Воспитание детей в процессе освоения ими компьютерной грамотности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Воспитание детей в процессе освоения ими компьютерной грамотности



Исполнитель:

Янн Елена Викторовна,

Методист

УДО «Дом детского творчества»

Промышленновский район

[email protected]



















Промышленная 2015

Содержание

Введение …………………………….3

1.Пути формирования компьютерной грамотности учащихся………..….......5

2.Использование компьютерной грамотности в учреждении дополнительного образования………………………………………………………………………...8

Заключение …………………………...11

Литература …………………………...12









Введение

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания учащихся.Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество породило серьезную проблему - своевременно подготовить детей к новым условиям жизни в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Проблема эффективности современного образовательного процесса обусловлена наличием следующих противоречий. С одной стороны, растет поток информации, которую должен воспринять учащийся. С другой стороны, учащийся часто имеет очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Кроме того, для успешной адаптации к условиям современной жизни человеку необходимо отчетливо представлять информационную картину окружающего мира, учитывая взаимосвязи происходящих в нем процессов и существующих явлений. Для учащихся информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной грамотности подрастающего поколения - очень важная задача.

Категория слушателей педагоги дополнительного образования, педагоги организаторы.

Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашей работы.

Цель: познакомить слушателей курсов с ролью компьютерной грамотности в решении проблем воспитание детей

Задачи:

- показать возможности компьютерной грамотности в воспитание детей;

-представить использование компьютерной грамотности в учреждении дополнительного образования;









1. Пути формирования компьютерной грамотности учащихся

Начавшийся в 1985 г. процесс компьютеризации учебных заведений и информатизации образования соответствовал объективным интересам развития общества - экономики, науки и техники, образования и культуры. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого,- информатизации образования еще более актуальной. Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования.

У истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые - академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Н.Н.Красовский, В.А.Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли -Ф.И.Перегудов, В.Н.Афанасьев, М.Р.Леонтьева, А.Ю.Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед.

В настоящее время выходы на уровень понимания важности информационной грамотности населения в современном обществе содержатся в ряде правительственных документов Российской Федерации. В частности, в «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2006), разработанной и утвержденной Министерством образования и науки РФ на срок до 2016 года, в качестве одного из приоритетных направлений названо «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» с целями вовлечения молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; развития механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории и т.д. Информационное общество-общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, её свободой и доступностью.

В настоящее время, когда компьютеризация образовательных учреждений практически завершена, становится реальной возможность систематического использования методов и средств информационных технологий. Это требует от обучающихся наличия компьютерной грамотности (англ. Computerliteracy - владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества): умения "общаться" с компьютером, знаний о том, что из себя представляет персональный компьютер и программные продукты, каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием. Однако эффективность использования ИКТ в настоящее время не всегда является высокой. Одним из основных факторов, влияющих на эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, является, зачастую низкий уровень компьютерной грамотности учащихся.

Создание условий для практического освоения и применения в образовательном процессе комплекса педагогических средств формирования компьютерной грамотности детей. Работа с обучающимися строится по следующим направлениям: выявление и активизация потенциала занятий в рамках досугово-развивающей среды образовательного учреждения использующие ИКТ, включение в содержание занятий материала,

составляющего наполнение понятия "компьютерная грамотность", обращение к личному опыту детей, разработка и реализация групповых и индивидуальных проектов, способствующих формированию компьютерной грамотности, привлечение к работе с родителями. Работа с родителями с целью развития педагогически целесообразной направленности родителей на создание условий формирования компьютерной грамотности ребёнка должна включать в себя: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования компьютерной грамотности обучающегося, привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности - проведение тематических встреч обучающихся с родителями, защита семейных проектов, конкурсы.







2.Положительный опыт использование компьютерной грамотности в учреждении дополнительного образования

Изучение и обобщение опыта. В результате изучения и обобщения опыта образовательных учреждений России по формированию информационных знаний и умений выяснилось следующее. В отечественной практике преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом - формирование информационной культуры, как целостного явления. Установлено также, что повышение уровня информационной культуры общества серьезно осложняется из-за отсутствия специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы. В настоящее время на занятиях, в основном, используются следующие формы подачи материала с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как педагог, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Интересны занятия, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Современное занятие в идеале не должен быть ограничено, на каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной, как способ самоорганизации труда и самообразования, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого обучающегося. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного занятия.

На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Для изучения программного обеспечения персонального компьютера выбирают популярный пакет программы MicrosoftOffice, который включает все средства для обработки текстов, табличных данных, позволяет создавать профессионально оформленные документы, создавать презентации. В начале рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения. В ходе занятий учащиеся проходят графический редактор Paint, подробно рассматривается редактор Word. В ходе занятий обучающиеся получают необходимые знания о детальном устройстве компьютера, операционных системах, их принципах работы, командах и меню. Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера у детей. Работая с большим интересом, учащиеся создают поздравительные открытки, похвальные листы и грамоты (программа Publisher), оформляют личные портфолио. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, знание приемов работы с мультимедийными презентациями. В процессе общения с компьютером дети приобретают совершенно новый опыт деятельности, в котором соединены текст, графика, звук, активные и пассивные способы взаимодействия элементов изображения. Благодаря этому дети приобщаются не только к деятельности в области компьютерных технологий, но овладение информационных технологий даже на простейшем уровне и создает благоприятные условия для социальной адаптации, профессиональной ориентации, приобретения опыта творческой проектировочной работы.

Большое влияние на формирование компьютерной грамотности имеет мотивация. Задача педагога создать условия занятий, в которых четко определена система выполнения задач и поощрений за их качественное выполнение. Система поощрений должно быть нематериальной, ценностной, личностно значимой для, способной повысить его общественный статус. С этой целью каждый год обучения заканчивается фестивалем личных достижений. Защитой итоговых проектов (создание открытки, похвального листа, грамоты, создание презентации и т.п., по выбору обучающегося), в которых дети используют все полученные возможности и инструменты графической программы, текстового редактора.







Заключение

Использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания учащихся. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество породило серьезную проблему - своевременно подготовить детей к новым условиям жизни в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Информационные технологии и компьютерная грамотность стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.

Компьютер - это прекрасное средство самовыражения, реализации творческих идей, незаменимый помощник в деле интеллектуального, эстетического и личностного развития наших детей. Помочь ребенку овладеть основами компьютерной грамотности - значит упростить и сделать комфортными не только дальнейшее обучение своего ребенка, но и воспитать его полноценным членом современного информационного общества. Поэтому формирование информационной грамотности подрастающего поколения - очень важная задача.



Список литературы

1.Гендина Н. И. , Колкова Н. И. , Скипор И. Л. , Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях-2002. Школьная библиотека-С.13.

2.Данилов, О. Е.Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения [Текст] / О. Е. Данилов // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 448-451.

3.Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; Под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.



© 2010-2022