Конспект урока информатики «Перевод из двоичной системы счисления в десятичную»

Конспект урока « Перевод из двоичной системы счисления в десятичную». Изучение нового материала в 8 классе по учебнику Н.Д. Угриновича. В конспекте четко прописан каждый этап и сделано закрепление первичных знаний. На первом этапе, учащиеся готовятся к восприятию новых знаний, учитель задает наводящие вопросы и вводит понятие «Системы счисления», на этом этапе учащиеся знакомятся с другими системами счисления. На четвертом этапе учащиеся на примерах учатся переводить числа из двоичной системы в десятичную систему. Учитель каждому ученику дает алгоритм данного перевода и вызывает к доске учащихся для работы и закрепления знаний. На этапе систематизации знаний, учащиеся самостоятельно выполняю работу по переводу чисел. Работа заключается в следующем, учащимся в течение 5 минут необходимо решить как можно больше карточек с примерами по переводу двоичных чисел в десятичные числа. Так же в данном конспекте для учащихся подготовлена самостоятельная работа в группах, в данной работе учащиеся производят перевод чисел и получаются в итоге готовое изображение по точкам. Итогом урока проводится рефлексия.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики 8 класс

Тема: "Двоичная система счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную"

Цель урока:Формирование новых знаний, умений и навыков по теме "Двоичная система счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную", осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему.

Задачи:

Образовательные:

  • дать определение понятия «система счисления»;

  • вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;

  • научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру, внимание, аккуратность, усидчивость.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;

  • развивать познавательный интерес к предмету информатика.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование урока: компьютер с проектором, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 слайд)

Здравствуйте, меня зовут Тихонова Юлия Дмитриевна я учитель информатики «Устино-Копьевской СОШ». В начале нашего урока я бы хотела, что бы вы улыбнулись мне и улыбнулись друг другу.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

А теперь мы с вами погружаемся в захватывающий мир информатики.

И начнем с ваших ответов на предложенные мной вопросы.

  1. С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? (Это устройство называется компьютер.)

  2. Для чего была изобретена ЭВМ? (ЭВМ изобретена для работы с числами)

  3. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами? (С числами работаем на математике.)

  4. Сколько цифр используется для представления чисел? (10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

С помощью этих 10 цифр мы можем записать любое число в математике, но оказывается любое число можно записать и с помощью 2 цифр, и 3 цифр и т.д. Для этого существуют различные системы счисления. Что же такое система счисления?

Система счисления - это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса: (2 слайд)

  • позиционные - количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;

  • непозиционные - цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе. (3,4,5, слайд)

  • (6 -7слайд)

Основание

Название системы счисления

Знаки

2

Двоичная

0, 1

3

Троичная

0, 1, 2

4

Четверичная

0, 1, 2, 3

5

Пятиричная

0, 1, 2, 3, 4

8

Восьмиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12

Двенадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

16

Шестнадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

  1. Целеполагание и мотивация.

Я, думаю, вы задались вопросом. А для чего нам нужны системы счисления? Я хочу вам, ответь на этот вопрос, все компьютерное программирование строится по принципу двоичного кодирования. Сегодня на уроке мы познакомимся с принципом двоичного кодирования и научимся переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную. (8-9 слайд)

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Для того, что бы перейти к двоичной системе счисления мы сначала поговорим об операциях с 10 системой счисления. А именно разложение на разрядные единицы числа 333 (10 слайд)

333 = 300 + 30 + 3

Но мы можем применить и другую запись разложения числа на разряды:

3 * 102 + 3 * 101 + 3 * 100 - эта запись называется развернутой формой записи числа

Давайте закрепим, записав в развернутой форме число 236: 2 * 102 + 3 * 101 + 6 * 100 , именно эту запись мы применяем в информатике.

Вспомнив десятичную систему счисления мы переходим к двоичной системе и переводу числа записанного в двоичной системе в десятичную. Для этого познакомимся с алгоритмом перевода из двоичной системы в десятичную.

Алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную (11 слайд)

Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо это число представить в виде суммы произведений степеней основания двоичной системы счисления на соответствующие цифры в разрядах двоичного числа.

Например, требуется перевести двоичное число 10110110 в десятичное. В этом числе 8 цифр и 8 разрядов ( разряды считаются, начиная с нулевого, которому соответствует младший бит). В соответствии с уже известным нам правилом представим его в виде суммы степеней с основанием 2:

Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012 = 1*26 +0*25+0*24+ 1*23 +0*22+0*21+ 1*20 =64+8+1=7310(12 слайд)

Переведите в десятичную систему счисления числа 111012,101012, 111002, (13 слайд)

111012=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+8+4+1=2910

101012=1*24+ 0*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+4+1=2110

111002=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 0*20=16+8+4=2810

  1. Систематизация знаний.

Самостоятельная работа

А теперь давайте посмотрим, получиться ли у вас перевести самостоятельно. Обратите внимание на ваших столах лежат карточки с заданиями, но так же есть свободные столы, где тоже есть карточки.

Ваша задача: записать номер карточки, решить задание, пересесть на свободное место. За 5 минут постараться решить правильно как можно больше заданий.

№1 101 = 5

№2 1010 = 10

№ 3 1110 = 14

№4 10111 = 23

№5 10001 = 17

№6 101010 = 42

№7 110011 = 51

№8 10110 = 22

№9 111110 = 62

№10 100011 = 35

№11 1010101 = 85

№12 1100110 = 104(14 слайд)

Взаимопроверка

Время вышло. Займите свои места, обменяйтесь тетрадями, Внимание на экран: от вашей внимательности и объективности зависит оценка которую вы поставите своему соседу по парте.

  1. Обобщение.

(Организовать группы) (15 слайд)

А сейчас вы почувствуете себя настоящими программистами. Я вам раздам карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить перевод чисел и на рабочих листах изобразить полученный рисунок:

задание

Выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите рисунок.


точки

Двоичная

точки

Двоичная

x

y

x

y

1

10

10

7

110

1000

2

1

100

8

110

111

3

11

100

9

1000

101

4

11

101

10

1000

100

5

101

111

11

1010

100

6

101

1000

12

1010

10



1

10

10



  1. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Чему научились на уроке?

  3. Какой момент урока вам больше понравился?

Вашим домашним заданием будет работа на карточках, в которой вы выполните перевод чисел из двоичной системы в десятичную и построите по полученным точкам рисунок!



  1. Рефлексия

Ну, вот наш урок и подошел к концу. На доске висит один большой и несколько маленьких смайликов, при выходе из кабинета возьмите себе на память смайлик, если вам понравился урок!. (17 слайд)

Всем спасибо, до свидания!



© 2010-2022