Инновационный опыт

"Работая в школе, каждый из нас сталкивается с одними и теми же проблемами: снижение интереса к учению, равнодушие к результатам обучения (за исключением учащихся 11 классов). С чем это связано? Я думаю с несоответствием требований, форм, методов которые традиционно используются педагогами и психологическими особенностями современных учащихся."Описание инновационного опыта учителя по теме «Проблемная технология: ответ на вызов времени.» "В статье с позиций проблемного обсуждения рассматриваются ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемная технология: ответ на вызов времени.

Патютько Татьяна Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

ЛГ МБОУ «СОШ № 2»

г. Лангепас, ХМАО - Югра

Работая в школе, каждый из нас сталкивается с одними и теми же проблемами: снижение интереса к учению, равнодушие к результатам обучения (за исключением учащихся 11 классов). С чем это связано? Я думаю с несоответствием требований, форм, методов которые традиционно используются педагогами и психологическими особенностями современных учащихся.

Давайте вспомним выпуск всем известного Ералаша «Муха», как молодой учитель приходит в школу и видит хаос и анархию на уроках, но демонстрируя невероятные навыки владения таким оружием, как рогатка, добился рабочей дисциплины.

Какую можем выявить проблему, просматривая данный отрывок из любимого детского сериала?

Проблема в самоорганизации детей на уроке?

Проблема детской дисциплины и прилежания?

А может проблема в тех методах и формах стандартизированного подхода учителя к своей работе?

Возникает вопрос: а действительно ли во всем виноваты только дети, может пора уже и нам изменяться и делать что-то новое, интересное и нашим ученикам и нам?

Подобный ролик вызывает не только смех и оживление, но ставит окружающих перед дилеммой или проблемой. Это и является моей основной задачей на уроке. Я хочу, чтобы мои ученики умели видеть за красивой или смешной картинкой главное, проблемное, умели выделить эту проблему, попытаться предложить нестандартное решение или выход из нее, но при этом увидеть решение проблемы не однобоко, а с разных предметных точек зрения. Необходимо активизировать деятельность учащихся, и создать условия не для разрозненных мыслительных операций, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач и ситуаций.

Считаю, что одной из возможностей зажечь глаза ребят, включить их в активную работу, заставить их думать и размышлять является технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения (по Селевко Г.К.) предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения не нова, она получила большое распространение в 20-30 гг. Основана на теоретических положениях Джона Дьюи (американского философа - прагматика, психолога и педагога). В нашей стране теория и практика проблемного обучения рассматривалась педагогами и теоретиками Т.И.Шамова, А.М.Матюшкин, И.Я Лернер, М.Н.Скаткин, М.И. Махмутов и др.

С точки зрения стандартов второго поколения это не только формирование предметных навыков обучающегося, но и метапредметики: анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация.

Данная техника или прием (демонстрация проблемного ролика) только одна из многих, позволяющая, опираясь на зону ближайшего развития создать проблемную ситуацию на уроке. Этих техник достаточно много:

На этапе при постановке учебной задачи и целеполагания: «Столкновение противоречий в практике»;

На этапе изучения нового материала «Ассоциация», «Театрализация», «Удивляй», «Заочная экскурсия», «Дополнение»;

На этапе контроля знаний «Лишние слова или даты»;

На этапе обобщения и повторения «Были и небылицы», «Преобразование», «Снежный ком»;

На этапе рефлексии: «Рефлексивная мишень»; а в нашем конкретном случае рефлексию лучше провести путем представления себя на месте или в роли героев. А как я повел бы себя в данном случае?

На всех этапах «Перекинем мостик», «Тезаурус», «Ищи ошибку». И другие приемы и техники.

Одним из способов проблемного обучения является организация межпредметных связей. Понимая, что должна формировать у обучающихся целостную картину мира и общества в целом стараюсь интегрировать образовательное пространство. Проводятся бинарные занятия по истории-обществознанию (, истории-географии (Великие географические открытия), истории-МХК (ИЗО)(Культура Киевской Руси, России, Европы, Древней Греции, Эпоха Возрождения и др), обществознание - физика (Общество как развивающаяся система., Научное познание), обществознание-биология (Происхождение человека и становление общества). По-возможности выводя интеграцию на уровень метапредмета.

Сегодня на уроке и во внеурочной деятельности невозможно без использования средств ИКТ они позволяют ярко и образно воспроизвести те техники, которые я озвучила ранее. В том числе и представленная возможность демонстрации ролика здесь перед вами.

Говоря о возможностях проблемного обучения нельзя не затронуть его возможности при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Конечно же, владея навыками проблемного подхода к тем или иным понятиям, обучающиеся получают возможность практически без ошибок выполнять задания базового уровня части А и В, но работать на уровне с заданиями повышенного уровня из части В и С. В частности в обществознании это работа с графиками и диаграммами, написание эссе, сопоставление понятий и определений и т.д. в истории это задания по выделению лишнего, сопоставлению понятий и определений, дат и событий, восстановление хронологии и составление портрета исторической личности, в том числе и собственное отношение к его деятельности.

Основным в работе учителя все-таки является не процесс, а результат образовательной деятельности. Результатом деятельности являются:

  1. Результаты обучающихся которые представлены в виде совокупности результатов в соответствии со стандартом: 1.1.предметные результаты:

  • Обученность по предметам история и обществознание стабильно 100%;

  • Качество представлено в динамике уровень его стабильно повышается;

2011-2012

2012-2013

2013-2014 (I пол.)

История

62,5

62,9

63,5

Обществознание

76,5

77,0

77,9


  • Результаты ЕГЭ за 2013 года по обществознанию - 70 баллов (средний) самый высокий - 92 балла

    1. Метапредметные результаты:

  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады по истории - диплом 3 степени (7 класс)

  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады по обществознанию - диплом 1 степени (7 класс), диплом 3 степени (11 класс)

  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады по праву - диплом 3 степени (9 класс),

  • Городской конкурс рисунков «Предпринимательство сегодня» - 3 место;

  • Общероссийский конкурс среди учащихся общеобразовательных учреждений, посвященный году истории России «Демократические преобразования - поворотные точки в истории Российского государства» - диплом III степени


    1. Личностные результаты:

  • Личностный рост обучающихся: ученики 10-11 классов являются тьюторами для учеников 5-9 классов при подготовке к предметным к олимпиадам, к творческим и иным конкурсам, при написании и подготовке проектов. Также стабильно обучающиеся 10-11 классов являются членами жюри школьных конкурсов и организаторами школьных праздников и мероприятий.

  1. Результаты учителя, представлены в виде

2.1.Распространения и обобщения опыта среди педагогов

  • Статья: Воспитание толерантности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности// Сборник «Инновационные подходы к подготовке современного учителя в классическом университете». - г. Ставрополь, 2011 год. - с. 75-78

  • Выступление с докладами по темам «Программы смыслового чтения», «Организация исследовательской деятельности…» на педагогических чтениях «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС ОО», 2012 год

  • Публикация «История школьного фестиваля «В семье единой»//Звезда Лангепаса - декабрь, 2012 г.

  • Публикация методической разработки урока по обществознанию, профильный уровень по теме «Истина и ее критерии». На сайтах различного уровня декабрь, 2012 год

  • Мастер-класс для молодых специалистов, участников городского конкурса «Педагог года 2014» в номинации «Педагогический дебют»

2.2.Личных достижений и личного роста

  • возглавляет школьное методическое объединение учителей предметной области «Обществознание»,

  • руководит кружком «Юные музееведы»,

  • член Управляющего совета школы,

  • руководитель секции школьного научного общества «Обществознание».

  • победитель регионального конкурса в сфере образования в номинации «Лучший молодой педагог общеобразовательного учреждения»,

  • призер городских конкурсов: «Педагог года 2012» в номинации «Педагогический дебют» и конкурса методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в номинации «Общеобразовательные учреждения».

  • победитель регионального и муниципального этапов окружного молодежного конкурса «Золотое будущее Югры - 2013» в номинации «Специалист в области социального управления».

  • победитель муниципального и участник регионального этапа Молодежного проекта «УДАР», 2013 г.

  • участник территориального конкурса социальных проектов «Стратегия успеха 2012» ОАО «ЛУКойл-Западная Сибирь», представлен проект «Виртуальный цифровой музей школы».

  • Участник III окружного молодежного инновационного Конвента Югры - 2013.

Я стремлюсь к прогрессу, хочу изменить свою деятельность к лучшему - именно это и есть моя инновация.

© 2010-2022