жизнь без персонального компьютера, доступа к сети Интернет.

                Наши ученики не могут оторваться от мобильных устройств и, практически поглощены социальными сетями. Новые условия, в которых нам с вами приходится завоевывать внимание наших учеников на уроках, требуют от нас знаний и умений использовать ИКТ технологии в образовательных целях. При этом мы с вами понимает, что даже самые современные технологии необходимо применять разумно и грамотно.

                Картинка ИКТ технологии

                  Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:

                  • совершенствованию организации преподавания;

                  • активизации познавательной деятельности и усиление мотивации к обучению;

                  • повышению качественной успеваемости школьников;

                  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

                  • развитию самообразования и самоконтроля;

                  • повышению уровня комфортности обучения;

                  • снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности

                  • развитию информационного мышления школьников; формированию информационно - коммуникационной компетенции;

                  • приобретению навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности;

                  • обеспечению гибкости процесса обучения.

                  Содержание выступления

                    Чтобы применение ИКТ технологий на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация учебного процесса:

                    - компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания; - учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

                    - должны быть соблюдены нормы Сан Пина при работе на компьютере.

                    Содержание выступления

                      При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

                      • какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач будет использован компьютер;

                      • какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий на данном уроке;

                      • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

                      • какие уроки целесообразно делать компьютерными;

                      • как организовать компьютерные занятия.

                      Содержание выступления

                        Важно учесть общие рекомендации психологов при разработке способа визуализации информации на экране:

                        • информация на экране должна быть структурирована;

                        • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

                        • темп работы должен варьироваться;

                        • периодически должны варьироваться яркость цвета и громкость звука;

                        • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.


                          В настоящее время в арсенале учителей находится огромное количество мультимедийных продуктов, которые можно использовать на уроках.

                          Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; интерактивные доски;

                          электронные энциклопедии и справочники;

                          тренажеры и программы тестирования;

                          образовательные ресурсы Интернета;

                          DVD и CD диски; интерактивные карты и атласы, цифровые образовательные ресурсы и многое другое.

                          Работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала обучающимися.

                          В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме

                          Примеры продуктов

                            Рассмотрим формы организации занятий с использованием ИКТ:

                            Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, и др. Большинство из приведенных форм организации деятельности на уроке мы используем и в традиционном уроке. Но использование ИКТ технологий позволяет нам экономить место на доске, особенно если необходимо вернуться к теме или цели урока. Представить в полной мере наглядность.


                            Содержание выступления

                              Рассмотрим использование информационных технологий на различных этапах урока.

                              Пример оформления слайда.

                                Организационный этап.

                                На этом этапе поясняются цель и содержание последующей работы, где могут быть показаны слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

                                Организационный этап урока настраивает обучающихся не только на работу в общем, но и на восприятие объема информации. Ведь легче идти вперед, если видно место назначения.

                                Поэтому при использовании ИТК технологий на этом этапе следует придерживаться определенных правил:

                                1.тема должна быть сформулирована точно.

                                2.Не необходимости на слайде с темой указывать свои данные.

                                3.Цели и задачи урока для демонстрации учеников должны быть конкретными и лаконичными.


                                  Примеры организации этапа проверки домашнего задания и актуализации знаний

                                  В процессе актуализации знаний необходимо повторить усвоенные знания ученика, которые являются необходимыми для изучения данной темы.

                                  Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды.

                                  Вопросы могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде небольшого видео- или фоторяда , рисунком из учебника, требующим комментария и т. д.

                                  При этом необходимо учитывать, что вопросы должны быть видны всем обучающимся.

                                  Вопросы и задания могут появляться последовательно.

                                  Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

                                  На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т. к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».




                                    Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

                                    1. мультимедиа технологии:

                                    презентация-контроль -

                                    данная презентация создается для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления, можно использовать презентацию-тест, и в конце обязательно указать критерии оценивания работы (PowerPoint)

                                    презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, а с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);

                                    презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

                                    Эти же виды презентаций можно использовать на этапе закрепления знаний, при рефлексии, на повторительно-обобщающих уроках, во время контроля знаний.


                                      Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ

                                      При изучении новой темы я часто провожу урок с применением презентации-сопровождения. Этот вид презентации самый распространенный. Такая презентация отображает основной теоретический материал к уроку, включает примеры и задания, и подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д.

                                      Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) я ориентирую на базовый учебник, но акцентирую внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

                                      При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

                                      Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

                                      1. мультимедиа технологии:

                                      презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;

                                      видеофрагменты фильмов;

                                      презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);

                                      слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);

                                      изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);

                                      коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);

                                      видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)

                                      2. компьютерные технологии:

                                      диаграммы (Excel);

                                      схемы (Excel);

                                      таблицы (Word) .

                                      3. Интернет-ресуры: для работы в группах.

                                      Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Посильное домашнее задание с использование ИКТ технологий дает возможность творчески проявиться ученику, дает стимул к поиску нового.


                                        Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Использование тестовых заданий позволяет ученику практически сразу же получить оценку своих знаний.

                                        Электронные приложения к учебникам являются хорошим дополнительным источником знаний.

                                        Есть и негативные стороны использования Икт технологий, но при рациональном и правильном использовании средств коммуникации урок становится интересным, познавательным, информативным. А творческий подход повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

                                        Учителя, которые в своей работе используют ИКТ технологии, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.


                                        Содержание выступления

                                          И в конце своего выступления мне хотелось бы поздравить Вас с Наступающим новым учебным годом, с днем знаний. Пожелать творческих успехов. Спасибо за внимание!




                                          © 2010-2022