- Преподавателю
- Информатика
- Статья Развитие навыков аргументации и доказательства
Статья Развитие навыков аргументации и доказательства
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Турсунбаева Д.Ж. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Турсунбаева Д. Ж.,
КГУ «Комплекс школа детский сад №33» г.Караганды
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АРГУМЕНТАЦИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Известно, что аргумент в аспекте логики используется для доказательства истинности определённого утверждения или, другими словами, тезиса. Когда мы что-либо предполагаем, строим гипотезы или утверждаем, от нас ждут обоснования наших суждений. Это особо свойственно миру науки, где всё должно иметь чёткую доказательную базу. В процессе обучения ребёнок должен изучать имеющиеся теоретические подходы, выстраивать гипотезы и доказывать их. В данном аспекте овладение навыком аргументации как инструментом познания играет важную роль.
Аргументация - это приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо положения. Достигается это привлечением различных по силе психического воздействия на человека средств либо расположение аргументов особым порядком. Обычно показывается обоснованность и полезность какой-либо идеи [1].
Наблюдения за уроками в 5,6,7 классах наглядно показало, что из 100% учащихся только 48% из всего количества могут доказать и аргументировать свои ответы.
Поскольку навыки аргументации и доказательства требуют от учащихся глубоких размышлений, умения устанавливать причинно-следственные связи, то необходимо выбрать такой инструмент, который бы удовлетворял данным условиям. Изучив ситуацию, мной и коллегами, было решено, что инструментом развития этих навыков будут техники развития критического мышления.
Методы развития критического мышления представляют собой регламентированный процесс осмысления, оценивания, анализа и обобщения информации, на основе наблюдений, опыта, размышлений и рассуждений. Критическое мышление часто ассоциируется с готовностью субъекта к рассмотрению альтернативных точек зрения, координации и переосмыслению взглядов, в соответствии с развитием мышления и реализацией целенаправленных действий, и с его психологической установкой на содействие критическому мышлению окружающих[4, с.61].
Предоставленные психологами результаты исследования методом контент-анализа показали, что КПД проводимых уроков весьма низок и составляет от 1-2 баллов. На таких уроках сохраняется авторитарный режим учителя, преобладают коллективная и индивидуальная формы работы. Естественно в такой среде невозможно говорить о развитии навыков аргументации и доказательства. Поэтому необходимость в проектировании современных уроков очевидна. В логике развития критического мышления выделяются три стадии: вызов, осмысление новой информации, рефлексия. Проектирование уроков с трехфазовой структурой позволяет развивать у учащихся навыки, давать оценку происходящим событиям, выражать собственную точку зрения.
Особо хочется отметить момент работы учащихся над текстами. У учащихся среднего звена наблюдаются проблемы в работе над текстами и как следствие неумение выдвинуть аргумент и доказать свою точку зрения(схема 1).
Схема №1. Проблемы учащихся в работе с текстом
Поэтому на каждом уроке при работе с текстом применялась шкала заданий, разработанная в соответствии с таксономией Блюма. Блум попытался сконструировать иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения [5]. Таксономия Блюма давно подтвердила свою эффективность в плане развития мыслительных операций, установления причинно-следственных связей и напрямую влияет на развитие навыков аргументации и доказательства
(Таблица 1).
Таблица 1. Пример заданий по т.Блюма на уроке информатики
Распознайте информацию на с.17 учебника; запустите программу «Турбо Паскаль» на компьютере
Знание
Трансформируйте данные таблицы на с.18 с программой Турбо Паскаль компьютера. Выразите собственными словами возможности Турбо Паскаль?
Понимание
Руководствуясь с.19 учебника сформулируйте и запишите вывод о справочной системе программы Турбо Паскаль
Применение
Применяя, информацию учебника с.20-21, установите связи с между файловой системой программы Турбо Паскаль и файловой системой любого текстового редактора находящегося на компьютере.
Проанализируйте интерфейс программы Турбо Паскаль и представьте результат в виде кластера
Анализ
Напишите простую программу с одной командой WRITELN в Турбо Паскаль и запустите ее.
Синтез
Оцените необходимость применения данного вида программирования в производстве, повседневной жизни и запишите в тетрадь.
Оценка
Применяемые на уроках в течение года задания по таксономии позволили улучшить показатель в аргументации доводов учащихся среднего звена на 10,8%. Если на момент начала исследования, задания уровня анализа, синтеза и оценки выполнялись 48% учащимися, то на конец исследования этот показатель составлял 57,8 %.
В ходе исследования урока выяснилось, что инструменты развития критического мышления не только развивают навыки аргументации и доказательства, но и в разной степени вызывают мотивацию к уроку. В основном большинству учащихся нравится работать в группе. Ученики уровня «А», которым тяжело отвечать самим у доски или конкретно при решении самостоятельной работы, нашли себя именно в групповой работе. По их мнению, именно в групповой форме они чувствуют себя комфортнее, а изучаемый материал понятнее. Однако не всем учащимся категории уровня «С» нравится работать в группе. Они хотят выполнять задания сами, быть лидерами. Но учащиеся уровня «С» в основном демонстрируют знания в определении предметов и явлений. Когда предлагаются задания на уровень оценки синтеза и анализа, эти учащиеся испытывают некоторые проблемы, так как не обладают навыками установления причинно-следственных связей. Напротив, учащиеся категории уровня «В» мобильно используют ресурсы, составляют карты понятий, обсуждают, устанавливают закономерности происходящих процессов.
В результате исследования было установлено, что для развития навыков аргументации и доказательства необходимо наличие навыков у учащихся:
-
Техника и осознанность чтения текстов
-
Установление причинно-следственных связей
-
Развитый понятийный аппарат
-
Задания, направленные на размышление, анализ и оценку ситуации.
Можно утверждать, что инструменты развития критического мышления способствуют развитию навыков аргументации и доказательства. Организация урока в этом случае должна побуждать к размышлению, анализу информации, умозаключению. В свою очередь учащиеся отметили, что испытывают интерес, уроки отличаются новизной, побуждением к достижению цели.
Список литературы:
-
grandars.ru/college/psihologiya/argumentaciya.html (30.09.2015г.)
-
Рыбкина Е.В. Развитие навыков аргументации у детей на уроках риторики. festival.1september.ru/articles/593829/ (30.09.2015г.)
-
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Междунар. журнал о развитии мышления через чтение и письмо № 4/2001 г. С. 36-40.
-
ЦПМ. Активные методы преподавания и обучения/ 2012г.С.61
-
newtonew.com/overview/taksonomija-bluma (01.10.2015г.)