• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Табулирование функции средствами табличного процессора

MS Office Excel

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся.

Вид урока: Комбинированный урок.

Цели:

Образовательные:

  • отработка навыков построения графиков функций,

  • знакомство с понятием «табулирование функции»,

  • закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;

  • отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач разных предметных областей.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Воспитательные:

  • развивать культуру общения и культуру речи;

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

  • научить отстаивать свою точку зрения.

Техническое обеспечение:

  1. компьютеры;

  2. мультимедийный проектор;

  3. раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы;

  4. презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel».

Структура урока.

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Актуализация знаний - 3 мин.

3. Первичное усвоение учебного материала - 7 мин

4. Осознание и осмысление учебной информации - 10 мин

5. Применение знаний и умений - 12 мин

6. Информация о домашнем задании - 1 мин

7. Рефлексия - 5 мин

8. Подведение итогов - 1 мин

Ход урока.

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня проводится урок по теме «Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel».
Прежде всего, перечислите возможности табличного процессора.

Ответы учащихся.

Акцентировать внимание на информации о том, что в табличном процессоре есть возможность построения диаграмм и графиков. Уточнить: в каких случаях строятся диаграммы, какие виды диаграмм существуют. Сообщить о том, что с помощью MS Office Excel возможно решать прикладные задачи разных предметных областей, например, математики. Нахождению значения функции при разных значениях аргумента отводится целый раздел в курсе математики. Эта задача называется табулированием функции. Оказывается, есть возможность решать эту задачу средствами Excel.

Тема урока записывается в тетрадь.

Учитель: Этот вопрос выходит за рамки школьной программы. Знания, полученные сегодня на занятии могут пригодиться при обучении в технических ВУЗах и при решении некоторых промышленных задач.

2. Актуализация знаний

Учитель: для того, чтобы успешно решать поставленную задачу, необходимо повторить ряд вопросов

Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.

  1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:

  1. ячейка

  2. строка

  3. столбец

  4. формула

  1. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    1. 18D;

    2. К13;

    3. 34;

    4. АВ.

  2. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

  1. DF;

  2. F12;

  3. АБ;

  4. 113.

  1. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

  1. 11D;

  2. F12;

  3. АБ3;

  4. В1А.

  1. В электронной таблице невозможно удалить:

  1. строку;

  2. столбец;

  3. содержимое ячейки;

  4. имя ячейки.


  1. Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

  1. 4;

  2. 8;

  3. 9;

  4. 10.

  1. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)


  1. 6

  2. 14

  3. 24

  4. 26


  1. Выберите ссылку, которая не является смешанной:

  1. F$15

  2. $B4

  3. $A$1

  4. $C12


  1. В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

  1. =2*$B1

  2. =2*$A2

  3. =3*$A1

  4. =2*$A1


  1. Первичное усвоение учебного материала.

Учитель: Алгоритм нахождения значений функций при разных аргументах на заданном интервале рассмотрим на примере.

Условие задачи записывается в тетради.

Задача. Найти значения функции y=x2 на интервале от [-2;2] с шагом 0.5.

Учитель: Прежде всего необходимо помнить, что требуется грамотное оформление решения задачи. Объединяем группу ячеек A1:K1.

Попросить одного из учащихся прокомментировать действия.

Оформляем заголовок.

Исследуем данную функцию: значение Y зависит от значения X.

В сою очередь, задан интервал изменения аргумента. Поэтому, в ячейке A3 помещаем имя аргумента X, в ячейке B3 помещаем выражение нахождения значения функции Y=X2 .

В ячейку А4 помещаем значение нижнего интервала значения аргумента -2.

В ячейку А5 помещаем значение -2+0.5=-1.5. Используя режим автозаполнения: выделяем ячейки А4:А5, помещаем указатель мышки в правый нижний угол выделенных ячеек и, не отпуская левую клавишу мышки, протягиваем указатель до значения x=2.

В ячейку В4 вносим формулу: =А3^2. Получаем значение аргумента.

Выделяем ячейку В4, курсор направляем в крайний нижний угол и протягиваем до заданного значения аргумента.

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)Осталось построить график функции по данным значениям. Для этого выделяем таблицу, в пунктах главного меню выделяем вкладку «вставка», выбираем вид графика «точечный», нажимаем «ОК». Получаем график зависимости значения функции от значения аргумента.

Обращаю внимание на оформление графика: выделение области построения графика, оформления легенды, границ.

Физкультпауза. Выполняются движения для снятия утомления глаз. Звучит релаксирующая музыка.

Используя данный алгоритм, построим несколько графиков функций самостоятельно.


  1. Осознание и осмысление учебной информации.

Предложить учащимся самостоятельно найти значения функции у = х^2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.

Все учащиеся выполняют работу самостоятельно. В качестве консультанта пригласить одного из учащихся. C помощью мультимедийного проектора продублировать выполнение задания на экране.

На выполнение задания выделить 12 минут. Визуально оценить выполненную работу учащихся.

Изменить функцию: у = х^2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.

Поставить вопрос: что изменится в отображении графика?

Ответ учащихся.

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)Применение знаний и умений.

Учитель: можно ли построить в системе координат сразу два и более графиков, чтобы проследить преобразование? Проверим на примере.

Задача 3. Построить графики функций . у = х^2 и у = 2х^2 в промежутке [-4;4] с шагом 0,5 .

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

Оценить работу учащихся.

Задача 4. Построить график функции y=|x^2-10| на [-6;6] c шагом 1.

Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.

В синих тонах - что-то непонятно, еще надо поработать.

В зеленых - ничего не понятно.


  1. Информация о домашнем задании.

Задание: построить графики функций на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу: [email protected]. В теме подписать свою фамилию.


  1. y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1

  2. y=3*x^2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5

  3. y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5

  4. y=-x^2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1

  5. *Найти решение уравнения x+2= х2

Задание со «*» для желающих знать больше.


  1. Рефлексия

Предложить учащимся ответить на ряд вопросов:

Цель

Оценка занятия:

Самооценка:

Трудности:

Чему научились:



  1. Итоги

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи: нахождения значения функции на заданном интервале изменения аргумента. Еще раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.

На следующем занятии мы рассмотрим графическое решение системы уравнений и графическое решение уравнений с параметрами.


© 2010-2022